СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости





К списку занятий
Занятие 30
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Тема 30.1. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

В СПП с двумя и более придаточными возможны разные способы связи этих частей друг с другом, а именно: последовательное подчинение, параллельное подчинение и однородное подчинение придаточных.

Последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная, от которой, в свою очередь, зависит следующая придаточная часть, и т. д.
НАПРИМЕР: Ивану стало известно, что Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны (Булгаков).

Параллельное подчинение:
а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные.
НАПРИМЕР: Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я буду на этом свете (Д. Драгунский);
б) присловные придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части.
НАПРИМЕР: Я понял всё не в ту минуту, когда она мне отказала, а в ту минуту, когда она на меня посмотрела.
Однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом.
НАПРИМЕР: Она глядела, как сизые кольца дыма от сигары Азазелло уплывали в камин и как кот ловит их на конец шпаги (Булгаков).
Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью.
НАПРИМЕР: Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы (Булгаков) — придаточные предложения связаны сочинительной связью.
Я посмотрел в окно вагона и увидел, что я давно уже в Москве, что над Москвой рассвет, что облако, плывущее за поездом, подсвечено золотом — придаточные предложения связаны бессоюзной связью.
Упражнение 30.1.1
Определите тип подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях.

1. Мы были в саду, когда в рогатых васильках, что росли у забора, вдруг объявился заяц (Коваль). 2. Храбрость, которую Лермонтов проявлял на войне, лишь раздражала царя, который в боевых действиях никогда не участвовал и гораздо больше любил манёвры и парады (Лотман). 3. Мне приснилось, что не всё ли равно, кто от какой луковицы плачет (Рубинштейн). 4. Он желал, чтоб ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито (Пушкин). 5. В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствовавший решить, в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления её ослабевающих сил (Л. Толстой). 6. Если нам кажется, что мы черпаем силы буквально из ничего, то так оно и есть (Рубинштейн). 7. Казалось, обе стороны выжидали, чтобы наяву убедиться, чей образ жизни окажется в конце концов более правильным и потому более выгодным (Искандер). 8. Правда, люди рассказывали, что этот маляр был добрым человеком и даже однажды спас паука, который тонул в ведре с краской (Петрушевская). 9. Байрон говорил, что никогда не возьмётся описывать страну, которой не видал бы собственными глазами (Пушкин).

1. Последовательная. 2. Параллельная. 3. Последовательная. 4. Однородная. 5. Однородная. 6. Последовательная. 7. Последовательная. 8. Последовательная. 9. Последовательная.


Оценить себя:



Тема 30.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
В СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

В сложноподчинённых предложениях с несколькими однородными придаточными знаки препинания ставятся по правилам, действующим при отделении однородных членов простого предложения: учитывается, соединяются ли придаточные части сочинительными союзами или не соединяются, повторяется сочинительный союз или не повторяется; имеет значение и число повторяющихся союзов.
1. Между однородными придаточными, не соединёнными сочинительными союзами, ставится запятая: Вдруг, перейдя к одной из очередных страниц, я почувствовал, как строчки тают перед моими глазами, как исчезает страница, как исчезает комната (Олеша).
2. Между двумя придаточными, соединёнными одиночными соединительными или разделительными союзами и, или, либо, да (в значении и), запятая не ставится. При этом союз или союзное слово может и не повторяться: Я боялся, что человечки за это время утянут леденец и я их не поймаю (Житков). Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать (Достоевский).

ВНИМАНИЕ!
Предложения с однородными соподчинёнными придаточными частями, соединёнными союзом и, перед которым не ставится запятая, надо отличать от предложений, в которых союз и после придаточной части присоединяет новую часть сложносочинённого предложения.

СРАВНИТЕ: Я очень люблю гулять по весеннему лесу, когда почки на деревьях только набухают и осторожно выглядывают первые травы. Я очень люблю гулять по весеннему лесу, когда почки на деревьях только набухают, и дышать свежайшим, душистым воздухом.
Запятая перед союзом и в последнем предложении показывает, что последняя часть предложения не является соподчинённой.
3. Если однородных придаточных частей несколько и последняя из них присоединяется сочинительным союзом и, то перед союзом и запятая не ставится: Нередко в путешествиях он вспоминал, что дома теперь уже весна, что деревья набухли почками в ожидании цветения и что отец в нетерпении перебирает садовый инвентарь.
4. Между двумя придаточными частями, соединёнными противительными союзами, запятая ставится: С моими друзьями я был знаком ещё с тех времен, когда они уже учились в художественном училище, а я только поступил туда.
5. При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными частями ставится: Уходя из гостей, он вспоминал, как милы были хозяева, и как они ласково с ним разговаривали, и как всё приглашали заходить почаще.
6. Если однородные придаточные части соединены разными одиночными сочинительными союзами, запятые между ними не ставятся: Я беспокоился о том, что гости придут и еды не хватит или посуды окажется слишком мало — три придаточные части изъяснительные, соединённые союзами и и или.
7. Если в СПП после однородных придаточных частей следует предложение с обобщающим значением, которому предшествует вводное слово или словосочетание (словом, одним словом, короче говоря и т. п.) , то перед ним ставятся запятая и тире: На одном из перегонов разговорились про частные дела, кто откуда, чем занимался, в какой среде вырос, — словом, на темы бескрайние (Фурманов).

ВНИМАНИЕ!
При однородных членах с обобщающим словом в простом предложении в подобном случае ставится только тире: Фокусники, наездницы, клоуны, укротители — словом, все артисты цирка участвовали в представлении.



Упражнение 30.2.1
Поставьте необходимые знаки препинания.

1. В другой газете объявили что я собою весьма неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы (Пушкин) 2. Все знали что приехала барыня и что Капитон пустил её и что она теперь в детской (Л. Толстой). 3. Необозримое блестяще:жёлтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом который тогда казался мне самым отдалённым, таинственным местом за которым или кончается свет или начинаются необитаемые страны (Л. Толстой). 4. Сколько раз оставя тихонько скучную и пышную гостиную она уходила плакать в бедной своей комнате где стояли ширмы оклеенные обоями комод зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале (Пушкин). 5. Один путешественник пишет что изо всех азиатских городов в одном Арзруме нашёл он башенные часы и те были испорчены (Пушкин). 6. Я помню как мы бежали по полю как жужжали пули как падали отрываемые ими ветки как мы пробирались сквозь кусты боярышника (Гаршин). 7. Был конец сентября месяца и тот год когда кончились все войны и транспорт начал восстанавливаться (Платонов). 8. Оказалось что на свете жил хороший народ и лучшие люди не жалели себя (Платонов). 9. Встретили мы на пути деревеньку где живут те что пашут землю сеют хлеб садят картошку капусту свёклу или в садах и огородах работают (Гайдар).
1. В другой газете объявили, что я собою весьма неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы (Пушкин) 2. Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил её, и что она теперь в детской (Л. Толстой). 3. Необозримое блестяще-жёлтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдалённым, таинственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны (Л. Толстой). 4. Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате, где стояли ширмы, оклеенные обоями, комод, зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале (Пушкин). 5. Один путешественник пишет, что изо всех азиатских городов в одном Арзруме нашёл он башенные часы, и те были испорчены (Пушкин). 6. Я помню, как мы бежали по полю, как жужжали пули, как падали отрываемые ими ветки, как мы пробирались сквозь кусты боярышника (Гаршин). 7. Был конец сентября месяца и тот год, когда кончились все войны и транспорт начал восстанавливаться (Платонов). 8. Оказалось, что на свете жил хороший народ и лучшие люди не жалели себя (Платонов). 9. Встретили мы на пути деревеньку, где живут те, что пашут землю, сеют хлеб, садят картошку, капусту, свёклу или в садах и огородах работают (Гайдар).


Оценить себя:



Тема 30.3. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ
РАСПРОСТРАНЁННЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ ЧАСТЯМИ

Между однородными распространёнными придаточными частями, как и между распространёнными однородными членами предложения, может ставиться точка с запятой: Ученик накануне экзамена чаще всего мечтает о том, как бы завтра вытащить один из немногих билетов, которые он успел выучить; о том, чтобы экзаменаторы, дай им бог здоровья, все одновременно заболели; что есть такие счастливцы, которые и школу закончили, и в институт поступили.



Тема 30.4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ С ДВУМЯ ГЛАВНЫМИ ЧАСТЯМИ
ПРИ НАЛИЧИИ ОБЩЕЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ

Если в сложноподчинённом предложении имеется две главных части при наличии общей придаточной части, знаки ставятся по правилам, действующим при однородных членах. В частности, две главные части, связанные соединительным союзом, не разделяются запятой: Когда Аня возвращалась домой, уже солнце встало и дворники подметали улицы (Чехов).



Тема 30.5. ЗАПЯТЫЕ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ
ПОДЧИНЕНИИ ПРИДАТОЧНЫХ

При последовательном подчинении придаточных в сложноподчинённом запятыми разделяются все придаточные: Вогулов увидел на опыте, как мечется по этому замкнутому кругу то, что называется вселенной. Придаточное первой степени — придаточное изъяснительное; придаточное второй степени — определительное. При последовательном подчинении одно придаточное может находиться внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинённых союза: Знаменитый драматург как-то заявил, что, если в первом действии на стене висит охотничье ружьё, в последнем оно непременно должно выстрелить (Набоков). При главном предложении имеется придаточное изъяснительное, а при нём — придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного.



Тема 30.6. ЗАПЯТАЯ НА СТЫКЕ СОЮЗОВ
В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Запятая на стыке союзов ставится, если после первого союза следует одиночный союз в придаточной части: Он чувствовал, что, если игра будет продолжаться, он увязнет в какой"то постыдной тайне (Искандер). Если после первого союза следует двойной союз, то запятая на стыке союзов не ставится. Это случается, когда подчинительный союз имеет в главной части предложения слова то, так (являющиеся второй частью союза) или сочинительный союз но: У Антона Прокофьевича были, между прочим, одни панталоны такого странного свойства, что когда он надевал их, то всегда собаки кусали его за икры (Гоголь). Лето заметно пошло на убыль, потому что хотя стояла всё та же прекрасная погода, но цветы были уже не так ярки и зелень пожухла и потускнела.

ВНИМАНИЕ!
Запятая на стыке союзов не ставится и в том случае, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит присоединительный союз да и (да и зачем, да и что): А теперь объясните, кто вы такие да и что означает вся эта ситуация.
В начале предложения не разделяются запятой сочинительные и подчинительные союзы, а также подчинительный союз и союзное слово: Настало время расставанья. И когда мы прощались, я заметил, что в глазах её стояли слёзы. И не ругай меня, что я разбил старинную чашку. Потому что где же я теперь такую могу найти?



Упражнение 30.6.1
Поставьте необходимые запятые и устно объясните их употребление.

1. Да знаешь ли ты что когда я гневаюсь то даже мех на моей мантии и тот встаёт дыбом (Шварц). 2. Однако если, с одной стороны, Петруша Гринёв напоминает Митрофана из «Недоросля» то, с другой, он похож и на Дубровского (Лотман). 3. В разговоре с царём Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил что если бы 14 декабря он был в Петербурге то находился бы в рядах восставших (Лотман). 4. Мы знаем что когда человека считают чужим или не таким как все то его дразнят над ним смеются его не принимают играть его даже иногда колотят (Петрушевская). 5. В этом удивительном городе было так устроено что как только где-нибудь загоралась первая робкая лампочка в неё сразу стреляли (Петрушевская). 6. Мама не раз повторяла мне что если я что-нибудь обещал так должен держать слово. 7. Я почувствовал как трудно мне будет в одиннадцатом классе потому что хотя учебный год ещё только начался но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе, и на подготовительных курсах. 8. А когда наступила осень стало заметно что природа погрустнела. 9. Я очень сержусь на тебя за то что ты отпустил Шарика с поводка. Потому что где же я теперь найду его?

1. Да знаешь ли ты, что когда я гневаюсь, то даже мех на моей мантии — и тот встаёт дыбом (Шварц). 2. Однако если, с одной стороны, Петруша Гринёв напоминает Митрофана из «Недоросля» то, с другой, он похож и на Дубровского (Лотман). 3. В разговоре с царём Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил, что если бы 14 декабря он был в Петербурге, то находился бы в рядах восставших (Лотман). 4. Мы знаем, что когда человека считают чужим или не таким, как все, то его дразнят, над ним смеются, его не принимают играть, его даже иногда колотят (Петрушевская). 5. В этом удивительном городе было так устроено, что, как только где-нибудь загоралась первая робкая лампочка, в неё сразу стреляли (Петрушевская). 6. Мама не раз повторяла мне, что если я что-нибудь обещал, так должен держать слово. 7. Я почувствовал, как трудно мне будет в одиннадцатом классе, потому что хотя учебный год ещё только начался, но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе, и на подготовительных курсах. 8. А когда наступила осень, стало заметно, что природа погрустнела. 9. Я очень сержусь на тебя за то, что ты отпустил Шарика с поводка. Потому что где же я теперь найду его?


Оценить себя:



Тема 30.7. ТИРЕ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

В сложноподчинённом предложении может ставиться тире:
1. После придаточной части, стоящей перед главной частью (особенно при наличии слов это, вот, то в главной части): Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач). Что на улице мороз трескучий — на то он не обращал уже никакого внимания. Когда это случается не раз и не два — это уже перестаёт удивлять и никого не расстраивает. 2. При усилении вопросительного характера предложения для подчеркивания необычного расположения придаточной части перед главной: Зачем ты всё это натворил — скажи мне. А что такое сильная страсть — ты знаешь?
3. При наличии нескольких придаточных частей для подчёркивания обобщающего характера главной части: Что я теперь буду говорить, как оправдываться — ничего разумного придумать не могу! 4. При уточняющем характере придаточной части: Лишь один раз мне удалось поймать громадную щуку — когда мы с ребятами ездили на Волгу.



Тема 30.8. ДВОЕТОЧИЕ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ

В сложноподчинённом предложении может ставиться двоеточие:
1. Если придаточная часть представляет собой косвенный вопрос: Я никак не мог решить: добираться ли мне поездом по красивым местам или сэкономить время и лететь самолётом.
2. Если в главной части предложения имеются слова, предупреждающие о последующем пояснении: В инструкции по применению было написано следующее: чтобы данное лекарство принимали только натощак. А вот что больше всего запомнилось ему в зоопарке: как печальный волк уныло ходил из угла в угол по клетке. Мама просили только об одном: чтобы я звонил ей, если задерживаюсь.
В таких предложениях возможна вставка а именно.

ВНИМАНИЕ!
В данном случае допустимо и употребление тире: Думал кот, наверно, примерно следующее — когда же все перестанут расстраиваться из-за разбитой вазы и нальют молока в блюдечко.
Упражнение 30.8.1
Поставьте необходимые знаки препинания и устно объясните их употребление.

1. Когда мы сможем увидеться в следующий раз когда сможем поговорить это меня интересует всё меньше и меньше. 2. А что такое утратить доверие близкого человека это ты себе представляешь? 3. Как это всё могло случиться почему я заранее всего не предусмотрел ничего разумного в своё оправдание придумать не могу. 4. Лишь раз в университете мне повезло когда мне удалось без особых усилий досрочно сдать и зимнюю и летнюю сессию. 5. Вечером я не отрывал глаз от мобильного мечтал только об одном чтобы она наконец позвонила мне. 6. Мне предстоял нелёгкий выбор перебираться ли в Петербург и начинать там работать или оставаться в Москве и решать свои семейные проблемы.

1. Когда мы сможем увидеться в следующий раз, когда сможем поговорить — это меня интересует всё меньше и меньше. 2. А что такое утратить доверие близкого человека — это ты себе представляешь? 3. Как это всё могло случиться, почему я заранее всего не предусмотрел — ничего разумного в своё оправдание придумать не могу. 4. Лишь раз в университете мне повезло, когда мне удалось без особых усилий досрочно сдать и зимнюю, и летнюю сессию. 5. Вечером я не отрывал глаз от мобильного, мечтал только об одном: чтобы она наконец позвонила мне. 6. Мне предстоял нелёгкий выбор: перебираться ли в Петербург и начинать там работать или оставаться в Москве и решать свои семейные проблемы.


Оценить себя:


Упражнение 30.8.2
Поставьте необходимые знаки препинания и устно объясните их употребление.

1. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну но не знали какая она и где живёт (Чехов). 2. Когда он сам читает что-нибудь то глаза у него горят и лицо становится бледным (Чехов). 3. И козлы ружей и дым костров и голубое небо и зелёные лафеты и загорелое усатое лицо Николеньки всё это как будто говорило мне что ядро которое вылетело уже из дула и летит в это мгновение в пространстве может быть направлено прямо в мою грудь (Л. Толстой). 4. Вронский успел заметить сдержанную оживлённость которая играла в её лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой изгибавшею её румяные губы (Л. Толстой). 5. На всяком шагу я чувствовал что мне многого недостаёт что я не умею ещё ни завязывать ни развязывать событий и что мне нужно выучиться постройке больших творений у великих мастеров (Гоголь). 6. Я всё надеюсь милая бабушка что мне всё-таки выйдет прощенье и я смогу выйти в отставку (Лермонтов). 7. Пишу к вам из Пятигорска куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху (Лермонтов). 8. Здесь должен я был узнать где находится наш лагерь и будет ли мне ещё возможность догнать армию (Пушкин). 9. Герман видел как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху укутанную в соболью шубу и как вслед за нею, в холодном плаще, с головой убранною свежими цветами мелькнула её воспитанница (Пушкин). 10. Позвольте спросить кто вы такой и за кого меня принимаете? (Пушкин). 11. Пели петухи и было уже светло как достигли они Жадрина (Пушкин). 12. Я принадлежу стране и хочу чтобы моё имя было чисто везде где известно (Пушкин).

1. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живёт (Чехов). 2. Когда он сам читает что-нибудь, то глаза у него горят и лицо становится бледным (Чехов). 3. И козлы ружей, и дым костров, и голубое небо, и зелёные лафеты, и загорелое усатое лицо Николеньки — всё это как будто говорило мне, что ядро, которое вылетело уже из дула и летит в это мгновение в пространстве, может быть направлено прямо в мою грудь (Л. Толстой). 4. Вронский успел заметить сдержанную оживлённость, которая играла в её лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею её румяные губы (Л. Толстой). 5. На всяком шагу я чувствовал, что мне многого недостаёт, что я не умею ещё ни завязывать, ни развязывать событий и что мне нужно выучиться постройке больших творений у великих мастеров (Гоголь). 6. Я всё надеюсь, милая бабушка, что мне всё-таки выйдет прощенье, и я смогу выйти в отставку (Лермонтов). 7. Пишу к вам из Пятигорска, куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху (Лермонтов). 8. Здесь должен я был узнать, где находится наш лагерь и будет ли мне ещё возможность догнать армию (Пушкин). 9. Германн видел, как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху, укутанную в соболью шубу, и как вслед за нею, в холодном плаще, с головой, убранною свежими цветами, мелькнула её воспитанница (Пушкин). 10. Позвольте спросить, кто вы такой и за кого меня принимаете? (Пушкин). 11. Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина (Пушкин). 12. Я принадлежу стране и хочу, чтобы моё имя было чисто везде, где известно (Пушкин).


Оценить себя:




К списку занятий