≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости





К списку занятий
Занятие 32
СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Тема 32.1. ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ
КОНСТРУКЦИЯХ

В сложных синтаксических конструкциях могут быть представлены следующие виды связи:
— сочинительная и подчинительная связь;
— сочинительная и бессоюзная связь;
— подчинительная и бессоюзная связь;
— сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.
Знаки препинания в подобных конструкциях ставятся на общих основаниях, то есть учитывается вид союзов, смысловые взаимоотношения частей предложения, порядок их расположения.
НАПРИМЕР: Я вам сейчас сказал(1), что он прочёл немного(2), но читал он философские книги(3), и голова у него так удачно была устроена(4), что он тотчас же из прочитанного извлекал всё общее(5). — Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью;
Луна сияла(1), июльская ночь была тиха(2), изредка подымался ветерок(3), и лёгкий шорох пробегал по всему саду(4) (Пушкин). — Это сложное предложение с союзной (сочинительной) и бессоюзной связью;
На другой день зарядил дождик(1), потом пошли дни(2), когда ясное небо вдруг наполнилось сияющими, бурными, круглыми облаками(3), потом снова и снова заглядывала я в колодец, но так и не увидела ни одной дневной звезды(4) (Берггольц). — Это сложное предложение с союзной (подчинительной) и бессоюзной связью;
Наде вспомнилось(1), как ещё недавно она считала свою мать необыкновенной и с гордостью слушала слова(2), какие она говорила(3), а теперь она никак не могла вспомнить этих слов(4): всё(5), что приходило на память(6), было так слабо, ненужно(5) (Чехов). — Это сложное предложение с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью.


Упражнение 32.1.1
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Поставьте недостающие знаки препинания. Определите тип связи между частями предложений.

1. Обыкнове_но смотрели на молодого негра как на чудо окружали его, осыпали пр_ветствиями и вопросами и это любопытство хотя и пр_крытое видом благосклон_ости оск_рбляло его самолюбие (Пушкин). 2. В нас бросали камнями и я с сознательным молчанием скрывал перед моими собстве_ными людьми ярость меня душившую и они вели себя спокойно (Грибоедов). 3. О какое блаженство внимать этой (не) земной музыке вз_бравшись на самый верхний ярус Ивана Великого обл_котясь на узкое мшистое окно к которому вас пр_вела истёртая скользкая витая лестница и думать что весь этот оркестр гремит под вашими ногами и вообр_жать что это всё для вас одних что вы царь этого вещественного мира и пож_рать очами этот огромный муравейник где суетятся люди для вас чужие где кипят страсти вами на минуту забытые! (Лермонтов). 4. У меня в комнате сделалось тепло и я принялся за «Мёртвых душ» которых было начал в П_тербурге (Гоголь). 5. Ут_пающий говорят хватается и за маленькую солом_нку и у него нет в это время ра_судка подумать что на щепке может разве прокатиться верхом только муха (Гоголь). 6. Едва яркое солнце вышло из:за горы и стало осв_щать д_лину по которой мы шли волнистые облака тумана ра_сеялись и сделалось жарко (Л. Толстой). 7. Проб_раясь берегом к своей хате я (не) вольно всматривался в ту сторону где (на) кануне слепой дож_дался ночного пл_вца луна катилась по небу и мне пок_залось что кто-то в белом сидел на берегу (Лермонтов).

1. Бессоюзная, сочинительная, подчинительная. 2. Сочинительная. 3. Подчинительная. 4. Сочинительная, подчинительная. 5. Сочинительная, подчинительная. 6. Сочинительная, подчинительная. 7. Бессоюзная, сочинительная, подчинительная.


Оценить себя:



Упражнение 32.1.2
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Поставьте недостающие знаки препинания. Определите тип связи между частями предложений.

1. Костёр г_рел ярко и чем ближе я под_езжал к нему тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка (Бунин). 2. Гремел гром и шёл дождь и сквозь дождь лучило солнце и ра_кидывалась широкая радуга от края до края (Пришвин). 3. Человек мой пошёл было отв_рить двери но они были заколочены хотя ставни были открыты и дом казался об_таемым (Пушкин). 4. А когда в_ехали в город и опять пот_мнело опять пошёл сильный дождь и стал гр_мыхать гром (Бунин). 5. Как только солнце нач_нает греть (по) летнему и земля обсохнет после весе_него р_злива нам (не) сидится на месте и мы отправляемся пут_шествовать (Пришвин). 6. Когда он вернулся в залу сердце его билось и руки др_жали так заметно что он торопился спрятать их за спину (Чехов). 7. Ростову было так (не) ловко и (не) приятно с Борисом что когда после ужина Борис загл_нул к нему он пр_творился спящ_м и на другой день рано утром стараясь (не) видеть его ушёл из дома (Л. Толстой). 8. Он о чём(то) всё время думал и так был занят своими мыслями что когда его спрашивали о чём(нибудь) то он вздраг_вал встряхивал голову и просил повторить вопрос (Чехов). 9. Было уже почти оди_надцать часов и хотя в эту пору в П_тербурге нет настоящей ночи но (на) верху лестницы было очень темно (Достоевский). 10. Я не знаю куда вы идёте и что вы ищете но только знайте самое плохое для меня далеко это налево у реки где стоит наше старое сельское кладбище (Гайдар). 11. Только серая дура-ворона бухнулась с лёту на ветку огляделась что не туда попала каркнула от удивления: «Карр… карр...» и сейчас же улетела прочь к своим поганым мусорным ямам (Гайдар).

1. Сочинительная, подчинительная. 2. Сочинительная. 3. Сочинительная, подчинительная. 4. Сочинительная, подчинительная. 5. Сочинительная, подчинительная. 6. Сочинительная, подчинительная. 7. Подчинительная. 8. Подчинительная. 9. Сочинительная. 10. Бессоюзная, сочинительная, подчинительная. 11. Подчинительная.


Оценить себя:




К списку занятий