Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

(1)Из­вест­но, что молодёжь овла­де­ва­ет те­перь ско­рост­ным ме­то­дом чте­ния. (2)Моя дочь чи­та­ет в во­семь раз быст­рее, чем я. (3)Есть у меня ещё одна зна­ко­мая, ко­то­рая при­вык­ла чи­тать, что на­зы­ва­ет­ся, по диа­го­на­ли и ведь успе­ва­ет схва­тить ос­нов­ное со­дер­жа­ние, ин­фор­ма­цию, со­дер­жа­щу­ю­ся на таким ме­то­дом про­чи­тан­ных стра­ни­цах. (4)Пе­ре­спра­ши­ваю, эк­за­ме­ную  — схва­ти­ла. (5)И вот даю для экс­пе­ри­мен­та Ак­са­ко­ва.

(6) На­блю­даю: вот сей­час долж­на пе­ре­лист­нуть­ся стра­ни­ца, потом дру­гая.

(7) Ско­рост­ной метод чте­ния. (8)Нет, стра­ни­ца не пе­ре­ли­сты­ва­ет­ся. (9)Стра­ни­ца чи­та­ет­ся мед­лен­но, с про­чи­ты­ва­ни­ем каж­дой стро­ки, каж­до­го слова. (10)Толь­ко время от вре­ме­ни слы­шат­ся вос­кли­ца­ния:

— Какая пре­лесть, какое оча­ро­ва­ние! (11)Слу­шай, да он вол­шеб­ник, ку­дес­ник!

 

(12)В пер­вые пят­на­дцать до­во­ен­ных лет моей жизни, живя в де­рев­не, учась в сред­ней школе, и я как-то не удо­су­жил­ся про­чи­тать Ак­са­ко­ва. (13)Воз­мож­но, и не было его в скуд­ной школь­ной биб­лио­те­ке, да очерёдность... (14)Надо про­чи­тать Пуш­ки­на с Лер­мон­то­вым, Го­го­ля с Тур­ге­не­вым, Не­кра­со­ва с Гон­ча­ро­вым, хотя бы «Сон Об­ло­мо­ва» в пре­де­лах школь­ной про­грам­мы. (15)Да ещё (уже без школь­ной ре­ко­мен­да­ции)  — «Три муш­кетёра», «От­вер­жен­ные», «Собор Па­риж­ской бо­го­ма­те­ри», «Че­ло­век, ко­то­рый смеётся», «Та­ин­ствен­ный ост­ров», «Всад­ник без го­ло­вы», «По­след­ний из мо­ги­кан»... (16)Да ещё весь Джек Лон­дон, да ещё «Борь­ба миров» и «Че­ло­век-не­ви­дим­ка»... (17)Не дошёл черёд до Ак­са­ко­ва. (18)В ин­сти­тут­ской про­грам­ме Ак­са­ко­ва тоже не было. (19)Но он су­ще­ство­вал, пока ещё не чи­тан­ный. (20)Во время сту­ден­че­ской про­гул­ки могли за­бре­сти в Аб­рам­це­во, в быв­шее име­ньи­це Ак­са­ко­ва, свя­зан­ное ме­мо­ри­аль­но с круп­ней­ши­ми де­я­те­ля­ми оте­че­ствен­ной куль­ту­ры, как-то: Вас­не­цов, Вру­бель, Серов, Ко­ро­вин, По­ле­нов, Не­сте­ров.

 

(21)Но од­на­ж­ды, когда осво­бо­ди­лось два часа днев­но­го вре­ме­ни, по ка­ко­му-то на­и­тию я взял да и пошёл на дет­ский утрен­ний спек­такль (пят­на­дцать шагов от ворот ин­сти­ту­та до вход­ных те­ат­раль­ных две­рей), а да­ва­ли в то утро «Алень­кий цве­то­чек» Ак­са­ко­ва. (22)Там, в сказ­ке, де­ви­це- кра­са­ви­це, чтоб пе­ре­не­стись с места на место за три­де­вять зе­мель, надо было на­де­вать зо­ло­тое ко­леч­ко на ми­зи­нец пра­вой руки, мне же и ко­леч­ка не по­тре­бо­ва­лось. (23)Дело не в те­ат­раль­ном пред­став­ле­нии. (24)Не пер­вый же раз пришёл я в театр! (25)Да ша­ста­ли и по ки­нош­кам, где тоже ведь можно пе­ре­не­стись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в ат­мо­сфе­ре сказ­ки, в той лас­ко­вой рус­ско­сти, в ко­то­рую я по­гру­зил­ся и ко­то­рая тот­час про­бу­ди­ла в душе доб­рые и свет­лые чув­ства. (27)Так резок был кон­траст, так ве­ли­ко рас­сто­я­ние от ат­мо­сфе­ры до ат­мо­сфе­ры, от кли­ма­та до кли­ма­та, от чувств до чувств, что сидел не дыша, за­во­рожённый, оше­ломлённый, оша­ра­шен­ный, чув­ствуя, как чем-то тёплым и свет­лым омы­ва­ет­ся душа.

 

(28)Если бы меня по­про­си­ли на­звать глав­ное ка­че­ство ак­са­ков­ских книг, при­том одно, я на­звал бы ду­шев­ное здо­ро­вье, ко­то­рое не­воль­но пе­ре­ли­ва­ет­ся в чи­та­ю­ще­го эти книги. (29)От­сту­па­ют на вто­рой план суета, нер­воз­ность, вся­кая ме­лоч­ность, то­роп­ли­вость, мель­те­ше­ние  — всё, что ме­ша­ет нам взгля­нуть во­круг яс­ны­ми и спо­кой­ны­ми гла­за­ми. (30)Если каж­дый из нас по­пы­та­ет­ся при­смот­реть­ся вни­ма­тель­но к сво­е­му соб­ствен­но­му чув­ству род­ной земли, то он об­на­ру­жит, что это чув­ство в нём не сти­хий­но, что оно ор­га­ни­зо­ван­но и куль­тур­но, ибо оно пи­та­лось не толь­ко сти­хий­ным со­зер­ца­ни­ем при­ро­ды как та­ко­вой, но вос­пи­ты­ва­лось всем преды­ду­щим ис­кус­ством, всей преды­ду­щей куль­ту­рой.

 

(31)Лю­бовь к род­ной земле вос­пи­ты­ва­ли в нас Пуш­кин, Лер­мон­тов, Тют­чев, Фет, Тур­ге­нев, А. К. Тол­стой, Не­кра­сов, Лев Тол­стой, Блок, Есе­нин, Ле­ви­тан, По­ле­нов, Сав­ра­сов, Не­сте­ров, Ку­ин­джи, Шиш­кин... (32)Так что же, разве на по­след­нее место мы по­ста­вим в этих рядах (а они мно­го­чис­лен­ны) имя Сер­гея Ти­мо­фе­е­ви­ча Ак­са­ко­ва?

(По В. Со­ло­ухи­ну)

Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Со­ло­ухин (1924—1997 гг.)  — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель и поэт, вид­ный пред­ста­ви­тель «де­ре­вен­ской прозы».

«Го­во­ря о рус­ской куль­ту­ре, Вла­ди­мир Со­ло­ухин подчёрки­ва­ет роль пи­са­те­ля, се­год­ня, к со­жа­ле­нию, почти за­бы­то­го. Убеж­дая нас в цен­но­сти твор­че­ства Сер­гея Ти­мо­фе­е­ви­ча Ак­са­ко­ва, автор ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, среди ко­то­рых тропы: (А) _______ («доб­рые и свет­лые чув­ства» в пред­ло­же­нии 26), (Б) _______ («омы­ва­ет­ся душа» в пред­ло­же­нии 27), а также син­так­си­че­ское сред­ство  — (В) _______ (пред­ло­же­ние 29). Ещё одно син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г) _______ (пред­ло­же­ние 32)  — подчёрки­ва­ет от­но­ше­ние ав­то­ра к твор­че­ству ве­ли­ко­го рус­ско­го пи­са­те­ля».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

2)  срав­не­ние

3)  ри­то­ри­че­ский во­прос

4)  ряд од­но­род­ных чле­нов

5)  эпи­те­ты

6)  про­ти­во­по­став­ле­ние

7)  ме­та­фо­ра

8)  ли­то­та

9)  ан­то­ни­мы