СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости



К списку занятий
Занятие 26
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 26.1. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей служат союзы и союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочинённые (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчинённые (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):

Упражнение 26.1.1
Прочитайте предложения. Отметьте цифрой 1 простые предложения, а цифрой 2 сложные. Поставьте необходимые знаки препинания.

1. Тучи надвинулись и похолодало. 2. Я вышел на поляну освещённую солнцем и остановился. 3. Погода несносная дорога скверная ямщик упрямый (Пушкин). 4. Матушка сидела в гостиной и разливала чай одной рукой она придерживала чайник другой кран самовара (Л. Толстой). 5. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (Пушкин). 6. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт (Пушкин). 7. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит (Лермонтов). 8. Лишь ветер злой бушуя воет и небо кроет седою мглой (Бунин). 9. И окошенные кусты у реки и сама река прежде не видная, а теперь блестящая сталью в своих извивах и движущийся и поднимающийся народ и крутая стена травы недокошенного места луга и ястребы вившиеся над оголённым лугом всё это было совершенно новым (Л. Толстой) 10. Из множества звуков земли пения птиц трепетания листвы на деревьях треска кузнечиков журчания лесного ручья самый весёлый и радостный звук песня полевых и луговых жаворонков (Соколов-Микитов). 11. Мне рекомендовали эту книгу и я прочитал её. 12. Сходите в зоопарк и вы увидите африканского слона. 13. У меня кружилась голова и глаза застилало слезами. 14. К вечеру и дождь перестал и потеплело. 15. Бедную больную куклу отнесли в мастерскую и там её починили. 16. Вдруг надо мной что:то зашумело будто невидимая птица задела крылом вершины деревьев (Федосеев). 17. В чистом небе как чаинки вился птичий хоровод (Гандлевский).

1. Тучи надвинулись, и похолодало (2). 2. Я вышел на поляну, освещённую солнцем, и остановился (1). 3. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин) (2). 4. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой — кран самовара (Л. Толстой) (2). 5. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (Пушкин) (1). 6. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт (Пушкин) (1). 7. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит (Лермонтов) (1). 8. Лишь ветер злой, бушуя, воет и небо кроет седою мглой (Бунин) (1). 9. И окошенные кусты у реки, и сама река, прежде не видная, а теперь блестящая сталью в своих извивах, и движущийся и поднимающийся народ, и крутая стена травы недокошенного места луга, и ястребы, вившиеся над оголённым лугом, — всё это было совершенно новым (1) (Л. Толстой) 10. Из множества звуков земли, пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья самый весёлый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков (Соколов-Микитов) (1). 11. Мне рекомендовали эту книгу, и я прочитал её (2). 12. Сходите в зоопарк, и вы увидите африканского слона (2). 13. У меня кружилась голова и глаза застилало слезами (2). 14. К вечеру и дождь перестал, и потеплело (2). 15. Бедную больную куклу отнесли в мастерскую, и там её починили (2). 16. Вдруг надо мной что-то зашумело, будто невидимая птица задела крылом вершины деревьев (Федосеев) (2). 17. В чистом небе, как чаинки, вился птичий хоровод (Гандлевский) (1).


Оценить себя:




К списку занятий