СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости



К списку занятий
Занятие 24
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Тема 24.1. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Прямая речь, то есть точно воспроизведённая речь говорящего, может предшествовать словам автора, завершать их или находиться в любом месте предложения, разрывая авторское высказывание. Оформляется она при помощи кавычек и сопутствующих им знаков препинания: «Малый ход назад!»сказал капитан в трубку (Катаев). Директор перекинул свой взгляд на дошкольника, как бы спрашивая: «А сам-то ты кто такой?» (Коваль). «Вот и умылась земля, — сказал он, — ключевой водой из серебряного корыта» (Паустовский).
Так же, как прямую речь, при помощи кавычек выделяют внутреннюю прямую речь, то есть невысказанные мысли: «А тут ещё этот песец, — раздражённо думал директор. — Оставить его в школе никак нельзя. За праздник сдохнет. Надо звонить на звероферму» (Коваль).
Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие: Директор Губернаторов решил глянуть ещё раз на чрезвычайного зверя и вышел на крыльцо, повторяя про себя: «Хорошая, интересная задумка!» (Коваль).
После прямой речи перед словами автора ставится тире: «Филька бежит на Северный полюс», — упавшим голосом продолжал дошкольник (Коваль).



Расстановку знаков препинания при прямой речи можно представить в виде схем, где П — прямая речь, начинающаяся с прописной буквы, п — прямая речь, начинающаяся со строчной буквы, А и а — слова автора, начинающиеся с прописной или строчной буквы соответственно.

Слова автора перед прямой речью

А: «П». А: «П?» А: «П!» А: «П...»


Слова автора после прямой речи

«П», — а. «П?» — а. «П!» — а. «П...» — а.


Слова автора внутри прямой речи

«П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П».


Прямая речь внутри слов автора

А: «П!» — а. А: «П?» — а. А: «П» — а. А: «П...» — а.



Упражнение 24.1.1
Поставьте знаки препинания согласно схеме (прямая речь выделена курсивом)

А: «П».


Алый, конечно, ничего не говорил, но думал С медведями держи ухо востро В этом месте рассказа в глазах у больного промелькнуло какое: то дикое и весёлое украинское лукавство, и он проговорил сипло, сквозь зубы Это его, наверное, кошка поцарапала

А: «П?»


Потом командир спросил Как же зовут собаку Она кричала осипшим голосом Мадам о чём может быть речь

А: «П!»


Настоящий солист:вокалист постоит немного, помолчит, прислушается к песне, которая зреет в груди, и только потом уж грянет Люблю я макароны И тут из темноты чей-то хриплый голос сказал Суок

«П», — а.


Вдруг да на нём знаки какие-нибудь есть думал Вася, разглядывая мешок Только не оглядывайся тихо сказал Болдырев
«П?» — а.


Ты куда пса девал спросила Евлампиевна
Где бычки закричала вдруг торговка, делаясь от гнева красной, как свёкла

«П!» — а.


Вперёд шепнул Кошкин
Какое счастье тихо сказал наследник

«П, — а, — п».


Господи сказала Евлампиевна прости нас и помилуй
Господин наследник сказал он торжественно я вылечил вашу куклу

«П, — а. — П».


Дела неважные думал я Придётся, видно, отпустить Капитана
Готово сказал главный кондитер Теперь, пожалуй, нужно сунуть его в печь, чтобы слегка подрумянить

«П?» — а. — П».


Зачем вы его привели раздался крик одного из гостей Я его боюсь
Разве сегодня воскресенье усомнился доктор Не думаю

«П! — а. — П».


Вот хорошо обрадовался наследник А прежде ты не хотела есть
Ну, дьявол черноусый думал Вася, ворочаясь на кровати Ловко обманул
А: «П» — а.


Собрав последние силы, телевизор жалобно пропел Издалека долго течёт река Волга и замолк
А: «П?» — а.


На вопрос Рашпиля Знаешь ли ты кого привёл Батон ничего не отвечал
Сержант спросил Это вы — Пичугин и прошёлся по участку

А: «П». Алый, конечно, ничего не говорил, но думал: «С медведями держи ухо востро». В этом месте рассказа в глазах у больного промелькнуло какое-то дикое и весёлое украинское лукавство, и он проговорил сипло, сквозь зуб: « Это его, наверное, кошка поцарапала». А: «П?» Потом командир спросил: « Как же зовут собаку?» Она кричала осипшим голосом: «Мадам, о чём может быть речь?» А: «П!» Настоящий солист-вокалист постоит немного, помолчит, прислушается к песне, которая зреет в груди, и только потом уж грянет: « Люблю я макароны!» И тут из темноты чей-то хриплый голос сказал: « Суок!» «П», — а. «Вдруг да на нём знаки какие-нибудь есть», - думал Вася, разглядывая мешок. «Только не оглядывайся», - тихо сказал Болдырев. «П?» — а. «Ты куда пса девал?» - спросила Евлампиевна. «Где бычки?» - закричала вдруг торговка, делаясь от гнева красной, как свёкла. «П!» — а. «Вперёд!» - шепнул Кошкин. «Какое счастье!» - тихо сказал наследник. «П, — а, — п». «Господи, - сказала Евлампиевна, - прости нас и помилуй». «Господин наследник, - сказал он торжественно, - я вылечил вашу куклу». «П, — а. — П». «Дела неважные, - думал я. - Придётся, видно, отпустить Капитана». «Готово, - сказал главный кондитер. - Теперь, пожалуй, нужно сунуть его в печь, чтобы слегка подрумянить». «П?» — а. — П». «Зачем вы его привели»?- раздался крик одного из гостей. - Я его боюсь «Разве сегодня воскресенье «? - усомнился доктор. - Не думаю». «П! — а. — П». «Вот хорошо!- обрадовался наследник. - А прежде ты не хотела есть». «Ну, дьявол черноусый! - думал Вася, ворочаясь на кровати. - Ловко обманул». А: «П» — а. Собрав последние силы, телевизор жалобно пропел: « Издалека долго течёт река Волга» - и замолк. А: «П?» — а. На вопрос Рашпиля: « Знаешь ли ты, кого привёл?» - Батон ничего не отвечал. Сержант спросил: « Это вы — Пичугин?» - и прошёлся по участку. (В упражнении использованы примеры из произведений В. Катаева, Ю. Коваля, Ю. Олеши.)


Оценить себя:



К списку занятий