Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

(1)Не­мо­ло­дая жен­щи­на, круп­ный учёный, рас­ска­за­ла такую ис­то­рию: (2)«Я пе­ре­хо­ди­ла пло­щадь, меня толк­нул какой-то пья­ный, я упала на ко­ле­ни, по­ра­ни­ла их, и из ран по ногам по­тек­ла кровь ручьём. (3)Я зашла в бли­жай­шую по­ли­кли­ни­ку и ска­за­ла сест­ре: «По­жа­луй­ста, ока­жи­те мне первую по­мощь». (4)0на веж­ли­во на­пра­ви­ла меня в хи­рур­ги­че­ский ка­би­нет. (5)В ка­би­не­те за сто­лом си­де­ла ве­ли­че­ствен­ная дама. (6)Хи­рург и глав­ный врач по­ли­кли­ни­ки. (7)Я ска­за­ла:

— Я в крови. (8)По­жа­луй­ста, ока­жи­те мне первую по­мощь.

— (9)С по­ло­ви­ны тре­тье­го!  — же­лез­ным го­ло­сом от­ве­ти­ла она.

(10)Часы по­ка­зы­ва­ли два.

— (11)Но ведь у меня кровь течёт, по­мо­ги­те мне!

(12)И тогда она не крик­ну­ла. (13)Спо­кой­но ска­за­ла:

— Вый­ди­те от­сю­да!

(14)Я, ко­неч­но, вышла. (15)Я пла­ка­ла».

 

(16)«Вы правы,  — пишет она даль­ше,  — срав­ни­вая трав­му, нанесённую кри­ком, с уда­ром ножа. (17)Но такой удар можно на­не­сти и без крика. (18)Нор­маль­ным го­ло­сом».

 

(19)К врачу пришёл че­ло­век, чтобы за­ле­чить те­лес­ную рану, а тот нанёс ему рану ду­шев­ную.

(20)И я по­ду­мал, как, увы, часто на­но­сят­ся раны сло­вом.

 

(21) Раны от слова вы­зы­ва­ют­ся не толь­ко гру­бо­стью, но и не­об­ду­ман­ным об­ра­ще­ни­ем со сло­вом.

 

(22)В одной семье про­изошёл такой слу­чай. (23)Дочка, уче­ни­ца пя­то­го клас­са, ко­то­рая не­за­дол­го до того пе­ре­нес­ла тяжёлое дол­гое за­бо­ле­ва­ние, вер­ну­лась од­на­ж­ды домой блед­ная. (24)Ска­за­ла:

— В эту школу я боль­ше не пойду.

(25)Ни­че­го объ­яс­нять она не стала. (26)Видно было толь­ко: по­тря­се­на без­мер­но.

— (27)Лучше уме­реть, чем в эту школу.

 

(28)Ро­ди­те­ли ре­ши­ли пе­ре­ве­сти де­воч­ку в со­сед­нюю школу. (29)И толь­ко спу­стя годы она рас­ска­за­ла, в чём было дело. (30)На ме­ди­цин­ском осмот­ре в при­сут­ствии по­друг школь­ный врач со­чув­ствен­но вос­клик­ну­ла:

— С таким серд­цем жить нель­зя!

 

(31)Вот так и ска­за­ла. (32)По­дру­ги за­сы­па­ли де­воч­ку во­про­са­ми. (33)Она молча оде­лась и молча вышла из школы. (34)Вышла, чтобы боль­ше ни­ко­гда туда не воз­вра­щать­ся. (35)Ни­ко­му ни­че­го не ска­за­ла, чтобы ни­ко­го из близ­ких не огор­чать. (36)Она ве­ри­ла стар­шим и ду­ма­ла, что живёт по­след­ние не­де­ли.

 

(37) Эту рану сло­вом на­нес­ли не злость, не гру­бость, а глу­пость, не­ве­же­ство.

(38) Когда таких при­ме­ров из соб­ствен­но­го опыта и опыта окру­жа­ю­щих и раз­мыш­ле­ний по их по­во­ду на­ко­пи­лось много, я вы­сту­пил по радио с бе­се­дой на тему «Осто­рож­но  — слово!». (39)Не пред­ла­гал ни­че­го осо­бен­но­го и чрез­вы­чай­но­го, про­сто со­ве­то­вал об­ра­щать­ся со сло­вом об­ду­ман­но. (40)При­ме­нять, на­при­мер, давно вы­ра­бо­тан­ные и об­ще­при­ня­тые фор­му­лы веж­ли­во­сти и от­ка­зать­ся от таких обо­ро­тов, как: «Не ви­дишь что ли?!», «Ослеп?», «Оглох?», тем более что есть опас­ность дей­стви­тель­но уго­дить в че­ло­ве­ка, ко­то­рый плохо видит или плохо слы­шит. (41)Я на­по­ми­нал дру­гие слова, при­вет­ли­вые, веж­ли­вые, бла­го­же­ла­тель­ные. (42)И за­кан­чи­вал пе­ре­да­чу так: «Будь­те осто­рож­ны со сло­вом; гру­бое  — обо­ю­до­ост­ро и часто мстит за себя!».

 

(43)На меня об­ру­ши­лась ла­ви­на от­кли­ков. (44)Боль­шин­ство от­клик­нув­ших­ся на моё вы­ступ­ле­ние со­гла­ша­лись: со сло­вом надо об­ра­щать­ся осто­рож­но.

 

(45)Од­на­ко на­шлись люди, кого сама по­ста­нов­ка этой про­бле­мы при­ве­ла в раз­дра­же­ние. (46)Они утвер­жда­ют: без гру­бо­сти не обой­тись и об­хо­дить­ся без неё не надо! (47)Под гру­бо­стью они по­ни­ма­ют и край­нюю её форму  — не­цен­зур­ную брань. (48)Без неё-де и со­вать­ся не­че­го на строй­ку, в цех, в поле. (49)Да и в до­маш­нем быту без креп­ко­го слова не­мыс­ли­мо.

 

(50)Крик и брань не сви­де­тель­ство силы и не до­ка­за­тель­ство. (51)Сила и в спо­кой­ном до­сто­ин­стве. (52)3аста­вить себя ува­жать, не поз­во­лить, чтобы вам гру­би­ли, не­лег­ко. (53)Но опус­кать­ся до уров­ня хама бес­смыс­лен­но. (54)Это зна­чит от­ка­зы­вать­ся от са­мо­го себя! (55)От соб­ствен­ной лич­но­сти! (56)Веж­ли­вость, как пра­ви­ло, си­но­ним внут­рен­ней силы и под­лин­но­го до­сто­ин­ства. (57)Спра­ши­вать, зачем веж­ли­вость, так же бес­смыс­лен­но, как за­да­вать во­про­сы: «Зачем куль­ту­ра?» «Зачем кра­со­та?».

 

(По С. Льво­ву*)

* Сер­гей Льво­вич Львов (1922—1981 гг.)  — про­за­ик, кри­тик, пуб­ли­цист, автор ста­тей о со­вет­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре, про­из­ве­де­ний био­гра­фи­че­ской и дет­ской ли­те­ра­ту­ры

«Приёмы  — (А) _______ („рана“ в пред­ло­же­ни­ях 20—21), (Б) _______ (пред­ло­же­ния 54—55) по­мо­га­ют чи­та­те­лю осо­знать убе­ди­тель­ность до­во­дов ав­то­ра, по­ле­ми­че­ский пафос тек­ста в целом. Тропы: (В) _______ („ве­ли­че­ствен­ная дама“ в пред­ло­же­нии 5), (Г) _______ (пред­ло­же­ние 43) сви­де­тель­ству­ют об эмо­ци­о­наль­ном от­но­ше­нии ав­то­ра тек­ста к про­ис­хо­дя­щим со­бы­ти­ям».

 

1)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

2)  ме­та­фо­ра

3)  од­но­род­ные члены

4)  про­фес­си­о­наль­ная лек­си­ка

5)  ли­то­та

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  пар­цел­ля­ция

8)  эпи­тет

9)  кон­текст­ные ан­то­ни­мы