Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

(1)Ан­дрей ро­дил­ся и рос в Ка­лу­ге. (2)На окра­и­не стоял бре­вен­ча­тый про­стор­ный дом. (3)Запах смолы не вы­вет­ри­вал­ся, не ухо­дил из него, хотя брёвна, из ко­то­рых он был сло­жен, были очень ста­рые.

(4)Когда при­хо­ди­ла весна, весь дом на­пол­нял­ся за­па­ха­ми земли, лист­вы, сада. (5)Ком­на­ты были про­хлад­ные, полы кра­ше­ные, чисто вы­мы­тые, а в рас­кры­тые окна бежал ветер.

(6)И те­перь, когда Ан­дрей стал взрос­лым, каж­дая новая весна несла ему эти не­за­бы­ва­е­мые за­па­хи его дет­ства  — земли, травы, ветра.

(7)Всё в мире от­кры­ва­ла Ан­дрею мать.

(8)«По­слу­шай, как тихо»,  — го­во­ри­ла она. (9)И он понял, что ти­ши­ну можно слу­шать.

(10)«Не за­жи­гай света, по­си­дим так»,  — про­си­ла она. (11)И он узнал, как хо­ро­шо по­су­мер­ни­чать и по­мол­чать вдвоём.

(12)Од­на­ж­ды позд­ней осе­нью они шли по лесу, по жёлтым лес­ным до­рож­кам. (13)Толь­ко выпал пер­вый снег  — тон­кий, ред­кий, слов­но не снег,

а из­мо­рось. (14)И вдруг мама ска­за­ла:

— По­смот­ри, берёзовые ли­стья как зо­ло­тые пя­та­ки на снегу. (15)Верно? (16)А кле­но­вые  — как будто след пти­чьей лапки. (17)А вот ду­бо­вый, рас­пла­стан­ный, по­гля­ди.

— (18)Как след мед­ве­дя!  — ска­зал Ан­дрей. (19)Мать от­ве­ти­ла ра­дост­ным сме­хом:

— Да, да! (20)Как будто мед­ведь прошёл!

(21)Да, ви­деть это, ра­до­вать­ся этому тоже на­учи­ла его она.

(22)Он не мог бы рас­ска­зать, как она вос­пи­ты­ва­ла его, он и не знал, что его «вос­пи­ты­ва­ют». (23)Од­на­ж­ды, вер­нув­шись из школы, он ска­зал:

— Мама, Елена Фёдо­ров­на го­во­рит: «Моск­вин, ты ведёшь себя при­мер­но, я по­ру­чаю тебе после уро­ков при­но­сить мне фа­ми­лии ребят, ко­то­рые плохо ведут себя на пе­ре­ме­не». (24)Что же мне де­лать? (25)Не стану я за­пи­сы­вать.

(26)Мать от­ве­ти­ла:

— От­че­го же? (27)Пиши! (28)Да толь­ко все­гда одну фа­ми­лию  —свою соб­ствен­ную.

(29)Ан­дрею стало ве­се­ло  — в самом деле, как хо­ро­шо и про­сто она при­ду­ма­ла.

(30)А в дру­гой раз было так. (31)Мать ра­бо­та­ла в саду  — она сама вы­ра­щи­ва­ла цветы: ран­ней вес­ной  — не­за­буд­ки, аню­ти­ны глаз­ки, летом  — розы и флок­сы, осе­нью  — астры и ге­ор­ги­ны.

(32)Вер­нув­шись из го­род­ско­го сада, где он играл с ре­бя­та­ми в ка­за­ки-раз­бой­ни­ки, Ан­дрей стоял и за­дум­чи­во гля­дел, как, сидя на кор­точ­ках, она ко­па­ет­ся в земле. (33)Оба мол­ча­ли.

(34)И вдруг, вски­нув на него глаза, она спро­си­ла с мяг­кой на­смеш­кой:

— А ты не устал сто­ять?

(35)Ему было тогда лет семь. (36)По­жа­луй, ни­ка­кой самый бес­по­щад­ный укор не за­пе­чат­лел­ся бы в его па­мя­ти так глу­бо­ко, как эти на­смеш­ли­вые слова.

(37)Од­на­ж­ды она рас­ска­за­ла Ан­дрею ис­то­рию ан­глий­ско­го ка­пи­та­на Скот­та, ко­то­рый от­крыл Южный полюс на пят­на­дцать дней позже нор­веж­ца Амунд­се­на. (38)Ан­дрея долго не остав­ля­ла мысль о том, как они шли об­рат­но  — пя­те­ро дру­зей по снеж­ной пу­сты­не на отя­же­лев­ших лыжах, об­ма­ну­тые в своей на­деж­де, в своей мечте. (39)По­ду­мать толь­ко: опоз­дать на пят­на­дцать дней!

(40)Он видел ка­пи­та­на, ко­то­рый, лёжа в па­лат­ке, око­че­нев­шей рукой вы­во­дил на бу­ма­ге по­след­ние слова дру­зьям и род­ным. (41)Их нашли мёрт­вы­ми. (42)Ка­жет­ся, через год. (43)Они ле­жа­ли так, как их за­ста­ла смерть,  — об­ма­ну­тые, обес­си­лен­ные, но не сдав­ши­е­ся. «(44)Тогда не было самолётов,  — думал Ан­дрей.  — (45)Я бы сел на самолёт и по­ле­тел бы к ним. (46)Я при­зем­лил­ся бы и  — вот она, па­лат­ка, я бегу, бегу туда, ноги вяз­нут

в снегу…»

— (47)Ка­пи­тан Скотт,  — го­во­рил он дрог­нув­шим го­ло­сом,  — вы спа­се­ны! (48)Я со­вет­ский лётчик! (49)Я при­ле­тел за вами!

— (50)Как я рад!  — от­ве­ча­ла за ка­пи­та­на Скот­та мама. (51)Этот ответ ка­зал­ся Ан­дрею лег­ко­мыс­лен­ным, он ожи­дал слов более вы­со­ких, кра­си­вых, тор­же­ствен­ных, а всё же он ра­до­вал­ся, что она так быст­ро, так легко вошла

в игру, не при­ди­ра­ет­ся, не го­во­рит: «Тогда ещё не было со­вет­ских лётчи­ков»,  — нет, ей ни­че­го не надо объ­яс­нять.

— (52)По­мо­ги­те моим дру­зьям,  — го­во­рит она.  — (53)Они вели себя му­же­ствен­но!

(54)Да, да! (55)Имен­но так дол­жен был от­ве­чать ка­пи­тан! (56)Пер­вое его слово не о себе  — о дру­зьях!

(57)И Ан­дрей давал от­важ­ным ис­сле­до­ва­те­лям ле­кар­ства, сажал их

в самолёт, и они ле­те­ли вы­со­ко над бес­край­ней снеж­ной рав­ни­ной.

(58)Проснув­шись утром, Ан­дрей слы­шал:

— Здрав­ствуй, милый!

(59)Так го­во­ри­ла она и про­во­ди­ла рукой по его щеке. (60)И звук этого го­ло­са он вы­зы­вал в своей па­мя­ти вся­кий раз, когда ему бы­ва­ло труд­но, уже много вре­ме­ни спу­стя после её смер­ти. (61)«Здрав­ствуй!»  — это слово озна­ча­ло, что на­чи­нал­ся день, что они будут вме­сте. (62)И сей­час, уже взрос­лым, уви­дев чашку с мо­ло­ком, он вспо­ми­нал ту, белую в крас­ных го­ро­ши­нах чашку, ко­то­рая ждала его когда-то на ку­хон­ном столе. (63)Придя из школы, он оста­нав­ли­вал­ся у по­ро­га и пе­ре­обу­вал­ся, чтобы не на­сле­дить

в ком­на­тах. (64)И го­ря­чая плита, и по­трес­ки­ва­нье дров, и чашка с мо­ло­ком,

и про­стое слово «Здрав­ствуй!»  — всё это на­пол­ня­ло его ощу­ще­ни­ем покоя.

(По Ф. А. Ви­гдо­ро­вой*)

* Фрида Аб­ра­мов­на Ви­гдо­ро­ва (1915—1965)  — со­вет­ская пи­са­тель­ни­ца, жур­на­лист.

Из пред­ло­же­ний 22−29 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.