№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Актуальность Источник Ключевые слова текста Правило Раздел кодификатора Сложность
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания для подготовки
1.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3)<...>, повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.

2.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Межнациональное общение происходит везде: в быту, в мире искусства, на страницах литературных произведений. (2)И каждый раз, чтобы это общение состоялось, помимо знания языка, нужно знать и уважать культуру, обычаи носителей разных языков. (3)<...> в этом случае состоится межкультурная коммуникация, цель которой — взаимопонимание разных народов.

3.

Самостоятельно подберите сочетание частицы с местоименным наречием, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<...> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

4.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<...> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

5.

Самостоятельно подберите глагол, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа потенциальных угроз для её безопасности. (2)Специалисты составили перечень действий, которые необходимо провести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии возможных нападений на компьютерную систему. (3)<...>, что при проведении анализа потенциальных угроз безопасности компьютерной системы эксперт ставил себя на место злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть специалисту необходимо было понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защищаться.

6.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3)<...> современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

7.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Кроме ви­ди­мых человеческим гла­зом лучей, ко­то­рые воспринимаются на­ши­ми органами зре­ния как цве­то­вые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света со­став­ля­ют и не­ви­ди­мые лучи: уль­тра­фи­о­ле­то­вые и инфракрасные. (2)Установлено, что ин­фра­крас­ные лучи пред­став­ля­ют собой теп­ло­вое излучение вся­ко­го нагретого предмета. (3)Учёные считают,<...> лучи улав­ли­ва­ют совы, что по­мо­га­ет птицам охо­тить­ся в тем­но­те (совы охо­тят­ся ночью на мел­ких грызунов и вы­лав­ли­ва­ют их не­ма­ло — де­сят­ки за ночь).

8.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Бактерии поистине вездесущи. (2)<...>,в воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. (3)Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.

9.

Самостоятельно подберите местоименное наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует очень давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых. (3)<...>возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, естественно, казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.

10.

Самостоятельно подберите местоименное наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. (2)Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. (3)<...> крайне важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.

11.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Почти все ис­поль­зу­е­мые нами ма­те­ри­а­лы производятся в ос­нов­ном из других, например, пла­стик получают из нефти, бумагу — из дерева.(2) Материалы, ко­то­рые без пе­ре­ра­бот­ки поступают на фаб­ри­ки для про­из­вод­ства других материалов, на­зы­ва­ют­ся первичной материей. (3)<...>,пер­вич­ной материей яв­ля­ют­ся все материалы, име­ю­щие природное происхождение: дерево, ис­поль­зу­е­мое для из­го­тов­ле­ния мебели, хлопок, со­би­ра­е­мый с рас­те­ний и при­ме­ня­е­мый для про­из­вод­ства тканей, и мно­гие другие материалы.

12.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)В боль­шин­стве современных осве­ти­тель­ных устройств преду­смот­ре­на особая си­сте­ма электронного контроля, она поз­во­ля­ет сберегать до 30% элек­тро­энер­гии и де­лать свет ровным, немерцающим. (2)<...> особенно важно с точки зре­ния сохранения здо­ро­вья людей. (3)Не­дав­ние исследования показали, что мер­ца­ю­щий свет трав­ми­ру­ет органы зрения.

13.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)В 1665 году ан­глий­ский есте­ство­ис­пы­та­тель Ро­берт Гук, раз­гля­ды­вая в мик­ро­скоп тон­кие срезы серд­це­ви­ны бу­зи­ны и проб­ко­во­го дерева, об­на­ру­жил мно­же­ство разделённых пе­ре­го­род­ка­ми кро­шеч­ных ячеек, на­пом­нив­ших ему соты в пче­ли­ных ульях, и эти ячей­ки были на­зва­ны учёным клет­ка­ми (англ. cell — клетка, сота). (2)Од­на­ко в ра­бо­те Гука, со­дер­жав­шей по­дроб­ный рас­сказ о кле­точ­ном стро­е­нии проб­ки и бузины, не было и намёка на то, что клет­ка яв­ля­ет­ся ос­нов­ной струк­тур­ной еди­ни­цей лю­бо­го организма. (3)<...> в 1808 году фран­цуз­ским учёным Мир­бе­лем было установлено, что из тканей, об­ра­зо­ван­ных клетками, со­сто­ят все растения, а через год дру­гой фран­цуз­ский ботаник, Ламарк, доказал, что из кле­ток со­сто­ят также все жи­вот­ные организмы, что и при­ве­ло к со­зда­нию в 1839 году кле­точ­ной теории, от­ра­жа­ю­щей без­услов­ное един­ство жи­вот­но­го и рас­ти­тель­но­го мира.

14.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.


(1)Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. (2)Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др. (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, <…> является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.

15.

Самостоятельно подберите сочетание производного предлога с указательным местоимением, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Согласно на­блю­де­ни­ям со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей у человека, по­лу­ча­ю­ще­го ос­нов­ную ин­фор­ма­цию в Сети, ме­ня­ет­ся «природа» чтения. (2)Раз­ви­ва­ют­ся на­вы­ки поверхностного, ска­ни­ру­ю­ще­го чтения, а остав­ший­ся без упо­треб­ле­ния навык вни­ма­тель­но­го чте­ния длин­но­го тек­ста исчезает, как любая способность, ко­то­рую не тренируют. (3)<...> сознание, при­вык­шее ра­бо­тать с мел­ки­ми ку­соч­ка­ми и от­дель­ны­ми фрагментами, не свя­зан­ны­ми между собой, плохо справ­ля­ет­ся с боль­ши­ми текстами, тре­бу­ю­щи­ми вре­ме­ни и внимания.

16.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Оказывается, всем богатством того, что называется вкусом, человек обязан своему обонянию. (2)<...> объясняется тот факт, что при сильной простуде, когда обоняние на время пропадает, пища становится безвкусной. (3)При простуде мы получаем информацию о вкусе только с помощью рецепторов языка, а как показали опыты, человек, определяя вкус продуктов только с помощью рецепторов языка, не отличает даже очищенного яблока от сырого картофеля.

17.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Закаливание — это тренировка и совершенствование теплорегулирующих механизмов, усиление способности организма быстро приспосабливаться к колебаниям температуры и другим изменяющимся климатическим факторам. (2)Закаливание обеспечивает устойчивость организма к простудным заболеваниям, укрепляет здоровье и повышает работоспособность. (3)<...> процедуры должны быть постепенными, систематическими и непрерывными (ежедневными), индивидуальными для каждого, активными и сознательными.

18.

Самостоятельно подберите производный составной предлог, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Человекообразные обезьяны, помогая своим сородичам, особенно детёнышам, в случае необходимости используют тот же метод искусственного дыхания, что и современные врачи. (2)Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутан таким способом спас жизнь своему новорождённому детёнышу. (3)<...>человека, обезьяны прибегают к искусственному дыханию безотчётно, инстинктивно, а не сознательно.

19.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Из-за таяния льдов в Арктике разрушается береговая линия островов и материковой части суши, причём разрушение береговых линий как в Евразии, так и в Северной Америке происходит намного быстрее, чем предполагали климатологи. (2)Арктические льды долго служили естественным фильтром, способным снизить уровень загрязнений океана и суши. (3)<...>, когда лёд отступает, обнажившиеся территории подвергаются сильному загрязнению, особенно чёрной сажей, часто присутствующей в атмосфере арктического региона.

20.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Рассматривая археологические находки последних десятилетий, учёные всё более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал. (2)С одной стороны, все киевские правители и большая часть дружинников вплоть до конца X века носили скандинавские имена. (3)<...>, попав в Киев и со временем став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворились в славянском населении.

21.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Природные заказники были созданы для того, чтобы способствовать сохранению целостности и восстановлению отдельных природных компонентов. (2)Причём владения заказника частично вовлекаются в хозяйственный оборот, <....> не в ущерб редким или промысловым животным, растениям, которые требуется сохранить на конкретной площади. (3)Так, например, если озеро находится на территории заказника, то в нём нельзя ловить рыбу, но воду из него можно потреблять для бытовых нужд.

22.

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». (2)<...> очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. (3)Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

23.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Часть механической и тепловой энергии Мирового океана образует океанические и морские возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы в производственной деятельности людей. (2)<...> энергией обладают морские течения, волны, приливы, вертикальные движения вод, однако современные технические и экономические возможности позволяют использовать пока далеко не все эти источники. (3)Практически начато освоение энергии приливов, освоение же других видов энергии только планируется.

24.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль. (2)<...> процесс называется опреснением и может осуществляться разными способами. (3)Чаще всего применяется кипячение воды, при котором вода начинает подниматься вверх в виде пара, а соль остаётся внизу, после чего пар охлаждается и, конденсируясь, превращается в чистую воду.

25.

Самостоятельно подберите сочетание числительного с предлогом, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Уже в настоящее время человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту; ведь общее потребление воды в мире в тысячу раз превышает использование всех остальных видов ресурсов вместе взятых. (2)Для утоления «водного голода» жителей нашей планеты существуют различные пути. (3)<...> наиболее эффективных — опреснение солёных вод Мирового океана, тем более что большие площади засушливых и малообводнённых территорий примыкают к его берегам.

26.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Традиционно человек достаточно активно использует морскую воду в сельском хозяйстве. (2)<...>, на засушливых побережьях некоторых средиземноморских стран, в странах Аравийского полуострова, в Индии, Австралии и некоторых других странах, где ощущается острый недостаток пресной воды, с древних времён практикуется полив растений морской водой. (3)В условиях жаркого климата это делает отдельные овощные растения более жизнеспособными по сравнению с теми культурами, которые орошаются пресной водой.

27.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Окраска оперения у сов, как правило, «защитная», то есть она сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха. (2)Перья лесных сов имеют обычно коричневатый цвет, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок. (3)<...> cовы, которые живут в пустыне, и их родственники, водящиеся на равнинной местности, отличаются более светлой, почти рыжей окраской; у полярных сов цвет оперения снежно-белый.

28.

Самостоятельно подберите сочетание предлога с относительным местоимением, выступающим в роли союзного слова, которое должно быть на месте пропуска в первом предложении текста.


(1)В эпоху Древнего царства, когда Египет достиг вершины стабильности, почти сразу же началось возведение каменных монументов, <...> наиболее известны грандиозные царские усыпальницы — пирамиды. (2)До наших дней сохранились и знаменитая ступенчатая пирамида в Саккаре, и самая крупная пирамида, построенная в Гизе для фараона Хеопса. (3)Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий, а их возведение было, по своей сути, триумфом организации труда в невиданных масштабах.

29.

Самостоятельно подберите простой подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Во второй половине XVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, который связан с появлением в искусстве и литературе течения, известного под названием «романтизм». (2)Романтизм стал утверждать личные чувства и переживания: вместо культа здравого смысла, разума — культ человеческих чувств. (3)В области искусства романтизм выдвинул на первый план пейзажную живопись, <...> природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.

30.

Самостоятельно подберите подчинительный составной союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Растворённые в океанской и морской воде органические и неорганические элементы и соединения являются химическими ресурсами Мирового океана. (2)Они практически неисчерпаемы, так как их запасы способны обеспечить потребности человечества на многие сотни лет. (3)В настоящее время добывается лишь небольшая часть химических богатств океанов и морей, <...> человечеством ещё не созданы эффективные технические и технологические способы извлечения многих полезных компонентов из морской воды.

31.

Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Один греческий историк по праву назвал Египет «даром Нила», который сделал Египет богатейшей житницей, кормившей население страны. (2)Люди здесь всегда селились на узких полосах земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море. (3)Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила, <...> позволяло строить сложные оросительные сооружения.

32.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Разрабатывая тео­рию эволюции, Дар­вин полагал, что ос­но­вой искусственного от­бо­ра в мире при­ро­ды является на­след­ствен­ная изменчивость, а от­би­ра­ю­щим фактором — де­я­тель­ность человека. (2)В ходе ис­кус­ствен­но­го отбора по­сте­пен­но из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние накапливаются в потом­стве признаки, по­лез­ные для человека. (3)<...> Дар­вин делает вывод о том, что ис­кус­ствен­ный отбор яв­ля­ет­ся главной дви­жу­щей силой эво­лю­ции пород жи­вот­ных и сор­тов растений.

33.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Тела ракообразных со всех сторон охватывает внешний панцирь, который не растягивается, поэтому расти ракообразные могут, только периодически сбрасывая его. (2)С приближением времени линьки под старым панцирем образуется новая мягкая морщинистая кожа, старый панцирь лопается, и животное выбирается из него. (3)<...> ему нужно прятаться, так как кожа у него мягкая, однако новый панцирь быстро растёт, разглаживается и постепенно затвердевает.

34.

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Человекообразные обезьяны (орангутан, шимпанзе и горилла) — кровные наши родственники в буквальном смысле этого слова. (2)<...> недавно кровь этих обезьян не умели отличить от человеческой благодаря наличию тех же групп крови, почти тех же белков плазмы, сходному химическому составу. (3)В последнее время установили, что ближе всех нам по крови карликовый шимпанзе, кровь которого можно переливать человеку (с соответствующей группой) без всякой предварительной обработки.

35.

Самостоятельно подберите сочетание частицы с указательным местоимением, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Вода в 800 раз плотнее воздуха, и всякий выступ, всякая неровность движущегося в воде тела создают сопротивление, ещё более ощутимое, чем у птицы или самолёта. (2)Поэтому у быстро плавающих океанических рыб — тунца, скумбрии, марлина — тела особой обтекаемой формы: спереди заострённые, быстро утолщающиеся до максимального диаметра и затем сужающиеся к двухлопастному симметричному хвостовому плавнику. (3)<...> форма тела является самой удобной и математически идеальной.

36.

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. (2)<...>, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. (3)Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

37.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Расцвету фла­манд­ской жи­во­пи­си спо­соб­ство­ва­ло такое важ­ней­шее тех­ни­че­ское нововведение, как мас­ля­ные краски. (2)Растёртые с рас­ти­тель­ным мас­лом пиг­мен­ты зна­чи­тель­но пре­вос­хо­ди­ли по яр­ко­сти пре­об­ла­дав­шую тогда в жи­во­пи­си темперу, ос­но­вой ко­то­рой слу­жил быст­ро­сох­ну­щий яич­ный желток. (3)<...>пи­сать тем­пе­рой надо было быстро, не вда­ва­ясь в мел­кие детали, то мас­ля­ные крас­ки можно было на­кла­ды­вать слой за слоем, до­би­ва­ясь уди­ви­тель­ных жи­во­пис­ных эффектов.

38.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Принцип конкурентного исключения гласит, что два вида не могут существовать в одной местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу. (2)Любые два вида с одинаковыми экологическими потребностями бывают разобщены в пространстве или во времени (живут в разных ярусах леса; ведут разный — дневной или ночной — образ жизни). (3)<...> при невозможности пространственно-временного расхождения один из видов погибает или вырабатывает новую экологическую нишу.

39.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Процесс селекции значительно ускорился с появлением в начале XIX века первых селекционных станций и племенных хозяйств, где велась планомерная работа по улучшению уже существующих сортов растений и пород животных и выведению новых. (2)<...> селекция постепенно превратилась в отрасль производства. (3)К началу XX века, когда накопленный в течение веков практический опыт позволил человеку достичь значительных успехов в селекционной работе, селекция сформировалась как наука.

40.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Здоровым и силь­ным копытным жи­вот­ным волки в по­дав­ля­ю­щем большинстве слу­ча­ев не страшны, так как вол­чья стая все­гда высматривает молодняк, ста­рых или боль­ных зверей, ко­то­рых легче поймать. (2)Это хо­ро­шо видно, когда вол­чья стая на­па­да­ет на стадо се­вер­ных оленей или овцебыков: волки бро­са­ют­ся на боль­ных или ослаб­лен­ных животных, и самые сла­бые из них ста­но­вят­ся лёгкой добычей. (3)<...>, стадо, на ко­то­рое постоянно на­па­да­ют волки, будет во много раз здо­ро­вее того, ко­то­рое хорошо охра­ня­ет­ся от нападений.

41.

Самостоятельно подберите сочетание частицы с наречием, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Как и любая другая часть тела, сердце человека нуждается в собственном кровоснабжении, приносящем его мышцам кислород, энергию и питательные вещества. (2)<...> сердце имеет кровеносные сосуды — две коронарные артерии, которые ответвляются от главной артерии, или аорты, чуть выше места её соединения с сердцем. (3)Как и все прочие артерии, коронарные сосуды разветвляются на поверхности сердца, образуя густую сеть.

42.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Помимо вкуса на наше представление о том, что мы едим, влияют наши зрительные впечатления, которые сообщают нам информацию о внешнем виде того или иного блюда, и мы не раз возвращаемся к нему в памяти. (2)Эксперименты показывают, что, пробуя сок с завязанными глазами, человек не может отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, не видя их и не представляя заранее их вкуса. (3)<...> любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит человека.

43.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Одни киноведы-специалисты считают, что у не­мо­го кино есть свои законы, своя эстетика, а от­сут­ствие слова при­зна­ют достоинством, от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком этого искусства. (2)Осо­бая сти­ли­сти­ка не­мо­го кино до­сти­га­лась с по­мо­щью ис­кус­но­го мон­та­жа сня­тых на плёнку эпизодов, круп­но­го плана, света, ком­по­зи­ции кадра и дру­гих компонентов. (3)<...> полагают, что с са­мо­го сво­е­го рож­де­ния немое кино стре­ми­лось к цвету, стереоскопии, а глав­ное — к звуку, и ссы­ла­ют­ся на то, что ещё в ран­ние годы сни­ма­лись фильмы, рас­счи­тан­ные на де­мон­стра­цию в со­про­вож­де­нии чтецов, на­хо­дя­щих­ся за экраном, или на зву­ко­вое со­про­вож­де­ние с ис­поль­зо­ва­ни­ем музыки.

44.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Немало было на Руси ис­кус­ных ре­мес­лен­ни­ков и мастеров, пре­вос­ход­ных охот­ни­ков и от­важ­ных рыбаков, ге­ни­аль­ных зодчих, иконописцев, музыкантов; сла­ви­лась наша земля воинами, муд­ры­ми го­су­дар­ствен­ны­ми деятелями. (2)<...> ос­нов­ным за­ня­ти­ем во­сточ­ных сла­вян на про­тя­же­нии мно­гих веков было земледелие. (3)По­это­му и древ­няя рус­ская куль­ту­ра в целом от­ра­жа­ла ми­ро­воз­зре­ние земледельца.

45.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Все мор­ские жи­вот­ные прямо или кос­вен­но за­ви­сят от рас­ти­тель­но­го планктона, ле­жа­ще­го в ос­но­ве пи­ще­вой цепи, а рас­ти­тель­ный планк­тон может су­ще­ство­вать лишь там, где в толщу воды про­ни­ка­ет до­ста­точ­ное для фо­то­син­те­за ко­ли­че­ство сол­неч­но­го света. (2)Ниже этого слоя жизнь быст­ро скудеет, так как глу­бо­ко­вод­ные ор­га­низ­мы все­це­ло за­ви­сят от по­сту­па­ю­щих свер­ху остан­ков рас­те­ний и животных. (3)<...> до­ста­точ­но за­гряз­нить толь­ко малую часть верх­не­го слоя, чтобы по­гиб­ла вся жизнь в океане.

46.

Самостоятельно подберите союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении текста.


(1)В на­ча­ле XIX века Фран­цуз­ская ака­де­мия вы­нес­ла по­ста­нов­ле­ние не рас­смат­ри­вать работы, со­дер­жа­щие опи­са­ние камней, па­да­ю­щих с неба: учёным казалось, что все опи­са­ния метеоритов — «небесных камней» — плод фантазии, <...> кам­ням не­от­ку­да падать. (2)Это очень опас­ный путь — от­ри­цать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)От­ри­ца­ние су­ще­ство­ва­ния не­по­нят­но­го не раз тор­мо­зи­ло раз­ви­тие науки.

47.

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен быть на месте пропуска в первом предложении текста.


(1)<...> со­про­тив­ле­нию воз­ду­ха ско­рость сни­же­ния па­ра­шю­ти­ста падает, что долж­но предот­вра­тить по­лу­че­ние им травм при приземлении. (2)У па­ра­шю­та боль­шая площадь, и по­это­му он встре­ча­ет силь­ное со­про­тив­ле­ние воздуха: при па­де­нии ему при­хо­дит­ся «расталкивать в стороны» боль­шое ко­ли­че­ство мо­ле­кул воздуха, что силь­но тор­мо­зит падение. (3)Без па­ра­шю­та че­ло­век кам­нем падал бы на землю.

48.

Самостоятельно подберите простой противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Одним из спо­со­бов по­лу­че­ния эфир­ных масел яв­ля­ет­ся анфлераж, ко­то­рый ос­но­ван на ис­поль­зо­ва­нии очи­щен­но­го жира, поз­во­ля­ю­ще­го впи­ты­вать эфир­ные масла. (2)Этот про­цесс хорош тем, что можно из­влечь эфир­ное масло, не под­вер­гая сами рас­те­ния или предметы, со­дер­жа­щие па­ху­чие вещества, тер­ми­че­ской обработке. (3)<...> в на­сто­я­щее время ан­фле­раж в пар­фю­ме­рии не используется, так как он тре­бу­ет боль­ших за­трат вре­ме­ни и сырья.

49.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)В не­ко­то­рых моделях со­вре­мен­ных автомобилей рас­кры­тие подушек без­опас­но­сти при непристёгнутых рем­нях автоматически блокируется. (2)<...>, что сра­ба­ты­ва­ние подушек, про­ис­хо­дя­щее с огром­ной скоростью, срод­ни сильному удару. (3)Если тело непристёгнутого че­ло­ве­ка в мо­мент аварии не будет за­фик­си­ро­ва­но ремнём и сме­стит­ся в сторону, по­душ­ка не толь­ко окажется пло­хим помощником, но и сама может стать при­чи­ной серьёзной травмы.

50.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Оро­ше­ние, или ир­ри­га­ция, — это под­вод воды на поля, ис­пы­ты­ва­ю­щие не­до­ста­ток влаги, и уве­ли­че­ние её за­па­сов в кор­не­оби­та­е­мом слое почвы. (2)Ос­нов­ная цель оро­ше­ния со­сто­ит в уве­ли­че­нии пло­до­ро­дия почвы: ир­ри­га­ция улуч­ша­ет снаб­же­ние кор­ней рас­те­ний вла­гой и пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми, сни­жа­ет тем­пе­ра­ту­ру при­зем­но­го слоя воз­ду­ха и уве­ли­чи­ва­ет его влаж­ность. (3)<....> важ­ней­ший спо­соб ме­ли­о­ра­ции за­ро­дил­ся ещё в древ­но­сти и про­дол­жа­ет ак­тив­но при­ме­нять­ся в сель­ском хо­зяй­стве по сей день.

51.

Самостоятельно подберите сочетание частицы со сложным предлогом, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Непал — самая вы­со­ко­гор­ная страна в мире: имен­но здесь на­хо­дит­ся высочайшая гора Эве­рест и ещё семь из че­тыр­на­дца­ти пиков планеты, чей «рост» до­сти­га­ет 8000 м. (2)Свыше 40% тер­ри­то­рии Непала рас­по­ло­же­но на вы­со­те более 3000 м над уров­нем моря, в то же время самая низ­кая точка на­хо­дит­ся на вы­со­те всего 60 м. (3)<...> этого пе­ре­па­да высот кли­мат Непала от­ли­ча­ет­ся удивительным разнообразием: бе­ло­снеж­ный покров ги­ма­лай­ских вершин сме­ня­ет­ся альпийскими лугами, а в по­гра­нич­ной с Ин­ди­ей зоне рас­тут тропические леса.

52.

Самостоятельно подберите простой подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.


( 1 )Язык — это живая система, ( .... ) в ней постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2)Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (3)Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

53.

Самостоятельно подберите подчинительный уступительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


( 1 )В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, который был основан на западном побережье Малой Азии в Кари ещё в XII веке до нашей эры. (2)Покровительницей города была Артемида - богиня плодородия, покровительница животных и охоты, а позже — покровительница целомудрия и охранительница рожениц, поэтому вполне понятно и естественно решение процветающих горожан построить храм·в честь такой богини. (3) ( ... )это намерение имело и практическое значение: эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги взаймы и надеялись, что новое сооружение увеличит оборот их «банков».

54.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; ( .... ), имеющиеся на Земле запасы

фосфатов- это фактически невозобновляемые ресурсы.

55.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась только при описании высоких образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него всё лексическое богатство языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3)( ... ) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

56.

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те под­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.


( 1 )Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики. (2)Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. (3)Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, ( ... ) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии Наполеона.

57.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3)<…> этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.

58.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Норма — одно из основных условий стабильности, устойчивости языка, ведь без устойчивости нормы языковая связь между поколениями была бы нарушена и мы перестали бы понимать людей, живших каких-нибудь сто лет назад. (2)<...> устойчивость нормы не абсолютна, а относительна: как и всё в языке, она постоянно меняется — под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований и т. п. (З)Это, в свою очередь, является важнейшим условием непрерывного исторического развития литературного языка, которое представляет собой в том числе установление и устаревание его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языкового развития.

59.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1) В старину пчеловоды умели управлять деятельностью пчёл, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения: стремясь направить пчёл, например, на цветущую липу, на ночь или рано утром угощали их липовым мёдом, а когда зацвела гречиха — гречишным мёдом.

(2) Этот простой приём, называемый условно дрессировкой, широко используется и в современном пчеловодстве, только вместо мёда пчёлам дают надушенный сахарный сироп. (3)<...> пчёлы, попробовавшие сироп с определённым запахом, не только сами участвуют в собирании нектара с этим запахом, но и мобилизуют своих сестёр на поиски нужного медоноса, что позволяет значительно увеличить количество нектара, собранного с определённых растений.

60.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Впервые автомобиль под торговой маркой «Мерседес» был выпущен в 1902 году компанией «Даймлер-Мотор-Гезельшафт», однако своему названию автомобиль был обязан вовсе не основателю и руководителю компании Готлибу Даймлеру. (2)<... > название автомобилю было дано австрийским дипломатом и автолюбителем Эмилем Эллинеком, который согласился купить у фирмы крупную партию из 36 машин на сумму более полумиллиона золотых марок для перепродажи при условии, что он получит право «дать имя» новой серии разрабатываемых Даймлером автомобилей. (3)В результате Эллинек назвал новый автомобиль в честь своей любимой десятилетней дочери Мерседес.

61.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Расположенный в северо-восточном углу Африки Египет - родина древнейшей цивилизации. (2)Известно, что за три, четыре и даже пять тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в Средней Европе варварские племена ещё носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством, где процветали сельское хозяйство, ремёсла и литература. (3)<...> больше всего египетская цивилизация прославилась грандиозными инженерными работами по созданию сети водоотводных каналов и колоссальными архитектурными сооружениями, развалины которых вызывают удивление даже у современных техников.

62.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

63.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.


(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов — «небесных камней» — плод фантазии, <...> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь — отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (З)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.

64.

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1 )Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3)<...> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

65.

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)<...> и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

66.

Самостоятельно подберите пояснительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно. (2)Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, <...> разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. (3)На такие действия не способно ни одно животное.

67.

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­че­та­ние про­из­вод­но­го пред­ло­га с ука­за­тель­ным ме­сто­име­ни­ем, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии.


(1)Эмаль на поверхности зуба — самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но <...> на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

68.

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является разработка математических методов решения многих технических проблем. (2)Но сам он, как и многие другие учёные того времени, считал, что практическое применение полученных им теоретических решений вовсе не заслуживает такого же внимания, как научные разработки. (3)А <...> из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящен описанию одного из его технических изобретений.

69.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Вся жизнь человечества постепенно отражалась в книге. (2)Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца. (3)<...> в ней отразилась та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.

70.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста.


(1)Искусство, как и наука, изучает окружающий мир. (2)<...>, в отличие от учёного, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение и душевное состояние. (3)И в художественном произведении, в отличие от научного сочинения, каждый человек видит что-то своё, становится соавтором.

71.

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Садово-парковая архитектура — одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду. (2)В современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей, для создания мест отдыха и общения с природой. (3)<...> архитектор, стремясь создать впечатление естественности «первозданной» природы, может изменить существующий ландшафт или, напротив, сформировать совершенно новый пейзаж.

72.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Первые компьютеры, создававшиеся как устройства для вычислений, позволяли проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции — программе. (2)Очень скоро оказалось, что компьютеры могут обрабатывать и другие виды информации — <...> практически вся информация может быть представлена в числовой форме. (3)Именно это позволило превратить компьютер в универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.

73.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.


(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; ( ... )фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

74.

Самостоятельно подберите слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоёв населения. (2)Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода. (3)( ... ) крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

75.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Надо всячески стараться, чтобы тезис был возможно проще и выражен короче, потому что сложный тезис намечает несколько мыслей, а значит, несколько пунктов разногласий. (2)Составные тезисы вносят в спор крайнюю запутанность, сбивчивость и неопределённость. (3)( ... ), встретившись с ними, необходимо сейчас же расчленить их на составные элементарные суждения и рассматривать

каждый пункт разногласия отдельно.

76.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.


(1)Чеховская краткость на первых порах была печальной необходимостью, ( ..... ) петербургские «Осколки» и другие журнальчики, с которыми сотрудничал Чехов, публиковали «мелочишки» в две-три страницы. (2)Привычка писать кратко позже станет главной чертой чеховcкого стиля, его визитной карточкой: «Умею коротко говорить о длинных вещах». (З)Коротко о длинных предметах позволяла сказать прежде всего чеховcкая деталь, заменявшая подробные, романные описания штрихом,намёком, по которому внимательный читатель мог восстановить целое.

77.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Лекарственные препараты оказывают воздействие на организм, и, чтобы это воздействие не обратилось во вред, их нужно принимать только по назначению врача: дело в том, что у разных людей реакция организма на одно и то же лекарство может быть неодинаковой. (2)<...>, у некоторых людей бывает аллергия на отдельные вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, некоторые лекарства нельзя принимать одновременно друг с другом или с определёнными продуктами. (3)Таким образом, принимая лекарства, нужно строго следовать указаниям врача и не превышать рекомендованные им дозы.

78.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Учёные и изобретатели придумали множество разнообразных осветительных приборов: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — и продолжают работать в этом направлении. (2)<...>, неоновая, или флуоресцентная, лампа, изобретённая Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, которую также называют «лампой накаливания»: неоновая лампа потребляет меньше энергии. (З)Ещё позднее были изобретены галогенные лампы, которые ярче, чем неоновые, и в то же время потребляют ещё меньше энергии, что позволяет экономить электричество.

79.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2)Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3)<...> создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

80.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Технология — это совокупность знаний и процедур, которые человек использует для улучшения своей жизни и обеспечения поступательного движения общества вперёд, развития. (2) Ещё с доисторических времен человек старался преобразовыватъ окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а методы их использования — технологией. (3)<...>, технология — это очень широкое понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о том, для чего эти инструменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их использовании.

81.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Радар служит для обнаружения объектов, которые находятся на большом расстоянии или вне поля зрения. (2)<...>, современный радар — это прибор, излучающий при помощи антенны электромагнитные волны, которые распространяются на очень большое расстояние, и если на их пути попадается какой-нибудь объект, то они отражаются от него и возвращаются обратно в точку излучения, то есть на антенну радара. (3)Радар воспринимает отражённые волны, он определяет по ним, на каком расстоянии находится объект, и отмечает это расстояние на специальном экране.

82.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)С точки зрения географии у любого места на земном шаре есть свой собственный адрес, обозначаемый широтой и долготой. (2)Первая показывает в угловых величинах удаление от экватора, вторая — удаление от нулевого меридиана, на котором находится Гринвичская обсерватория в пригороде Лондона. (3)Провести в этом месте воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария, предложили в 1884 году британские астрономы, <...> с тех пор его используют в качестве базиса для географических измерений во всех странах мира.

83.

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. (2)<...> газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от предприятий различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

84.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?


(1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3)<...>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с "внутренним содержанием" планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.

85.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)В 1904 году, в самом на­ча­ле русско-японской войны, крей­сер «Варяг» по­пы­тал­ся пробиться мимо япон­ской эскадры в Порт-Артур, од­на­ко в ходе сра­же­ния с япон­ца­ми получил 5 под­вод­ных пробоин и был затоплен. (2)Спро­ек­ти­ро­ван­ный Чарльзом Крам­пом по за­ка­зу Российской им­пе­рии и спу­щен­ный на воду в 1899 в Америке, крей­сер этот, ка­за­лось бы, имел все шансы про­рвать­ся к Порт-Артуру: «Варяг» по­ка­зал на ис­пы­та­ни­ях рекордную для сво­е­го времени ско­рость — 23,5 узла. (3)<...> из-за круп­ных конструкторских недочётов ин­же­не­ра Крампа па­ро­вые котлы ко­раб­ля вскоре после ввода крей­се­ра в экс­плу­а­та­цию пришли в не­год­ность и мак­си­маль­ная скорость «Варяга» к мо­мен­ту сражения со­кра­ти­лась до 14 узлов, чего было явно не­до­ста­точ­но для прорыва.

86.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)В III веке до нашей эры в Гре­ции было не­ма­ло статуй и ар­хи­тек­тур­ных сооружений, по своим мас­шта­бам не усту­пав­ших Зевсу Олим­пий­ско­му работы Фидия, од­на­ко именно ста­туя Зевса (а не, скажем, ста­туя Афины или Акрополь) счи­та­ет­ся чудом света. (2)Вме­сто Зевса, из­вест­но­го грекам по мифам, — тщеславного, ко­вар­но­го и же­сто­ко­го бога, ко­то­рый не гну­ша­ет­ся прибегнуть ко вся­че­ским козням и лукавству, чтобы до­бить­ся любви и власти, Фидий изоб­ра­зил старого, умудрённого опы­том человека с доб­ры­ми чертами лица, бога, вну­ша­ю­ще­го не ужас, а доверие. (3)<...>, Фидию уда­лось создать прин­ци­пи­аль­но новый, об­ла­да­ю­щий особой при­вле­ка­тель­но­стью для про­стых смертных образ вер­хов­но­го греческого бога, и имен­но по этой при­чи­не Зевс Олим­пий­ский был включён Ан­ти­па­тром из Си­до­на в спи­сок Семи чудес света Древ­не­го Мира.

87.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)Обычай устра­и­вать гладиаторские бои, ко­то­рые представляли собой смер­тель­ные поединки между обу­чен­ны­ми в спе­ци­аль­ных школах военнопленными, ра­ба­ми и жаж­ду­щи­ми славы доб­ро­воль­ца­ми — гла­ди­а­то­ра­ми (от лат. gladiiis — «меч»), рим­ля­не заимствовали у этрусков, для ко­то­рых бои рабов, про­во­див­ши­е­ся при по­гре­бе­нии знатной особы, имели глу­бо­кое религиозное обос­но­ва­ние и яв­ля­лись высшей честью, ко­то­рую могли воз­дать предку бла­го­род­ные наследники. (2)Пер­вые римские гла­ди­а­тор­ские бои были про­ве­де­ны в 264 году до н. э. на Бы­чьем рынке в Риме, но по­во­дом для их про­ве­де­ния действительно были по­мин­ки знатного рим­ля­ни­на Децима Юния Брута Перы. (3)<...> уже к на­ча­лу I века до н. э. мас­штаб­ные гладиаторские сражения, участ­ни­ка­ми которых ста­но­ви­лись несколько сотен бойцов, пол­но­стью утратили свой ре­ли­ги­оз­ный контекст и стали из­люб­лен­ным зрелищем римлян, игрой со смертью, целью ко­то­рой было уве­се­ле­ние широкой публики.

88.

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый долж­не быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии?


(1)В 334 г. до Рождества Христова Александр Македонский во время своего победоносного похода против персов, пролегавшего через Малую Азию, подошел к Эфесу, основанному греками в конце второго тысячелетия до нашей эры, и, посетив храм Артемиды, который тогда восстанавливался после пожара, устроенного Геростратом, твердо решил деньгами помочь его строительству. (2)Своим предложением Александр озадачил жителей города: с одной стороны, эфесцы боялись оскорбить могущественного царя Македонии отказом, с другой стороны, Александр, как и всякий человек, для которого греческий язык не был родным, являлся для них варваром и не должен был участвовать в восстановлении храма греческой богине. (3)<...> жителям Эфеса удалось найти выход из затруднительного положения: они заявили чужеземному царю, что могущественный владыка подобен богу, богу же не подобает воздвигать храм богине, и, польщенный такими словами, Александр покинул Эфес, не настаивая более на своей помощи.

89.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2)В 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и <...> Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.

90.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян — ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. (3)<...> такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно.

91.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)Строительство Транс­си­бир­ской магистрали, на­ча­тое в 1891 г. од­но­вре­мен­но из Че­ля­бин­ска и Владивостока, было за­кон­че­но в 1916 г. (2)Транс­сиб резко улуч­шил стра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние Сибири, Даль­не­го Во­сто­ка Рос­сии – те­перь они были свя­за­ны с Ев­ро­пей­ской Рос­си­ей по­сто­ян­ной устой­чи­вой связью, что очень при­го­ди­лось в пе­ри­од Русско-японской войны (1904–1905). (3)<...> cтро­и­тель­ство ма­ги­стра­ли из­ме­ни­ло и хо­зяй­ствен­ную си­ту­а­цию в Сибири: те­перь от­сю­да можно было вы­во­зить не толь­ко меха и дра­го­цен­ные металлы, но и мно­гие дру­гие товары, на­при­мер масло и зерно.

92.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)Для закладки крупных садов наиболее благоприятен равнинный рельеф, так как он даёт возможность создавать насаждения любых размеров и конструкций, механизировать обработку междурядий, обрезку и уборку плодов. (2)Под сады следует выделять в первую очередь равнинные участки, речные долины и террасы с хорошей дренированностью.(3) <…> при плохом дренаже полив сада приводит к быстрому поднятию грунтовых вод и гибели плодовых деревьев.

93.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении?


(1)Для ан­тарк­ти­че­ско­го плавания под ко­ман­до­ва­ни­ем Беллинсгаузена Ад­ми­рал­тей­ство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что ока­за­лось не самым удач­ным выбором и не­га­тив­но отразилось на планах экспедиции. (2)<...> «Мирный», по­стро­ен­ный по про­ек­ту русских ин­же­не­ров Колодкина и Ку­ре­па­но­ва и укреплённый ка­пи­та­ном Лазаревым перед на­ча­лом экспедиции, бле­стя­ще проявил себя в ле­до­вом походе, то «Восток», спро­ек­ти­ро­ван­ный британскими инженерами, ка­че­ствен­но уступал «Мирному» и ока­зал­ся настолько слаб для пла­ва­ния в по­ляр­ных льдах, что к концу экс­пе­ди­ции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Бел­линсгау­зе­на задуматься о до­сроч­ном прекращении экспедиции, а затем вы­ну­ди­ло его при­нять решение о возвращении.

94.

Самостоятельно подберите составной союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)Грибы — боль­шая груп­па организмов, на­счи­ты­ва­ю­щая в общей слож­но­сти около ста тысяч видов, ши­ро­ко распространённых по всему зем­но­му шару. (2)В клет­ках гри­бов от­сут­ству­ет хлорофилл, обо­лоч­ка со­сто­ит из вещества, близ­ко­го к хи­ти­ну животных, в ка­че­стве за­пас­но­го ве­ще­ства на­кап­ли­ва­ет­ся гликоген. (3)<...> грибы вса­сы­ва­ют пи­та­тель­ные вещества, что род­нит их с растениями.

95.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в во втором предложении?


(1)Кровеносные со­су­ды кожи могут ме­нять свой просвет: то сужаться, то расширяться. (2)<...> со­су­ды расширяются, по ним про­те­ка­ет много тёплой крови и кожа согревается, а тёплая кожа, по за­ко­нам физики, отдаёт боль­ше тепла в окру­жа­ю­щую среду. (3)При силь­ном суже­нии со­су­дов ко­ли­че­ство про­те­ка­ю­щей в них крови резко уменьшается, кожа ста­но­вит­ся хо­лод­ной и по­те­ря тепла ор­га­низ­мом снижается.

96.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)По сви­де­тель­ству Пла­то­на (диалог «Государство»), ве­ли­кий мыс­ли­тель Древ­ней Гре­ции Со­крат ска­зал однажды: «Я знаю толь­ко то, что ни­че­го не знаю», и часто читатель, стал­ки­ва­ю­щий­ся с этой фразой, при­хо­дит в замешательство, так как не понимает, зачем фи­ло­соф на­столь­ко ума­ля­ет свои знания. (2)Смысл дан­ной фразы, однако, проясняется, если мы об­ра­тим­ся к дру­го­му труду Пла­то­на («Апология»): Со­крат после бе­се­ды с человеком, «который слывёт мудрым» и «не зная, думает, что что-то знает», при­хо­дит к выводу, что оба они на самом деле ни­че­го не по­ни­ма­ют в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3)<...>, Со­крат про­во­дит раз­гра­ни­че­ние между мни­мой и под­лин­ной мудростью: под­лин­ная муд­рость не сты­дит­ся огра­ни­чен­но­сти сво­е­го знания.

97.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении?


(1)Спартанцы, на­се­ляв­шие юго-восточную часть Пе­ло­пон­не­са — Лаконию, отличались, по сви­де­тель­ству древ­них авторов, не толь­ко от­ва­гой и же­лез­ной дисциплиной, но и осо­бой речью, ко­то­рая яв­ля­лась об­раз­цом чёткости и краткости. (2)Клас­си­че­ский при­мер такой речи приведён в ле­ген­де о пись­ме Фи­лип­па II, царя Македонии, ко­то­рый на­пи­сал спартанцам: «<...> я за­хва­чу Спар­ту силой, то бес­по­щад­но уни­что­жу всё на­се­ле­ние и сров­няю город с землёй», на что спар­тан­цы от­ве­ти­ли одним словом: «Если». (3)Крат­кость и точ­ность суж­де­ний спар­тан­цев так по­ра­зи­ли древ­них греков, что Пла­тон ввёл в обо­рот сло­во­со­че­та­ние «лаконическая краткость», транс­фор­ми­ро­вав­ше­е­ся впо­след­ствии во всем из­вест­ное нам слово — лаконичность.

98.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении?


(1)Впервые ма­ра­фон­ская ди­стан­ция была прой­де­на спортс­ме­на­ми в 1896 году, когда ор­га­ни­за­то­ры Олим­пий­ских игр ре­ши­ли устро­ить забег на 35 км от го­ро­да Ма­ра­фо­на до Афин по опи­сан­но­му Лу­ки­а­ном марш­ру­ту ле­ген­дар­но­го ско­ро­хо­да Фидиппида, ко­то­рый пер­вым принёс в Афины весть о по­бе­де над пер­са­ми при Ма­ра­фо­не (490 г. до н. э.). (2)<...>, по сви­де­тель­ству жив­ше­го за 5 веков до Лу­ки­а­на Геродота, Фи­диппид на самом деле бежал не из Ма­ра­фо­на в Афины (35 км), а из Афин в Спар­ту (около 250 км), причём не с ве­стью о по­бе­де после битвы, а с прось­бой от стра­те­гов гре­че­ской армии о по­мо­щи на­ка­ну­не сражения. (3)Таким образом, ди­стан­ция в 35 км и на­зва­ние за­бе­га — ма­ра­фон — были опре­де­ле­ны ор­га­ни­за­то­ра­ми в па­мять о подвиге, ко­то­ро­го Фидиппид, вероятно, ни­ко­гда не совершал.

99.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении?


(1)Коренное на­се­ле­ние Ма­да­га­ска­ра на­зы­ва­ет ко­ша­чьих лемуров, без­обид­ных жи­вот­ных с длин­ны­ми пу­ши­сты­ми хвостами, цеп­ки­ми ла­па­ми и огромными, ши­ро­ко рас­кры­ты­ми глазами, сло­вом «маки», со­вре­мен­ное же название — «лемур» — было дано европейцами. (2)В Древ­нем Риме ле­му­ра­ми на­зы­ва­ли души умерших, ко­то­рые не нашли покоя в цар­стве мёртвых и воз­вра­ща­ют­ся по ночам в мир живых, при­но­ся не­сча­стье и смерть. (3)С па­де­ни­ем Рима ми­сти­че­ские ле­му­ры ка­ну­ли в небытие, <...>, когда в XVI веке пер­вые ев­ро­пей­цы по­па­ли на Ма­да­га­скар и встре­ти­ли не­боль­ших зверь­ков с огром­нымии све­тя­щи­ми­ся в тем­но­те глазами, то вспом­ни­ли рим­ские суе­ве­рия о при­зра­ках умер­ших и дали «маки» своё соб­ствен­ное название, ко­то­рое прижилось.

100.

Самостоятельно подберите фразеологическое словосочетание, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении?


(1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2)<...> люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (3)Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.