Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

(1)И вот опять род­ные места встре­ти­ли меня сдер­жан­ным шёпотом оль­ша­ни­ка. (2)Вдали по­ка­за­лись вет­хие крыши ста­рой моей де­рев­ни, вот и дом с по­трес­кав­ши­ми­ся уг­ла­ми. (3)По этим углам за­ле­зал я когда-то под крышу, не­уто­ми­мый в своём стрем­ле­нии к вы­со­те, и смот­рел на синие зуб­ча­тые леса, пря­тал в щелях витых кря­жей не­хит­рые маль­чи­ше­ские бо­гат­ства.

(4)Из этой сос­но­вой кре­по­сти, из этих уди­ви­тель­ных ворот ухо­дил я когда-то в боль­шой и гроз­ный мир, на­ив­но по­кляв­шись ни­ко­гда не воз­вра­щать­ся, но чем даль­ше и быст­рей ухо­дил, тем ярост­ней тя­ну­ло меня об­рат­но.

(5)Ста­рый дом наш за­ко­ло­чен. (6)Я став­лю по­кла­жу на крыль­цо со­сед­ки и сту­паю в сол­неч­ное поле, раз­мыш­ляя о про­шлом. (7)Дет­ство впи­са­лось в мою жизнь далёким нерв­ным ма­ре­вом, рас­кра­си­ло бу­ду­щее яр­ки­ми меч­та­тель­ны­ми маз­ка­ми. (8)В тот день, когда я ухо­дил из дому, так же, как и се­год­ня, вы­зва­ни­ва­ли по­ле­вые куз­не­чи­ки, так же ле­ни­во парил надо мной яст­реб, и толь­ко серд­це было мо­ло­дым и не ве­ря­щим в об­рат­ную до­ро­гу.

(9)И вот опять уво­дит меня в лес­ную ча­що­бу узкая тро­пин­ка, и снова слу­шаю я шум лет­не­го леса. (10)Снова тор­же­ствен­но и мудро шумит надо мной ста­рин­ный хвой­ный бор, и нет ему до меня ни­ка­ко­го дела. (11)И над бором висит в си­не­ве солн­це. (12)Оно щедро, стре­ми­тель­но и бес­шум­но сып­лет в лох­ма­тую про­хла­ду мхов свои зо­ло­тые брыз­ги, а над мхами, слов­но сморённые за пря­жей ста­ру­хи, дрем­лют смо­ли­стые ели. (13)Они глухо шеп­чут порой, как будто воз­му­ща­ясь щед­ро­стью солн­ца, а может быть, соб­ствен­ным дол­го­ле­ти­ем. (14)Под елями древ­ний запах па­по­рот­ни­ка. (15)Я иду чёрной ло­ша­ди­ной тро­пой, на лицо лип­нут не­ви­ди­мые нити па­у­ти­ны, с дет­ским без­за­щит­ным пис­ком вьют­ся пе­ре­до мной ко­ма­ры, хотя ку­са­ют они со­всем не по-дет­ски. (16)Мой взгляд оста­нав­ли­ва­ет­ся на

крас­ных, в белых кра­пин­ках, шап­ках му­хо­мо­ров. (17)Потом вижу, как дятел, опер­шись на рас­то­пы­рен­ный хвост, ко­ло­тит своим не­уто­ми­мым носом сухую дре­ве­си­ну. (18)В лицо мне хле­щут ветки кру­ши­ны, и вот уже я на сухом

месте, и нога едет на скольз­ких иглах. (19)За­гу­дел в сос­нах ветер, и сосны ото­зва­лись без­за­щит­ным ро­по­том. (20)Мне ка­жет­ся, что в их кро­нах взды­ха­ет огром­ный бо­га­тырь-ту­го­дум, ко­то­рый с на­ив­но­стью мла­ден­ца копит свою мощь не себе, а дру­гим. (21)Под это доб­ро­душ­ное ды­ха­ние, слов­но из древ­них веков, нечёткой бе­ло­па­рус­ной ар­ма­дой вы­плы­ва­ют об­лач­ные фре­га­ты.

(22)Мне ка­жет­ся, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощу­щаю каж­дую тра­вин­ку, с маху сдёрги­ваю са­по­ги и бо­си­ком вы­бе­гаю на рыжий пес­ча­ный берег, снова стою над рекой и бро­саю лес­ные шишки в синюю тугую воду, в эту про­хлад­ную ру­са­ло­чью по­стель, и смот­рю, как рас­хо­дят­ся и уми­ра­ют во­дя­ные круги.

(23)Я са­жусь у тёплого стога возле берёз, и мне чу­дит­ся в их ше­ле­сте укор веч­ных сви­де­тель­ниц че­ло­ве­че­ско­го горя и ра­до­сти. (24)Ве­ка­ми род­ни­лись с нами эти де­ре­вья, да­ри­ли нашим пред­кам скри­пу­чие лапти и жар­кую, без­дым­ную лу­чи­ну, рас­ти­ли па­ху­чие ве­ни­ки, розги, по­ло­зья, ко­пи­ли пе­ву­честь для пас­ту­шьих рож­ков.

(25)Я вы­хо­жу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё со­всем не­дав­но было так много де­ре­вень, а те­перь бе­ле­ют одни берёзы. (26)Нет, в здеш­них ме­стах по­жа­ры не часты, и лет пять­сот уже не было на­ше­ствий. (27)Может быть, так оно и надо? (28)Ис­че­за­ют де­рев­ни, а вза­мен рож­да­ют­ся весёлые шум­ные го­ро­да. (29)Я об­ни­маю род­ную землю, слышу теп­ло­ту ро­ди­мой травы, и надо мной ка­ча­ют­ся ку­паль­ни­цы с лю­ти­ка­ми.

(30)Шумят не­вда­ле­ке сосны, ше­ле­стят берёзы. (31)Тихая моя ро­ди­на, ты всё так же не даёшь мне ста­реть и вра­чу­ешь душу своей зелёной ти­ши­ной.

(По В.И. Бе­ло­ву*)

 

* Ва­си­лий Ива­но­вич Белов (1932–2012)  — со­вет­ский и рос­сий­ский пи­са­тель, поэт и сце­на­рист, один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей «де­ре­вен­ской прозы».

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру. По­сле­до­ва­тель­ность цифр за­пи­ши­те в БЛАНК ОТ­ВЕ­ТОВ №1 спра­ва от но­ме­ра за­да­ния 26, на­чи­ная с пер­вой кле­точ­ки, без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

Каж­дую цифру пи­ши­те в со­от­вет­ствии с при­ведёнными в блан­ке об­раз­ца­ми.

 

««В тек­сте В. И. Бе­ло­вым ис­поль­зу­ют­ся раз­лич­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, в том числе син­так­си­че­ские: (А)_________ (в пред­ло­же­ни­ях 12, 24) и (Б)_________ (в пред­ло­же­нии 31). Пе­ре­дать со­сто­я­ние рас­сказ­чи­ка, свя­зан­ное с вос­по­ми­на­ни­я­ми о дет­стве, по­мо­га­ют (В)__________ («синие зуб­ча­тые леса» в пред­ло­же­нии 3, «нерв­ным ма­ре­вом» в пред­ло­же­нии 7, «древ­ний запах» в пред­ло­же­нии 14), а также (Г)________ («укор… сви­де­тель­ниц че­ло­ве­че­ско­го горя и ра­до­сти» в пред­ло­же­нии 23)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  об­ра­ще­ние

2)  ана­фо­ра

3)  про­ти­во­по­став­ле­ние

4)  эпи­тет

5)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

6)  син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

7)  ввод­ная кон­струк­ция

8)  срав­не­ние

9)  ме­та­фо­ра