№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Актуальность Источник Ключевые слова текста Правило Раздел кодификатора Сложность
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания
Задание 27 № 6334

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)— Мне в Борисоглебский переулок, — сообщила я молодому таксисту, — дом-музей Марины Цветаевой.

(2)— Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута.

(3)— Там она и жила с семьёй, — добавила я задумчиво скорее самой себе.

(4)— Кто жил? — переспросил он через минуту.

(5)— Цветаева, поэт, знаете?

(6)Он улыбнулся:

(7)— Не-а.

(8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, человеком можно быть хорошим... и не знать поэтов-писателей. (10)Но мне вдруг стало любопытно, кто он и откуда: очень уж хотелось понять, почему имя Цветаевой (и, полагаю, многих других великих деятелей литературы) для него ничего не значит. (11)Я решила порасспросить парня. (12)Узнала, что ему 24 года, москвич в третьем поколении.

(13) Родители служащие, с высшим образованием. (14)Да и сам он окончил что-то вроде специализированного колледжа. (15)Как же он мог не слышать о Цветаевой? (16)В общем, причины столь низкой осведомлённости в области поэзии так и остались для меня загадкой. (17)Может, дело в качестве современного образования, а может, он сам не хотел ничего знать, считая стихи глупостью. (18)И всё же я решила ему хоть какой-то ликбез устроить. (19)Тут меня осенило.

(20)— А песню в исполнении Аллы Пугачёвой слышали? (21)«Мне нравится, что Вы больны не мной...»? - пропела я сиплым голосом.

(22)Парень заёрзал на сиденье:

(23)— Знаю, а как же!

(24) Я чуть не подпрыгнула от радости:

(25)— Ага! (26)Так это стихи Марины Цветаевой! — и процитировала ещё строчки.

(27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием.

(28) На прощание на клочке бумажки из его бардачка я написала, кроме Цветаевой, ещё несколько незнакомых ему имён: Мандельштама, Пастернака, Бродского. (29)Кто знает: вдруг он заинтересуется и хотя бы немного прочтёт о них. (30)Он старательно, как первоклассник, повторил каждое слово вслед за мной, так что, может, и вправду запомнил. (31)«Ух ты, вот это класс, — бормотал он при этом торопливо, — вот это класс!» (32)И порулил дальше...

(33)Мероприятие в музее начиналось только через двадцать минут.

(34) Так что у меня ещё было время, и я огляделась вокруг. (35)Прямо напротив, в маленьком сквере — памятник Марине Ивановне: сидячая фигура, склонённая голова с короткой стрижкой. (36)Пройдя вдоль улицы и вернувшись обратно, я заметила, что к памятнику кто-то прилепился. (37)В буквальном смысле. (38)Девушка с распущенными волосами, в джинсах уткнулась в каменные ступни головой, обхватила широким жестом подол каменного платья, как ребёнок, прячась и прося прощения, и так застыла. (39)Какой разговор вела с ней эта девушка? (40)Или о чём-то просила? (41)А может, горевала по её судьбе? (42)Она стояла долго, потом оторвалась от глыбы и с какой-то счастливой улыбкой пошла прочь. (43)На вид ей было года 22—24. (44)Я не пыталась разгадать, кто она и откуда. (45)Её порыв говорил сам за себя — умудрённая глубоким творческим опытом душа в совсем юном теле. (46)Да, именно так, и думаю, что вряд ли кто-то станет возражать. (47)Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем — это ли не душевная мудрость?

(48)Эх, вот как бывает, думала я, возвращаясь вечером домой: эти — представители одного поколения, ровесники, живут в одном городе. (49)Но их миры — совершенно разные, с разными идеалами и ценностями. (50)Хорошо, что я сказала ему напоследок: хоть впросак теперь не попадёт перед своей девушкой. (51)Девушки любят поэзию... (52)Кто знает, а вдруг они встретятся?

 

(по Е. Кореневой*)

*Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.) - советская и российская актриса театра и кино, литератор, режиссёр.

1
Задание 22 № 6323

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

 

1) Рассказчица очень ценит поэзию Цветаевой, посещает мероприятия в музее поэтессы.

2) Встречи с таксистом и девушкой, стоявшей возле памятника Цветаевой, произвели на рассказчицу сильное впечатление, заставили о многом задуматься.

3) Рассказчица, порасспросив парня-таксиста, поняла, почему он ничего не слышал о Цветаевой.

4) Умение ценить поэзию говорит не о душевной мудрости, а об уровне образования.

5) Рассказчица выяснила, кто была та девушка возле памятника Цветаевой, и решила познакомиться с ней.


2
Задание 23 № 6324

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Предложения 15—17 представляют собой повествование.

2) В предложении 35 представлено описание.

3) В предложениях 48—52 представлено рассуждение.

4) Предложение 29 указывает на причину действий, о которых говорится в предложении 28.

5) В предложении 49 представлено повествование.


3
Задание 24 № 6325

Из предложения 27 выпишите разговорное слово.


4
Задания Д B1 № 6326

Из предложения 30 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.


5
Задание 25 № 6332

Среди предложений 1—9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


6
Задание 26 № 6333

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

«Рассказывая о случившемся с ней эпизоде, Е. Коренева не скупится на эмоции. Авторская экспрессия нашла отражение в многочисленных средствах выразительности. В частности, на лексическом уровне следует отметить (А)_____ («не-а» в предложении 7, «уставившись» в предложении 9, «заёрзал» в предложении 22), на морфологическом уровне — (Б)_____ (в предложениях 25, 31, 48), а также такой троп, как (В)_____ (в предложениях 30, 38). В синтаксисе эмоции автора отражены прежде всего в употреблении (Г)_____ (предложения 15, 39, 40, 41, 47, 52)».

 

Список терминов:

1) неполные предложения

2) разговорная лексика

3) междометия

4) риторические вопросы

5) однородные члены предложения

6) метонимия

7) сравнение

8) эпитеты

9) оксюморон

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Пояснение.

Основные проблемы:

1. Проблема незнания культурного (литературного) наследия, низкого уровня образованности (литературной грамотности и безграмотности) среди молодёжи. (В чём кроется причина того, что некоторые представители современной молодёжи не знают известных поэтов и писателей?)

2. Проблема отношения к культурному, литературному наследию у представителей одного и того же поколения. (Всегда ли схоже отношение к искусству, литературе, поэзии у представителей одного поколения?)

3. Любовь к поэзии как признак душевной зрелости. (Как связаны любовь к поэзии и душевная зрелость?)

 

Позиция автора:

1. К сожалению, в молодёжной среде можно встретить людей, для которых имена известных поэтов и писателей ничего не значат: они их просто-напросто не знают. И причина этого зачастую остаётся загадкой. Возможно. причина кроется в низком качестве современного образования или в отсутствии желания изучать поэзию. Ясно только, что дело не в социальном статусе и не в степени образованности родителей.

2. Люди одного и того же возраста могут совершенно по-разному воспринимать окружающую действительность, иметь совершенно разные идеалы и ценности.

3. Умение ценить поэзию, понимать, чувствовать сердцем — признаки душевной зрелости, мудрости.