≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости





К списку занятий
Занятие 28
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 28.1. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной. Части СПП соединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.
НАПРИМЕР: И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады (Гайдар). И чёрный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, в страхе забился и запрыгал (Гайдар). Мы подошли к ограде с той стороны, откуда караулили усадьбу высокие, как солдаты, цветы — подсолнухи (Гайдар). Тут мы увидели на опушке бревенчатый дом и сразу же догадались, что здесь живёт дочь сторожа Валентина и её сын Фёдор (Гайдар).

Подчинительные союзы имеют следующие разряды по значению:
1) временные: когда, пока, едва, лишь;
2) причинные: так как, потому что, ибо (устар.);
3) условные: если, кабы (устар.) , коли (устар.);
4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);
5) уступительные: хотя, несмотря на то что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;
8) изъяснительные: что, как, чтобы.
Кроме того, бывают составные подчинительные союзы: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы, до тех пор пока.

В роли союзных слов выступают:
1) относительные местоимения (кто, что, какой, чей, который, сколько и др.);
2) местоимённые наречия (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.).
В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.
Некоторые союзные слова (что, как, когда, чем — форма местоимения что) омонимичны союзам. Для того чтобы их различить, необходимо попытаться заменить союзное слово знаменательным (если такая замена невозможна — это союз): Я знаю, что ты меня любишь — союз. Я знаю, что (какую вещь) мне купят в подарок — союзное слово, дополнение. На союзное слово, кроме того, падает фразовое ударение: Я разбил вазу и не знаю, что (какие слова) мне маме сказать.

ВНИМАНИЕ!
Критерием разграничения союзов и союзных слов часто может служить тип придаточного предложения, поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или только союзными словами. При определении типа придаточного предложения учитываются средства связи и смысловые отношения между главной и придаточной частями.


Упражнение 28.1.1
Поставьте цифру 1 над вопросительными местоимениями, цифру 2 над союзами и цифру 3 над союзными словами, выраженными относительными местоимениями.

1. Кто крайний в очереди? 2. Вы не скажете, кто здесь крайний? 3. В мультике со смешным названием «Кто сказал «мяу»?» действуют забавные герои. 4. Я попросил бы вас объяснить, что вы здесь делаете. 5. Что вас сюда привело? 6. Любопытно было бы узнать, что думают по этому поводу родители. 7. Какой сегодня день недели? 8. Никто не помнит, какой сегодня день недели? 9. Какого цвета платье было на имениннице? 10. Нескоро решили, в какого цвета костюмах будет выступать наша команда. 11. Чей это платочек? 12. Машенька, скажи, пожалуйста, чей платочек валяется на полу? 13. Который сейчас час? 14. Я сел в троллейбус, который довезёт меня до Арбата. 15. Сколько стоит этот диск? 16. Интересно было бы узнать, сколько стоит этот диск. 17. Что случилось? 18. Всё произошло так быстро, что никто не успел понять, что случилось. 19. Что же мне купить маме в подарок? 20. Цветы, духи, книги, диски — никак не могу решить, что же мне купить маме в подарок. 21. Мне грустно оттого, что наступает осень. 22. Я снова опоздал и не могу придумать, что мне сказать в объяснение. 23. Чем мне порадовать тебя? 24. Кот к обеденному столу принёс мышку, чем очень насмешил всех. 25. Песенка «Куда уходит детство?» часто звучит на выпускных балах.

1. Кто (1) крайний в очереди? 2. Вы не скажете, кто (3) здесь крайний? 3. В мультике со смешным названием «Кто (1) сказал мяу?» действуют забавные герои. 4. Я попросил бы вас объяснить, что (2) вы здесь делаете. 5. Что (1) вас сюда привело? 6. Любопытно было бы узнать, что (2) думают по этому поводу родители. 7. Какой (1) сегодня день недели? 8. Никто не помнит, какой (3) сегодня день недели? 9. Какого (1) цвета платье было на имениннице? 10. Нескоро решили, в какого (3) цвета костюмах будет выступать наша команда. 11. Чей (1) это платочек? 12. Машенька, скажи пожалуйста, чей (3) платочек валяется на полу? 13. Который (1) сейчас час? 14. Я сел в троллейбус, который (3) довезёт меня до Красных ворот. 15. Сколько (1) стоит этот диск? 16. Интересно было бы узнать, сколько (3) стоит этот диск. 17. Что (1) случилось? 18. Всё произошло так быстро, что (2) никто не успел понять, что (2) случилось. 19. Что (1) же мне купить маме в подарок? 20. Цветы, духи, книги, диски — никак не могу решить, что (3) же мне купить маме в подарок. 21. Мне грустно оттого, что (2) наступает осень. 22. Я снова опоздал и не могу придумать, что (2) мне сказать в объяснение. 23. Чем (1) мне порадовать тебя? 24. Кот к обеденному столу принёс мышку, чем (3) очень насмешил всех. 25. Песенка «Куда (1) уходит детство?» часто звучит на выпускных балах.


Оценить себя:


Упражнение 28.1.2
Поставьте цифру 1 над вопросительными местоимёнными наречиями и цифру 2 над союзными словами, выраженными местоимёнными наречиями.

1. Где мой мобильный? 2. Куда же я засунул кошелёк? 3. Зачем ты дразнишь собаку? 4. Детская площадка, где мы играли в детстве, превращена теперь в место парковки. 5. Дача, куда я отвёз на лето сына и его многочисленных друзей, превратилась в шумный и многолюдный лагерь. 6. Я часто спрашиваю бабушку, зачем она превращает дачу в дом для престарелых вещей. 7. Когда вы возвращаетесь из отпуска? 8. Весной, когда мы познакомились, розы расцветали не только в парках, но и в моём сердце. 9. Как же ты умудрился это сделать? 10. Я сломал дедушкин барометр и не знаю, как его починить. 11. Куда бы мне уехать, чтобы наконец закончить книгу? 12. Откуда здесь взялись подснежники? 13. Никто уже не помнит, откуда здесь эти древние старик и старуха.

1. Где (1) мой мобильный? 2. Куда (1) же я засунул кошелёк? 3. Зачем (1) ты дразнишь собаку? 4. Детская площадка, где (2) мы играли в детстве, превращена теперь в место парковки. 5. Дача, куда (2) я отвёз на лето сына и его многочисленных друзей, превратилась в шумный и многолюдный лагерь. 6. Я часто спрашиваю бабушку, зачем (2) она превращает дачу в дом для престарелых вещей. 7. Когда (1) вы возвращаетесь из отпуска? 8. Весной, когда (2) мы познакомились, розы расцветали не только в парках, но и в моём сердце. 9. Как (1) же ты умудрился это сделать? 10. Я сломал дедушкин барометр и не знаю, как (2) его починить. 11. Куда (1) бы мне уехать, чтобы наконец закончить книгу? 12. Откуда (1) здесь взялись подснежники? 13. Никто уже не помнит, откуда (2) здесь эти древние старик и старуха.


Оценить себя:



В большинстве случаев от главной части к придаточной может быть задан вопрос, выявляющий смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится. Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части или ко всей главной части в целом. Придаточная часть может располагаться за главной частью, перед главной частью или внутри главной части.

ВНИМАНИЕ!
Некоторые типы придаточных могут располагаться только после главного предложения или определённых слов в нём, расположение же других типов придаточных свободное.
В главной части могут быть указательные слова, которые показывают, что при главной части имеется придаточная. Это указательные местоимения и местоимённые наречия то, тот, такой, там, туда, тогда, столько и другие, которые выступают в паре с определёнными союзами и союзными словами: то — что, там — где, столько — сколько и т. д. При определённых типах придаточных наличие указательного слова обязательно, в этом случае придаточное относится именно к нему.


Тема 28.3. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ

Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к одному слову в главной части: существительному, местоимению или слову другой части речи в функции существительного — и располагаются после этого определяемого слова.
НАПРИМЕР: В миг, когда любовь исчезает, наше сердце ещё лелеет её воспоминание (Пушкин). Жил-был кот, который умел петь и пел вечерами для своей знакомой кошки (Петрушевская). И этим человеком, спасшим весь отряд, оказался именно он, кто никогда громких слов не говорил и подвигов совершать не обещал. Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоимённых наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой слово из главной части, к которому относятся.
НАПРИМЕР: Вдалеке уже был виден дом, который (дом) построил ещё мой прадед (союзное слово который является подлежащим). Очень хотелось увидеть друзей, с которыми (с друзьями) я много лет не виделся (с которыми является дополнением).
Союзные слова что, где, куда, откуда, когда всегда могут быть заменены в придаточном основным союзным словом который:
Футбольное поле, где (на котором) мы с ребятами в детстве играли в футбол, сплошь заросло лопухами. Пожарная каланча, что (которая) стояла на Сухаревке, была видна издалека. Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой: В тот вечер, когда мы познакомились, шёл страшный дождь. При таком ледяном порывистом ветре, который даже зонтики вырывал из рук прохожих, невозможно было не простудиться. Эти указательные слова не являются обязательными в структуре предложения, они могут быть свободно опущены. Придаточное предложение относится к существительному даже при наличии при нём указательного слова. Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, которые относятся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоимённо-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который. Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг (Пушкин) — средство связи здесь союзное слово что, являющееся подлежащим.

Он показался мне совсем не таким, каким я запомнила его в последний раз — средство связи в этом предложении союзное слово каким, являющееся определением.

ВНИМАНИЕ!
В отличие от определительных придаточных, которые располагаются только после определяемого слова, местоимённо-определительные придаточные могут располагаться и перед определяемым словом: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей (Пушкин) — средство связи здесь союзное слово кто, являющееся подлежащим. Придаточное определительное замещает синтаксическую позицию определения или сказуемого.


Тема 28.4. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они присоединяются к главному предложению союзами — что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не… ли, ли… или, то ли… то ли и др. и союзными словами — что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.
НАПРИМЕР: И послышалось мне, будто снег хрустит (Лермонтов); средство связи — союз будто. Я слово позабыл, что я хотел сказать (Мандельштамп); средство связи — союзное слово что. Хитро посмотрел я на Светлану и спросил, не видала ли она там заодно пароход с двумя трубами, серую обезьяну на дереве и белого медведя на льдине (Гайдар); средство связи – союз: частица ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части. Я спросил, будет ли он смотреть футбол, или я могу переключить программу; средство связи — двойной союз ли… или. Поговаривали, что будто бы он по ночам летает; средство связи — составной союз что будто бы.
Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части — глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, чувства, мысли, восприятия: И сладко слушать у балкона, как снегири в кустах звенят (Бунин). И неясно прохожим в этот день непогожий, почему я весёлый такой (Тимофеевский). Я рад, что вам всё удалось преодолеть. В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Дети обрадовались тому, что отец не сердится. В этом предложении слово тому может быть опущено, а придаточное относится к глаголу обрадовались.

Однако в некоторых СПП с придаточным изъяснительным указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.
НАПРИМЕР: Урок начался с того, что меня вызвали отвечать к доске. Я был наказан за то, что получил пять двоек за неделю. Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то.

ВНИМАНИЕ!
Чтобы не перепутать такие предложения с местоимённо-определительными, следует помнить, что именно союз, а не союзное слово отличает изъяснительное придаточное. Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, оно может располагаться и перед главной частью: Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем (Гоголь). Придаточное изъяснительное занимает позицию дополнения или подлежащего.


Тема 28.5. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени.


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ


Придаточные времени относятся ко всей главной части или к одному слову в ней, указывают на время протекания действия в главной части, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они присоединяются к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.
НАПРИМЕР: Едва дилижанс тронулся и стал подыматься в гору, мальчик прильнул к окну и принялся смотреть по сторонам (Катаев). Будильник решил жениться, когда стукнет без пятнадцати девять (Петрушевская).

Среди СПП с придаточными времени встречаются предложения со сложными союзами, которые могут быть разделены на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными времени, но и в других типах придаточных.
СРАВНИТЕ: Три года прошло, с тех пор как мы переехали в Петербург и Три года прошло с тех пор, как мы переехали в Петербург. Оба предложения имеют в своём составе один и тот же союз с тех пор как.

ВНИМАНИЕ!
В том случае, когда союз разделяется запятой, его первая часть входит в состав главного предложения в качестве указательного слова, а вторая играет роль союза: Спектакль был поставлен в то время, (какое?) когда никто и мечтать не мог о его успехе. В данном случае тип придаточного предложения изменится — перед нами СПП с придаточным определительным.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Однако есть два случая, когда положение придаточной части фиксированное:
1. При использовании союза как, как вдруг (такие союзы выражают отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях) придаточная часть располагается после главной: Следствие по этому делу уже шло к концу, как вдруг выяснились новые непрояснённые подробности.
2. При использовании двойного союза когда… тогда, лишь только… как, когда… то и др. (второй компонент таких союзов помещается перед второй частью и может быть опущен) придаточная часть располагается перед главной: Едва рассвело, как мы вышли в море.


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА


Придаточные места указывают на место или направление движения и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоимённым наречием там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду.
Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в роли обстоятельств.
НАПРИМЕР: Волк выбежал оттуда, откуда его совсем не ждали. Она обращалась за помощью всюду, где ей хоть чем-нибудь могли помочь.
В разговорной речи наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной: Не имея определённой цели, мальчик пошёл гулять, куда ему вздумалось.
Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной встречается только в разговорной речи: Где тонко, там и рвётся (пословица).


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ


Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины и отвечают на вопросы почему? отчего? Они присоединяются к главной части союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и т. п.
НАПРИМЕР: Девочка плачет, потому что улетел воздушный шарик.
Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двойного союза придаточная часть может стоять до главной, перед которой стоит второй компонент союза: Так как нам всем понравилось ваше исполнение, то попросим вас исполнить ещё один романс.


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВИЯ


Придаточные условия относятся ко всей главной части, имеют значение условия и отвечают на вопрос при каком условии? Они присоединяются к главной части с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.
НАПРИМЕР: Нетрудно подождать два часа, если ждал целое лето (Коваль). Раз я фашист, значит, и пружина фашистская (Гайдар). В случае если вы поедете отдыхать на Волгу, захватите с собой удочки. Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.

ВНИМАНИЕ!
Придаточные условия могут присоединяться к главной части и с помощью двойных союзов если… то, если… так, если… тогда. Все эти союзы возможно заменить простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной: Если завтра снова будет солнечно, то мы поедем на озеро.


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ЦЕЛИ


Придаточные цели относятся ко всей главной части, имеют значение цели и отвечают на вопросы с какой целью? зачем? Они присоединяются к главной части союзами чтобы (чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только: НАПРИМЕР: Альпинист сделал всё возможное, лишь бы удержаться на взятой высоте. Если хочешь набрать земляники, возьми удобную корзинку.
В СПП с придаточными цели иногда употребляется указательное слово затем: Я позвонил вам затем, чтобы сообщить о принятом решении.

ВНИМАНИЕ!
Союзы, употребляющиеся в СПП с придаточными цели, часто бывают разделены запятой: Я собрал вас всех с тем, чтобы поздравить нашего коллегу с днём рождения.


СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ УСТУПКИ


Придаточные уступки относятся ко всей главной части и имеют уступительное значение — называют ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К главной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему? Придаточные уступки присоединяются подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.

ВНИМАНИЕ! Неожиданно шум падающей воды раздался почти под самым носом лодки, хотя до плотины было ещё четверть версты (Вересаев). Раскольников молчал и не сопротивлялся, несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться (Достоевский). Союз может быть двухкомпонентным со второй частью но, да, однако: Но дождик хоть и кончился, однако на улице было прохладно и неуютно. Как ни странно, но на третий день отдыхающая публика уже не раздражала, а скорее забавляла его.


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ СРАВНЕНИЯ


Придаточные сравнения распространяют всю главную часть или одно слово в ней. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы: На гитаре вдруг лопнула струна, как будто кто-то тяжко охнул. В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое не является обязательным: И тебя так нежно я любил, как меня когда-то ты любила (Бунин). Все так обрадовались его отъезду, словно получили долгожданный приз.

ВНИМАНИЕ!
Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном есть грамматическая основа, в сравнительном же обороте грамматическая основа отсутствует.
СРАВНИТЕ: И стало в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи (Горький). Кошка шлёпнулась, как сырое тесто (Олеша). В придаточных сравнительных может быть использован двойной союз чем… тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия: Чем глуше крови страстный ропот и верный кров тебе нужней, тем больше ценишь трезвый опыт спокойной зрелости своей (Тарковский).


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ


Придаточные образа действия отвечают на вопросы как? каким образом? Они относятся к одному слову в главной части — указательному местоимённому наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяются к главной части союзным словом как.
НАПРИМЕР: Я всё сделал так, как меня просила мама. Мой товарищ поступил именно так, как следовало поступить настоящему другу.
Придаточные образа действия располагаются после главной части.


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕРЫ И СТЕПЕНИ


Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько. Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия:
НАПРИМЕР: Один человек до такой степени интересовался муравьями, что устроил над ними настоящее наблюдение через лупу (Петрушевская). Она казалась мне такой красивой, что я не решался не только заговорить, но даже подойти к ней.
Отдельную группу среди СПП с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия: Я доверяю вам настолько, насколько это только возможно.


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ


Особенность придаточных присоединительных заключается в том, что они не соотносятся ни с одним из членов предложения. От главной части к придаточному присоединительному нельзя поставить вопрос. Это послужило причиной выделения их в отдельную группу. Средства связи придаточного предложения с главным здесь — союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, которые как бы вобрали в себя содержание главной части. Такие средства связи могут быть заменены на местоимение это: Он никуда не мог прийти без опоздания, что (это) очень всех раздражало. Внезапно свет на сцене погас, отчего (от этого) мы не смогли продолжить репетицию.


Упражнение 28.5.1
Определите тип придаточных предложений в приведённых ниже примерах.

1. Вот и лето, которое казалось бесконечным, подходит к концу. 2. Меня окликнула девушка, чьё лицо показалось мне знакомым. 3. Высокая колокольня, что стояла в конце улицы, была видна издалека. 4. Я увидел старинные часы, каких мне ещё не доводилось видеть. 5. В то утро, когда я шёл на рыбалку, была прекрасная погода. 6. Он попросил, чтобы ему принесли чаю. 6. Что Витька врун отчаянный, это мы все знали. 7. Ты помнишь, какая погода была? 8. Я постарался заранее узнать в театральном агентстве, будут ли в сентябре билеты на этот спектакль. 9. Я стал осторожно удаляться от опасного места и, когда почувствовал себя вне выстрелов, вышел на тропинку. 10. Если хочешь быть хорошим оратором, то надо уметь хорошо и выразительно читать. 11. Так как встала полная луна, то многие пошли гулять. 12. Они пришли, чтобы проститься. 13. Неожиданно подошла нужная мне электричка, хотя по расписанию до её прихода было ещё минут пятнадцать. 14. Все задания я выполнил заранее, так что на сегодня мне ничего делать не осталось. 15. Мы втроём начали беседовать, как будто были знакомы целый век. 16. По мере того как шёл дождь, на улице становилось всё прохладнее и прохладнее. 17. Враг пришёл оттуда, откуда его меньше всего ждали. 18. Наступление началось с той стороны, откуда его меньше всего ожидали противники. 19. Мне стало до такой степени страшно, что я не сдержался и закрыл лицо руками. 20. Всё это произошло так быстро, что я ничего не успел сообразить. 21. Каждый раз будильник будил меня ровно в семь, что очень меня выручало по утрам. 22. Кто много читает, тот много знает (пословица). 23. Всё, чему мне случилось быть здесь свидетелем, я не забуду никогда.

1. Вот и лето, которое казалось бесконечным, подходит к концу (определительное). 2. Меня окликнула девушка, чьё лицо показалось мне знакомым (определительное). 3. Высокая колокольня, что стояла в конце улицы, была видна издалека (определительное). 4. Я увидел старинные часы, каких мне ещё не доводилось видеть(определительное). 5. В то утро, когда я шёл на рыбалку, была прекрасная погода (определительное). 6. Он попросил, чтобы ему принесли чаю (изъяснительное). 6. Что Витька врун отчаянный, это мы все знали (изъяснительное). 7. Ты помнишь, какая погода была? (изъяснительное) 8. Я постарался заранее узнать в театральном агентстве, будут ли в сентябре билеты на этот спектакль (изъяснительное). 9. Я стал осторожно удаляться от опасного места и, когда почувствовал себя вне выстрелов, вышел на тропинку (времени). 10. Если хочешь быть хорошим оратором, то надо уметь хорошо и выразительно читать (условия). 11. Так как встала полная луна, то многие пошли гулять (причины). 12. Они пришли, чтобы проститься (цели). 13. Неожиданно подошла нужная мне электричка, хотя по расписанию до её прихода было ещё минут пятнадцать (уступительное). 14. Все задания я выполнил заранее, так что на сегодня мне ничего делать не осталось (следствия). 15. Мы втроём начали беседовать, как будто были знакомы целый век (сравнительное). 16. По мере того как шёл дождь, на улице становилось всё прохладнее и прохладнее (времени). 17. Враг пришёл оттуда, откуда его меньше всего ждали (места). 18. Наступление началось с той стороны, откуда его меньше всего ожидали противники (определительное). 19. Мне стало до такой степени страшно, что я не сдержался и закрыл лицо руками (меры и степени). 20. Всё это произошло так быстро, что я ничего не успел сообразить (меры и степени). 21. Каждый раз будильник будил меня ровно в семь, что очень меня выручало по утрам (присоединительное). 22. Кто много читает, тот много знает (местоимённо-определительное) (Пословица). 23. Всё, чему мне случилось быть здесь свидетелем, я не забуду никогда (местоимённо-определительное).


Оценить себя:




К списку занятий