СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости



К списку занятий
Занятие 18
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Тема 18.1. СЛУЧАИ ПОСТАНОВКИ ТИРЕ
МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях.
1. Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа: Солнце – вечное окно в золотую ослепительность (БЕЛЫЙ).

ВНИМАНИЕ! Подлежащее и сказуемое могут быть выражены:
— словосочетаниями, в которых главное слово стоит в именительном падеже: «Сказка сказок» Юрия Норштейна — один из самых замечательных мультфильмов в истории анимации.
— словами, употреблёнными в значении существительного: Самое трудное — начать книгу воспоминаний (Зелёная). 2. Если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола или если один из них — инфинитив, а другой — существительное в именительном падеже: Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Моё любимое занятие — играть в шахматы.
3. Если перед сказуемым есть слова это, это значит, вот, вот что, значит: Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин). Покупать города — это не моё дело (Петрушевская).
4. Если оба главных члена выражены числительными в именительном падеже или один из них — числительное, а другой — существительное в именительном падеже: Пятью пять — двадцать пять. Площадь этой комнаты — двадцать пять квадратных метров.
5. Если сказуемое выражено фразеологическим оборотом: И дураки и умники — одним миром мазаны. Талант у него — дай бог каждому!
6. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным при обратном порядке членов предложения: Виновник этого — он.


Тема 18.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСТЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РАСПРОСТРАНЁННОСТИ И
ПОЛНОТЕ
Трудности, связанные с постановкой тире в неполных предложениях, обусловлены не только тем, что нужно обнаружить пропущенный член предложения, но и выяснить, нужна ли в устной речи пауза на месте тире. Разночтения, связанные с оттенком выражения мысли, допускают варианты в постановке знаков препинания.

Упражнение 18.2.1
Поставьте тире в неполных предложениях с второстепенным членом, входящим в состав сказуемого.

1. За окнами снега, степная гладь и ширь, на переплётах рам следы ночной пурги (Бунин). 2. Над глубокими снегами синее, огромное и удивительно нежное небо (Бунин). 3. В тяжёлых взмахах крыльев лебедей царственное величие (Федин). 4. В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке радость жизни (Федин).

1. За окнами — снега, степная гладь и ширь, на переплетах рам — следы ночной пурги (Бунин). 2. Над глубокими снегами — синее, огромное и удивительно нежное небо (Бунин). 3. В тяжёлых взмахах крыльев лебедей — царственное величие (Федин). 4. В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке — радость жизни (Федин).


Оценить себя:



Упражнение 18.2.2
Поставьте тире в неполных предложениях с опущенными членами предложения, названными в другой части предложения.
1. Золото добывают из земли, а знания из книги (Пословица). 2. Жаворонок является к теплу, зяблик к стуже (Пословица). 3. Красна птица перьями, а человек знаниями (Пословица). 4. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она поддерживала чайник, другой кран самовара (Л. Толстой). 5. Озими, свежо зеленея, шли в одну сторону, дубовый кустарник в другую (Бунин).

1. Золото добывают из земли, а знания — из книги (Пословица). 2. Жаворонок является к теплу, зяблик — к стуже (Пословица). 3. Красна птица перьями, а человек — знаниями (Пословица). 4. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она поддерживала чайник, другой — кран самовара (Л. Толстой). 5. Озими, свежо зеленея, шли в одну сторону, дубовый кустарник — в другую (Бунин).


Оценить себя:


Тема 18.3. ОТСУТСТВИЕ ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ


Тире между подлежащим и сказуемым при оговорённых выше условиях обычно не ставится в следующих случаях:
1. Если подлежащее выражено личным местоимением: Я царь, я раб, я червь, я бог (Державин). Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). Он раб моды (Шварц).
2. Если между подлежащим и сказуемым стоит:
— сравнительный союз (как, будто, словно, точно, всё равно, что и др.): Пруд как блестящая сталь (Фет). Капли мёда словно жемчуг (Ошанин);
— вводное слово: Петербург, как известно, один из самых замечательных городов России;
— обращение: Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека (Лермонтов);
— наречие или несогласованное определение: Музыка по-прежнему его страстное увлечение;
— частица: Декабрь лишь первый месяц зимы.
3. Если перед сказуемым, выраженным существительным, стоит отрицание не: Бедность не порок (пословица). Сердце не камень (Пословица).
Но: Между главными членами предложения ставится тире, если частица не относится к сказуемому-инфинитиву. Например: Учиться — не значит подражать кому-то, а значит самому освоить приёмы мастерства.

Внимание! Если после отрицания есть противопоставление с союзом а, то тире перед сказуемым ставится: Природа — не храм, а мастерская и человек в ней работник (Тургенев). 4. В предложениях разговорного стиля: Моя мать учительница. Мой брат инженер.
5. При обратном порядке следования главных членов предложения, когда сказуемое предшествует подлежащему: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь). Какое низкое коварство полуживого забавлять! (Пушкин).
6. Если в состав сказуемого входит глагол-связка быть (есть, был, будет): Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).
7. Если сказуемое выражено кратким или полным прилагательным: Жизнь прекрасна и удивительна (Маяковский). Солнце ясно, небо сине (Лермонтов). Работа отличная.

ВНИМАНИЕ!
Интонационное (авторское) тире может быть поставлено в любых случаях, если автор хочет подчеркнуть или уточнить смысловое значение подлежащего или сказуемого: Моя солдатская шинель — как печать отвержения (Лермонтов). Все миряне заметили, что праздник — как будто не праздник (Гоголь).



Упражнение 18.3.3
Устно объясните случаи постановки или отсутствия тире.

1. География — наука почтальонов (Чехов). 2. Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). 3. Вздыхать — это моё право (Салтыков-Щедрин). 4. И откуда это столько народу набралось (Чехов). 5. Расчудесное это занятие — снегирей ловить (Горький). 6. Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Оценить такое произведение — значит оценить самого поэта (Белинский). 7. Скупость не глупость (Пословица). 8. Наша задача завтра — не отразить атаку противника, а уничтожить ядро армии (А. Н. Толстой). 9. Чай пить — не дрова рубить (Пословица). 10. Значит, девятью сорок — триста шестьдесят, так? (Писемский). 11. Лизавета Ивановна была пренесчастное создание (Пушкин). 12. Вы, сударь, камень (Грибоедов). 13. Гусь, как известно, птица важная (Гоголь). 14. Земля велика и прекрасна (Чехов). 15. Я смешной человек (Достоевский). 16. Главное — любить других, как себя (Достоевский). 17. Твои слова что острый нож. 18. Одуванчики весной словно живое золото.



Оценить себя:



Упражнение 18.3.4
Определите, где и в каких предложениях нужно поставить тире.
1. Судьба Грибоедова сложная историческая проблема, вряд ли разрешимая научными методами (Эйхенбаум). 2. Самый грустный человек 20:х годов был Грибоедов (Тынянов). 3. Болдинская осень один из самых значительных по интенсивности творческого труда период деятельности Пушкина (Лотман). 4. «Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века (Набоков). 5. Это не моё дело обманывать людоеда (Петрушевская). 6. Анна не обычная женщина, не просто образец женственности, это натура глубокая, полная сосредоточенного и серьёзного нравственного чувства (Набоков). 7. Достоевский, как известно, великий правдоискатель, гениальный исследователь больной человеческой души (Набоков). 8. Я московский озорной гуляка (Есенин). 9. Только одна у нас цель и есть освободить тебя и взять с собой (Шварц). 10. Убивать медведей всё равно что детей убивать (Шварц).

1. Судьба Грибоедова — сложная историческая проблема, вряд ли разрешимая научными методами (Эйхенбаум). 2. Самый грустный человек 20-х годов был Грибоедов (Тынянов). 3. Болдинская осень — один из самых значительных по интенсивности творческого труда период деятельности Пушкина (Лотман). 4. «Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века (Набоков). 5. Это не моё дело — обманывать людоеда (Петрушевская). 6. Анна не обычная женщина, не просто образец женственности, это натура глубокая, полная сосредоточенного и серьёзного нравственного чувства (Набоков). 7. Достоевский, как известно, великий правдоискатель, гениальный исследователь больной человеческой души (Набоков). 8. Я московский озорной гуляка (Есенин). 9. Только одна у нас цель и есть — освободить тебя и взять с собой (Шварц). 10. Убивать медведей — всё равно что детей убивать (Шварц).


Оценить себя:



К списку занятий