| № | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
|---|
| I | Содержание сочинения |
| К1 | Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
| | Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 |
| | Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов | 0 |
| К2 | Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
| | Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана смысловая связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Дано пояснение к ней. | 3 |
| | Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между приведёнными примерами-иллюстрациями не указана, или не дано её пояснение, или дано неверное пояснение | 2 |
| | Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации | 1 |
| | Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, но пояснение к нему отсутствует. ИЛИ Ни одного примера-иллюстрации из прочитанного текста, важного для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, не приведено. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария процитирован большой фрагмент исходного текста. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не прокомментирована. Указания к оцениванию 1. Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста допустил фактическую ошибку, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Фактическая точность речи» (К4) | 0 |
| К3 | Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
| | Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано. Приведён пример-аргумент | 2 |
| | Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано. Пример-аргумент не приведён. ИЛИ Приведён пример-аргумент, но собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста заявлено формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). | 1 |
| | Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). ИЛИ Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулировано и не обосновано. Пример-аргумент не приведён. ИЛИ Формулировка и (или) обоснование собственного отношения к позиции автора (рассказчика) не соответствуют указанной проблеме исходного текста. Указания к оцениванию 1. Источником для примера-аргумента служит читательский, историко-культурный или жизненный опыт. 2. Не принимаются в качестве содержательной основы для примера-аргумента комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра | 0 |
| II | Речевое оформление сочинения |
| К4 | Фактическая точность речи |
| | Фактические ошибки отсутствуют | 1 |
| | Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 |
| К5 | Логичность речи |
| | Логические ошибки отсутствуют | 2 |
| | Допущена одна логическая ошибка | 1 |
| | Допущено две логические ошибки или более | 0 |
| К6 | Соблюдение этических норм |
| | Этические ошибки отсутствуют | 1 |
| | В работе приводятся примеры экстремистских и/или иных запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации (пропаганда фашизма, антигосударственных идей, нетрадиционных ценностей, употребление нецензурной брани, иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях, и т.д.) | 0 |
| III | Грамотность сочинения |
| К7 | Соблюдение орфографических норм |
| | Орфографических ошибок нет | 3 |
| | Допущены одна-две ошибки | 2 |
| | Допущены три-четыре ошибки | 1 |
| | Допущено пять или более ошибок | 0 |
| К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
| | Пунктуационных ошибок нет | 3 |
| | Допущены одна-две ошибки | 2 |
| | Допущены три-четыре ошибки | 1 |
| | Допущено пять или более ошибок | 0 |
| К9 | Соблюдение грамматических норм |
| | Грамматических ошибок нет | 3 |
| | Допущены одна-две ошибки | 2 |
| | Допущено три-четыре ошибки | 1 |
| | Допущено пять ошибок или более | 0 |
| К10 | Соблюдение речевых норм |
| | Речевых ошибок нет | 3 |
| | Допущены одна-две ошибки | 2 |
| | Допущено три-четыре | 1 |
| | Допущено пять или более ошибок | 0 |
| | |
| Максимальное количество баллов за выполнение задания 27 (К1–К10) | 22 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения*.
Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов**.
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет;
К8 — пунктуационных ошибок нет;
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — речевых ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок;
К8 — допущено не более двух ошибок;
К9 — допущено не более двух ошибок;
К10 — допущено не более двух ошибок.
Высший балл по критериям К7–К10 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К10) оценивается 0 баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
___________________
* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
** Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.