Прочитайте текст и выполните
— (1)Жендос — корявый нос, поросёночка унёс!
(2)Евгений Иванович Голубев повернул голову — перегнувшись через заборчик, на него смотрела, улыбаясь, Елена Ивановна, стройная, но немолодая уже женщина, очень похожая на мать, Глафиру Николаевну, только мать в его воспоминаниях всегда была моложе. (3)Забор не помешал Голубеву обнять и расцеловать сестру.
— (4)Ленивый, как все хирурги. (5)Не позвони я, не скажи, что улицу сносят, ведь не приехал бы никогда! (6)А так повод: в последний раз на дом детства глянуть.
— (7)Спасибо.
— (8)Конечно, в городе-то лучше. (9)Совсем забыл родные места... (10)Царапнуло сердечко-то?
— (11)Есть маленько.
— (12)Да уж вижу, что не маленько. (13)Всё детство разом вспомнил?
— (14)«Всё» сразу не вспомнишь. (15)Я постепенно.
— (16)Вспоминай, вспоминай. (17)Это нам полезно.
(18)И потом спросила, глядя на стоявшего рядом Лёшку:
— А это что за жертва урбанизации?
— (19)Он не урбанизации. (20)Соседкин сын. (21)Мать-одиночка.
— (22)Не усыновлять ли собрался?
— (23)Может, и усыновил бы, да соседка не даст. (24)Горластая.
(25)Евгений Иванович захотел сменить тему разговора.
— (26)А ты, Лен, стала меньше походить на мать.
— (27)Старею я, братик.
— (28)Да брось ты.
— (29)Скоро на пенсию... (30)Вот счастье привалило: дом ломают, це́лую квартиру в городе дают... (31)А как у тебя?
— (32)Пытаюсь выполнить нормы по резекции желудка.
— (33)Печатаешь?
— (34)Что мне печатать?
— (35)Стихи свои. (36)На машинке.
— (37)Ну да, сейчас мода такая: все хирурги в писатели пошли. (38)Даже в юмористы.
— (39)Не страшно. (40)Хуже будет, если наоборот.
— (41)Это как?
— (42)Ляжешь на стол, а тебе скажут: «А сейчас аппендицит вам чикнет сам Андрей Вознесенский».
(43)Они посмеялись, потом Евгений Иванович позвал Лёшку, все прошли в небольшой сад перед домом.
— (44)В дом войдёшь?
— (45)Подожди, сестра, дай с садом поздороваться. (46)И попрощаться заодно. (47)Его ведь тоже в расход...
(48)Евгений Иванович подошёл к яблоне, погладил её серую кору. (49)Подметил, что крона закрывает от него почти полсада. (50)Улыбнулся чему-то, вышел на открытое место.
— (51)Если мне не изменяет память, то вот здесь, Лёха, было бомбоубежище.
— (52)Левее немного, — поправила его Елена Ивановна.
— (53)Здесь?
— (54)Да...
(55)Евгений Иванович помолчал, а Лёшка поинтересовался:
— А что такое бомбоубежище?
— (56)Это дом в земле, в котором люди прятались в войну от бомбёжки, чтобы их не убило, — пояснила Елена Ивановна.
— (57)А зачем их убивать? — опять спросил Лёшка.
— (58)Зачем убивать... — повторил Евгений Иванович, посмотрел на сестру и физиономию вытянул: мол, вот парень даёт: какие вопросы забивает.
— (59)Знаешь, Лёха, честно говоря, долго это тебе объяснять, да ты сейчас всего и не поймёшь. (60)Знай пока одно, парень: плохо для всех — и для больших, и для маленьких, — когда война. (61)И лучше бы у нас её никогда не было. (62)Сейчас это наша забота, а вырастешь, мы тебе всё расскажем и заботу эту тебе передадим. (63)Поймёшь, узнаешь. (64)Станешь нашим защитником. (65)Будешь?
— (66)Буду. (67)А как я узна́ю?
(68)Евгений Иванович поднял его на руки, подошёл к берёзе. (69)Показал ему заплывшее опухолью место на стволе. (70)Спросил сестру: «Здесь?» (71)Та кивнула головой.
— (72)Видишь ли, Алексей, вот тут в дерево в войну ударил огромный осколок от бомбы и застрял там, в стволе. (73)Место давно уже заросло — оно тебе и не заметно. (74)Но он там, понимаешь, там. (75)И берёза помнит, помнит до сих пор. (76)Прошло время, выросли новые ветки на берёзе. (77)А старые ветки рассказывают им про войну.
— (78)А как?
— (79)А сок идёт снизу, из земли, через осколок. (80)Молодые ветки и спрашивают: «Отчего это сок горчит иногда?» (81)А старые отвечают: «Это война была».
— (82)Больно ты мудрёно говоришь, — Елена Ивановна улыбнулась.
— (83)Так я сейчас больше для себя, для уточнения. (84)А парень тоже поймёт! (85)Подрастёт и поймёт, если втолковать как следует, а не как иногда у тебя в школе педагоги... (86)Ну-ну — шучу. (87)Главное, чтобы правильно втолковать. (88)А для этого пока живём — не забывать, ничегошеньки.
(89)Евгений Иванович прислонился к берёзе, замолчал. (90)Смотрел на цветущий в последний раз старый сад и молчал, вспоминал...
(По Ю. И. Чичеву*)
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте «Что можно противопоставить неумолимости времени?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
PDF-версии: 