СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости





К списку занятий
Занятие 15
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 15.1. ПОНЯТИЕ О ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ

Предложение — совокупность слов (или слово), грамматически оформленная, интонационно завершённая и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.
Основная функция предложения — коммуникативная, то есть предложение является наименьшей единицей общения.

В зависимости от цели высказывания все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения служат для сообщения. Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.
Побудительные предложения содержат побуждение к совершению действия (просьбу или приказ).

Если повествовательные, вопросительные и побудительные предложения произносятся с особой интонацией (эмоционально, с повышением тона, выделением отдельного слова), то такие предложения называются восклицательными. На письме они отделяются восклицательным знаком.

СРАВНИТЕ:
Я тысячу дней тебя ждала. — (повествовательное, невосклицательное).
Я тысячу дней тебя ждала! — (повествовательное, восклицательное).
Вы уже всё закончили? — (вопросительное, невосклицательное).
Как, вы уже всё закончили?! — (вопросительное, восклицательное).
Не забывай меня. — (побудительное, невосклицательное).
Не забывай меня! — (побудительное, восклицательное).


Тема 15.2. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены — подлежащее и сказуемое, второстепенные — определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.
Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, имеющее оба главных члена, называется двусоставным.
Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным.
Например: Вдали густой полосой темнеет лес. Зимой быстро темнеет.



Упражнение 15.2.1
Найдите и подчеркните подлежащее в предложениях.

1. Идёт снег. 2. Я люблю зиму. 3. Рыжий оглянулся и приветливо помахал мне рукой. 4. Спящие даже не пошевелились от громкого шума. 5. Твои «завтра» — мне давно надоели. 6. По всему лесу разносилось громкое «ау». 7. Девятнадцать не делится на два без остатка. 8. Учиться — дело нужное. 9. Брат с сестрой учились в одном институте. 10. Мама с младшим сыном ушла в зоопарк. 11. Прошло десять лет. 12. Куча книг лежала на подоконнике. 13. У меня много друзей. 14. До тысячи человек вмещается в актовом зале. 15. От пяти до десяти процентов школьников участвовали в этом марафоне. 16. Любой из нас легко справится с этим заданием. 17. Трое из выпускников работают в Петербурге. 18. Самый способный из студентов сдал сессию досрочно. 19. Что-то знакомое послышалось мне в её голосе. 20. Быть образованным приятно. 21. Хотеть преуспеть в своей профессии естественно.

1. Идёт снег. 2. Я люблю зиму. 3. Рыжий оглянулся и приветливо помахал мне рукой. 4. Спящие даже не пошевелились от громкого шума. 5. Твои «завтра» мне давно надоели. 6. По всему лесу разносилось громкое «ау». 7. Девятнадцать не делится на два без остатка. 8. Учиться — дело нужное. 9. Брат с сестрой учились в одном институте. 10. Мама с младшим сыном ушла в зоопарк. 11. Прошло десять лет. 12. Куча книг лежала на подоконнике. 13. У меня много друзей. 14. До тысячи человек вмещается в актовом зале. 15. От пяти до десяти процентов школьников участвовали в этом марафоне. 16. Любой из нас легко справится с этим заданием. 17. Трое из выпускников работают в Петербурге. 18. Самый способный из студентов сдал сессию досрочно. 19. Что-то знакомое послышалось мне в её голосе. 20. Быть образованным приятно. 21. Хотеть преуспеть в своей профессии естественно.


Оценить себя:



Упражнение 15.2.2
Найдите и подчеркните сказуемое в предложениях.

1. Я читаю, читаю, а до конца романа ещё далеко. 2. А ваза бац прямо на пол. 3. Я тебя жду не дождусь. 4. А он знай себе распевает. 5. Я пойду куплю мороженое. 6. Я собралась было на дачу, но так и не уехала. 7. Он только и делает, что врёт. 8. К вечеру больной пришёл в себя. 9. Бабушка всегда делает из мухи слона. 10. Брат не принимал участия в этом разговоре. 11. Я закончил редактировать эту книгу. 12. Я был готов подчиниться вам. 13. Танцовщик в состоянии повторить это движение. 14. Актриса горела нетерпением принять участие в новом спектакле. 15. Я хотел, но не мог заснуть. 16. Он был лётчиком. 17. Мама казалась усталой. 18. Туристы вернулись домой отдохнувшие. 19. Рубашка оказалась в полосочку. 20. Петров самый высокий в классе. 21. Телеграмма так и не была отправлена. 22. Она была седьмым ребёнком в семье. 23. Я изо всех сил старался казаться взрослым. 24. Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.

1. Я читаю, читаю, а до конца романа ещё далеко. 2. А ваза бац прямо на пол. 3. Я тебя жду не дождусь. 4. А он знай себе распевает. 5. Я пойду куплю мороженое. 6. Я собралась было на дачу, но так и не уехала. 7. Он только и делает, что врёт. 8. К вечеру больной пришёл в себя. 9. Бабушка всегда делает из мухи слона. 10. Брат не принимал участия в этом разговоре. 11. Я закончил редактировать эту книгу. 12. Я был готов подчиниться вам. 13. Танцовщик в состоянии повторить это движение. 14. Актриса горела нетерпением принять участие в новом спектакле. 15. Я хотел, но не мог заснуть. 16. Он был лётчиком. 17. Мама казалось усталой. 18. Туристы вернулись домой отдохнувшие. 19. Рубашка оказалась в полосочку. 20. Петров самый высокий в классе. 21. Телеграмма так и не была отправлена. 22. Она была седьмым ребёнком в семье. 23. Я изо всех сил старался казаться взрослым. 24. Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.


Оценить себя:



К списку занятий