№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Актуальность Источник Ключевые слова текста Правило Раздел кодификатора Сложность
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания тренировочных и диагностических работ
1.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки. (2)<...> они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3)Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

2.

Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447−438 годах до н. э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <...> они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

3.

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Для того чтобы наш глаз увидел какой-либо предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку глаза. (2)Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отражённый свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощённый предметом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег, <...>, равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым. (З)Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий, ведь у поглощённых лучей просто нет шанса попасть на сетчатку глаза.

4.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1) Бытует распространённое мнение, что углекислый газ очень ядовит. (2)<…> даже многократное повышение концентрации этого газа в воздухе не вызывает каких-либо неблагоприятных изменений в организме. (3)К тому же, по утверждению учёных, углекислый газ необходим для дыхания, так как он возбуждает дыхательный центр.

5.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Известно, что Восточная Сибирь − это энергетически развитый регион: на его крупнейших реках – Енисее и Ангаре – действуют мощные гидро- электростанции. (2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства − выплавки алюминия. (3)<…> главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию.

6.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада для науки состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)<…> наиболее ценным для археологов является не сам клад, а представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.

7.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Главным богатством Урала были и являются, безусловно, его минеральные ресурсы: этот регион издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. (2)<…> неудивительно, что фундаментом, на котором выросло декоративно-прикладное искусство территории, стала именно промышленность. (3)В частности, уральские камнерезные изделия являются уникальной разновидностью русского искусства, а обработка мрамора и производство чугунных предметов домашнего обихода разрослись до промышленных масштабов.

8.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Живые организмы могут защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (2)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (3)<…>, адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов, ведь если бы организм не обладал способностью адаптироваться, то изменение условий существования могло бы привести к его гибели.

9.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «романтизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…>, в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины природы вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик.

10.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие.(2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения <…> изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

11.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.


(1)Учёным давно известно, что кольца Сатурна на 93% состоят изо льда, <…> до недавнего момента этот факт не поддавался научному объяснению: такие кольца не могли возникнуть в результате разрушения на орбите спутников и метеоритов, которые состоят в основном из относительно тяжёлых минералов. (2)Лишь в 2010 году Робин Кэнап выдвинула гипотезу, согласно которой ледяные кольца образовались около четырёх миллиардов лет назад в результате схода с орбиты огромного спутника, покрытого толстой ледяной оболочкой. (3)Расчёты Кэнап показывают: во время падения лёгкая ледяная составляющая отделилась от тяжёлых минералов, упавших на

планету, в результате чего возникло ледяное облако, которое постепенно приобрело форму наблюдаемого нами в телескоп с Земли кольца.

12.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Сформулированный инженером Эдвардом Мёрфи в 40-х годах «закон», утверждающий, что «если что-то может сломаться, то оно обязательно сломается», для большинства людей представляет собой не более чем житейскую мудрость, которая приносит утешение и помогает относиться с юмором к бытовым поломкам. (2)Но инженеры, в отличие от обычных людей, вовсе не ищут в утверждении Мёрфи утешение и оправдание, когда сталкиваются с поломками и неполадками. (3)<…> они намеренно пользуются «законом» Мёрфи для поиска слабых мест в созданных ими сложных системах: многократные испытания в максимально суровых условиях, приводящие к выведению системы из строя, позволяют выявить все слабые места и недочёты и устранить их как можно раньше.

13.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3)<…>, передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам, сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам.

14.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Хотя фрегата обычно причисляют к пеликанам, он почти ничем не похож на эту неуклюжую, напоминающую домашнего гуся птицу и существенным образом отличается от прочих океанских птиц. (2)По своему строению фрегат похож на крупного сокола или даже на орла: его нижние конечности оканчиваются не перепончатой утиной ластой, а острыми когтями, что не позволяет фрегату держаться на воде, но помогает ему смертельной хваткой вцепляться в добычу. (3)<…> он и в повадках своих очень походит на сокола и орла, поэтому моряки зовут фрегата морским соколом или фрегат-орлом.

15.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста.


(1)Барон Мюнхгаузен, известный всему миру из рассказов Рудольфа Распе и завоевавший популярность в России после адаптации К.И. Чуковским книги Распе для детей, не является, вопреки распространённому мнению, вымышленным персонажем. (2)<…>, историческим прототипом героя рассказов Распе был Фридрих фон Мюнхгаузен, немецкий барон и ротмистр русской службы, любивший после возвращения в Германию рассказывать своим соседям удивительные истории о России. (3)Рассказы барона (о коне, разрезанном пополам в Очакове, взбесившейся шубе, вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя), а также приписанные ему другими авторами истории и легли в основу произведений Распе, который, даже не изменив фамилии барона, ввёл Мюнхгаузена в галерею литературных персонажей.

16.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Согласно популярной гипотезе, двуглавый орёл — герб Великого княжества Московского, а в дальнейшем Русского царства, Российской империи и России — являлся ранее императорским гербом Византии. (2)<…> на данный момент у историков нет доказательств существования единого государственного герба Византии: печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга, и далеко не все из них содержат изображение двуглавого орла. (3)Таким образом, гипотеза о заимствовании двуглавого орла с византийского герба не обоснована, и, как верно отметил великий историк Н. П. Лихачёв, «московское правительство не могло заимствовать у Византии то, чего та не имела».

17.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<…> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия..

18.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Облик А. П. Чехова – интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно-бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом – знаком нам по портрету живописца О.Э. Браза. (2)<…> на самом деле рост Чехова составлял 187 см, у писателя был запоминающийся низкий бас, а современники говорили о нём как о «силаче по складу тела и души». (3)Сам Антон Павлович считал, что картина далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик, однако именно полотно Браза, а не другие изображения Чехова, получило широкое признание читающей публики, и в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала.

19.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)В 1986 году группой японских аквалангистов, проводивших исследования у острова Йонагуни, были замечены под водой загадочные массивные объекты: несколько пирамид, десятки террас и ровных, гладких платформ разной величины. (2)Известный сейсмолог и геолог профессор Масааки Кимура посвятил изучению объектов Йонагуни больше десяти лет и в результате пришёл к выводу, что комплекс Йонагуни представляет собой рукотворный мегалит – древнее культовое сооружение ранее неизвестной цивилизации, ушедшее под воду в результате природного катаклизма, вероятнее всего мощнейшего землетрясения. (3)<…> если выводы Кимура верны, то учёным придётся пересмотреть сложившуюся на сегодняшний день картину развития человечества.

20.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Метафизическое мировоззрение как система взглядов человека на окружающий мир формировалось с древних времён. (2)В его основе лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы. (3)Представление людей об изначальной целесообразности живой природы основано на убеждённости в том, что каждый вид организмов создан с определённой целью: для обитания в определённых условиях, <…> для выполнения определённых функций.

21.

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Идея биогенеза исходит из древних индусских и персидских религиозных представлений об отсутствии начала и конца у природных явлений и представляет собой одну из гипотез происхождения жизни на Земле. (2)<…> этой версии жизнь существует во Вселенной вечно. (3)Простейшие

организмы или их споры («семена жизни») могли быть из космоса занесены на Землю, где нашли благоприятные условия, размножились и дали начало эволюции от простых форм к более сложным.

22.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Современные учёные считают труды, созданные естествоиспытателями до так называемой научной революции, которая произошла в XVI–XVII веках в Западной Европе, несоответствующими строгим критериям научности. (2)<…> достоверные и крайне ценные для человечества исследования окружающего мира мы можем найти уже в античные времена, например в работах Аристотеля, а основы естественно-научной методологии были разработаны в Средние века целым рядом выдающихся учёных, в том числе Роджером Бэконом и Аль-Бируни. (3)Понимая всю значимость проделанной в прежние времена работы, специалисты по истории науки в последнее время всё чаще включают период Античности и Средневековья в сферу своих исследований.

23.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Язык в любой момент истории своего развития – это система, которая закономерно связана с предшествующей и является основой для будущей. (2)Как один и тот же персонаж проясняет для зрителя свой характер в различных сценах пьесы, так и язык, веками примериваясь к разным потребностям разных эпох, доходит до каждого поколения сокровищницей всей предыдущей жизни народа. (3)<…>, непреходящая и первостепенная ценность языка в том, что он хранит и передаёт в будущее изначальный взгляд народа на мир и жизнь, а также все поправки и уточнения, сделанные к нему последующими поколениями.

24.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Единственной мерой, которую в середине XIX века лондонцы приняли против пыли, уже тогда изрядно им досаждавшей, было запрещение пользоваться каменным углём для отопления. (2)<…> пыли в городе оставалось немало и помимо той, что была от угля. (3)Именно в то время молодой физик Джордж Габриэль Стокс, заложивший позже основы газоочистки, впервые задумался над тем, что в скором будущем мельчайшая пылинка вырастет для человека в проблему угрожающих размеров.

25.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов имеет основополагающее значение при решении вопросов их современной застройки. (2)<…> в зависимости от такого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации (Суздаль, Хива), либо, если наследие скромно, реконструкции. (3)Таким образом, именно указанная экспертиза безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

26.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Л.Н. Гумилёв, изучая особенности исторического развития народов Евразии, обратил внимание на то, что бурные социальные изменения на континенте связаны с циклами солнечной активности, которые достаточно полно описываются астрономами. (2)Вслед за специалистами в области естествознания учёный предположил, что эта связь имеет

закономерный характер. (3)<…>, он выдвинул и развил гипотезу, что резкое усиление солнечной активности благоприятствует тому, что на Земле в большом количестве рождаются «пассионарии» — люди повышенной активности, способствующие социальным переменам и направляющие историческое движение народов.

27.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Изучая особенности древнерусской литературы, исследователи не раз обращали внимание на то, что в разных произведениях близкие по содержанию эпизоды передаются с помощью одних и тех же литературных приёмов, а иногда почти одними и теми же словами. (2)Такое однообразие в разных памятниках древнерусской литературы некоторые учёные

объясняли скудной фантазией средневековых авторов, которые не могли ярко и оригинально изложить события в произведении. (3)<…> академик Д.С. Лихачёв в своих работах убедительно доказал, что средневековые

авторы сознательно стремились к подражанию, исповедуя так называемую «эстетику тождества»: они видели художественное достоинство литературного произведения в том, что его автор следует авторитетному образцу.

28.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)В 1943 году венгр Ласло Биро, получивший от Британских Королевских воздушных сил заказ на разработку ручки, способной писать на больших высотах при низком давлении, впервые предложил использовать стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком. (2)Первые шариковые ручки были просто ужасны: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать, и поначалу людям было привычнее и, казалось, проще писать обычной перьевой ручкой. (3)<…> шариковой ручкой можно было писать с более сильным нажимом, чем перьевой, она не царапала бумагу, делала меньше клякс и поэтому быстро завоевала популярность.

29.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья повлекла за собой разрушение храмов, роскошных загородных вилл, разгром целых городов, утрату многих произведений изобразительного искусства, уничтожение письменных памятников прошлого и, как следствие, упадок культуры в целом. (2)<…> наследие античной цивилизации, обращённой в прах, не исчезло бесследно. (3)В основе новой культуры лежал синтез традиций романских, кельтских, германских народов и ряда достижений античной культуры, а христианство стало тем фактором, который облегчил постепенное объединение столь разных культур в единую культуру средневековой Европы.

30.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)22 марта 1993 года информационные агентства всего мира передали сенсационную новость: неизвестный инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк сделал самое выдающееся открытие десятилетия. (2)Гантенбринк, которого Немецкий археологический институт, расположенный в Каире, взял на работу для исследования возможности установления в Великой пирамиде системы вентиляции, заслал в южную вентиляционную шахту погребальной камеры созданного им дистанционно управляемого робота. (3)<…> пройдя шестьдесят пять метров, что составляло примерно половину пути, робот послал видеоизображение, на котором отчётливо просматривалась дверца с весьма таинственной пустотой за ней.

31.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Множество европейских наций пытаются доказать, что танки изобрели их военные инженеры, и приводят массу примеров нереализованных проектов боевых гусеничных машин, созданных опередившими время «безумными мечтателями». (2)<…> историческая реальность такова, что Великобритания в этом вопросе обладает пальмой первенства, потому что в июне 1900 года молодой капитан британских экспедиционных сил в Южной Африке Э. Суинтон сделал первый набросок гусеничной машины, способной передвигаться через окопы, рвы, пересечённую местность и проволочные заграждения. (3)Во время Первой мировой войны он вспомнил об «инженерных опытах» своей юности и воплотил эту идею, создав первый танк.

32.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор — процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<...> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

33.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Термин «новая история» появился в европейской общественно-политической мысли в эпоху Возрождения, когда, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, мыслители-гуманисты предложили трёхчленное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. (2)С тех пор это понятие прочно закрепилось в исторической науке, <…> его содержание с течением времени постоянно уточнялось и трансформировалось под воздействием новых исторических концепций. (3)К настоящему моменту большинство учёных под новой историей понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений, которые легли в основу современной западной цивилизации.

34.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Греческое слово «философия», введённое в обиход Пифагором, не оставившим после себя никаких письменных сочинений, впервые встречается в трудах Гераклита и буквально переводится на русский язык как любовь к мудрости, любомудрие. (2)<…> стремление к мудрости характерно не только для философов, но и для учёных, писателей, священников. (3)Специфика же философской мудрости состоит в её нацеленности на смыслы максимально общей и вместе с тем фундаментальной значимости, на поиск универсальных, не знающих исключений принципов, в рамках которых существуют и изменяются бытие и мышление.

35.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2)<…> в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.

36.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. сell — «клетка, сота»). (2)<…> в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. (3)Это положение было принято наукой лишь в 1839 году, когда в результате исследований Маттиаса Шлейдена и Теодора Шванна выяснилось, что все ткани растительного и животного организмов имеют клеточное строение.

37.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.

(3)<…> постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

38.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3)<…> в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.

39.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Степень развитости родительского (прежде всего материнского) инстинкта у животных, безусловно, в первую очередь определяется гормонами и генетическими факторами. (2)Однако у природы есть ещё один очень важный механизм обучения птиц и млекопитающих родительским навыкам – это положительные эмоции, которые родители испытывают при общении со своим потомством. (3)<…> детёныши выглядят, как правило, умилительно и трогательно: их внешний вид способствует возникновению положительных эмоций и тем самым даёт толчок к проявлению родительского инстинкта.

40.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3)<…>, передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам; очень похожи по форме тéла китообразные и рыбы; сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам.

41.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)В отношении городского благоустройства Великий Новгород оставлял позади себя многие средневековые города Западной Европы. (2)В Западной Европе первые мостовые появляются лишь в конце XII века, а в Новгороде уже в XI веке деревом мостили все улицы, а также дворы внутри усадеб. (3)<…>, знаменитое Ярославово дворище в Новгороде имело первый в Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода.

42.

Самостоятельно подберите союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)В 1895 году этот элемент был найден и на Земле. (3)<…> оказалось, что на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место.

43.

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те на­ре­чие, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.


(1)Грунтовые хра­ни­ли­ща жид­ких ра­дио­ак­тив­ных про­дук­тов и места за­хо­ро­не­ния твёрдых от­хо­дов могут быть ис­точ­ни­ка­ми за­гряз­не­ния грунтов, грун­то­вых и под­зем­ных (глубинных) вод. (2)<...> для пре­ду­пре­жде­ния и предот­вра­ще­ния опас­ных ра­дио­ак­тив­ных за­гряз­не­ний про­во­дит­ся кон­троль за дви­же­ни­ем грун­то­вых вод от пунк­тов за­хо­ро­не­ния до вы­хо­да грун­то­вых вод к по­верх­ност­но­му водоисточнику. (3)Этот кон­троль осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных карт дви­же­ния грун­то­вых вод и воз­мож­ной ми­гра­ции загрязнений.

44.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Если Вам до­ве­лось во время грозы при крат­ких вспыш­ках мол­нии ока­зать­ся на оживлённой го­род­ской улице, Вы, конечно, за­ме­ти­ли одну стран­ную особенность: улица, толь­ко что пол­ная движения, ка­жет­ся в такие мгно­ве­ния слов­но застывшей, про­хо­жие оста­нав­ли­ва­ют­ся в напряжённых позах, ма­ши­ны неподвижны, отчётливо видна каж­дая спица ко­ле­са велосипеда. (2)При­чи­на ка­жу­щей­ся не­по­движ­но­сти за­клю­ча­ет­ся в ни­чтож­ной про­дол­жи­тель­но­сти мол­нии — ты­сяч­ные доли секунды. (3)Не­уди­ви­тель­но <...>, что улица, пол­ная раз­но­об­раз­ных движений, пред­став­ля­ет­ся при свете мол­нии со­вер­шен­но неподвижной: ведь мы за­ме­ча­ем на ней толь­ко то, что длит­ся ты­сяч­ные доли секунды.

45.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3)<...>, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

46.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Среди сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом. (2)Ведь каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет знать, что его работа, устремлённость в будущее имеют значение не только для него одного. (3)<...> тогда человек чувствует себя нужным, а свои способности — востребованными другими людьми.

47.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. (2)Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (3)Руководители компаний <...> поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

48.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. (2)Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. (3)<...> современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.

49.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе,жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3)<....>, женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

50.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Бурный рост экономики в XX веке вызвал грандиозные и во многом необратимые изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения планеты. (2)Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление». (3)<...>, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к природе.

51.

Самостоятельно подберите сочетание подчинительного союза и определительного местоимения, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. (2)Человек по-прежнему является частью природы. (3)<...> другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.

52.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.


(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<...> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.

53.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.


(1)В городах существует особый микроклимат. (2)<...> очень много искусственных твёрдых поверхностей: асфальта, бетона, кирпича, стекла, которые не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. (3)Сухость городской атмосферы подтверждается тем, что в больших городах обычным явлением считается низкая (абсолютная и относительная) влажность и очень редко бывает туман.

54.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты — лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. (2)Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. (3)<...> спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

55.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3)<...>, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

56.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Количество наук возрастает, но появление новых идёт не только за счёт дифференциации и специализации, но и за счёт возникновения смежных дисциплин. (2)Сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и несоседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук. (3)<...> не случайно: продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками.

57.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)<...> самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.

58.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


(1)Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. (2)<...>, в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. (3)Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык.

59.

Самостоятельно подберите сочетание простого непроизводного предлога со словом, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. (2)Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. (3)<...>, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.

60.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Недостаточно, чтобы художник-пейзажист верно изобразил на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор: важно, чтобы он сумел раскрыть в картине своё отношение к изображённой природе, показал, какое впечатление она производит на человека. (2)Мы говорим: «весёлый дождик», «унылое небо», «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся море». (3)<...> пейзажист пишет дождик весёлым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым, он передаёт зрителю настроение, которое вызвала в его душе та или иная картина природы, и это является признаком мастерства художника.

61.

Самостоятельно подберите глагол, который должен быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)Верблюды могут долго обходиться без пищи, и, что особенно важно, они несколько дней могут не пить, и учёные долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. (2)Недоказанными оказались и предположение, что удерживает воду желудок животного — а пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, «сгорая», он даёт воду и таким образом предохраняет организм от обезвоживания. (3)<...>, что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счёт воды терять до четверти массы своего тела, при этом в крови влага удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.

62.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.


(1)В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы. (2)Днём солнечные лучи нагревают скалу — камни расширяются, ночью же, остывая, они вновь сжимаются, и камень не выдерживает и растрескивается, после чего свою разрушительную работу начинает вода, которая попадает в трещины: при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, высасывая вместе с влагой вещества, нужные им для питания, и постепенно разъедают поверхность скалы, к чему присоединяется и работа бактерий, которые перерабатывают разрушенные горные породы и превращают их в почву. (3)<...> эти процессы называются выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.

63.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. (2)Варьируя толщину и количество слоев в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства у металлов и достигать более высокой прочности и твёрдости. (3)<...>, используя многокомпонентные и многослойные плёнки можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.

64.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.


(1)Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. (2)<...> объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии. (3)В результате даже без внесения азотных удобрений плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени.

65.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)На определённом этапе раз­ви­тия цивилизации на Земле обмен ин­фор­ма­ци­ей между лю­дь­ми стал глав­ным двигателем прогресса. (2)Со вре­ме­нем пришло по­ни­ма­ние того, что важно не толь­ко чтобы по­сла­ние дошло до адресата, но и чтобы это про­изо­шло возможно быстрее, и бла­го­да­ря гению ин­же­не­ров в рас­по­ря­же­ние человечества по­сту­па­ют телеграф, те­ле­фон и радио. (3)И <...> современное по­ко­ле­ние стало сви­де­те­лем такого сред­ства связи, как элек­трон­ная почта, с по­мо­щью которой можно по­слать сообщение в любую точку зем­но­го шара, чтобы через счи­та­ные секунды ад­ре­сат его получил.

66.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3)<...> вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается выше.

67.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.


(1)Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. (2)<...> главной составляющей магмы является окись кремния. (3)От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения — спокойный или взрывной, форма вулкана.

68.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Радиатор ав­то­мо­би­ля пред­став­ля­ет собой за­мкну­тую систему, в связи с чем зимой воз­ни­ка­ют трудности. (2)При тем­пе­ра­ту­ре ниже нуля обыч­ная вода за­мер­за­ет и пе­ре­кры­ва­ет па­труб­ки радиатора, из-за чего мотор перегревается, и, что ещё хуже, замёрзшая вода рас­ши­ря­ет­ся и может взо­рвать патрубки. (3)<...> воду для ра­ди­а­то­ра сме­ши­ва­ют с антифризом — со­дер­жа­щей сахар жидкостью, не поз­во­ля­ю­щей воде пре­вра­тить­ся в лёд даже при ми­ну­со­вой температуре.

69.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.


(1)Все вещества, с ко­то­ры­ми мы встре­ча­ем­ся в окру­жа­ю­щем нас мире, бы­ва­ют или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...>со­сто­я­ния веществ на­зы­ва­ют их аг­ре­гат­ны­ми состояниями. (3)Мно­гие вещества при охла­жде­нии или на­гре­ва­нии можно пе­ре­ве­сти из од­но­го агрегатного со­сто­я­ния в другое, и при этом они не­ожи­дан­но приобретают со­всем другие свойства.

70.

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.


(1)Жиры, по­ми­мо выполнения энер­ге­ти­че­ской функции, участ­ву­ют в ме­ха­низ­мах водного обмена. (2)В частности, при их окис­ле­нии выделяется ме­та­бо­ли­че­ская вода, ко­то­рая частично удо­вле­тво­ря­ет потребности ор­га­низ­ма в жидкости. (3)<...>, жиры ока­зы­ва­ют­ся одним из важ­ней­ших компонентов пи­та­ния в усло­ви­ях тропических пустынь.

71.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.


(1)Притча, как известно, пришла в русскую литературу вместе с христианской письменностью, с первыми переводами текстов Священного писания.(2)Вместе с тем этот древний жанр оказался мало изучен в нашем литературоведении — широкий интерес к притче возник в литературной критике лишь в 1970-х годах. (3)<…> и тогда сам по себе жанр притчи исследователями почти не рассматривался в глубоко научном контексте, и лишь в 1991 году был опубликован свод притчевых текстов разного типа, подготовленный Л. И. Алёхиной и Н. И. Прокофьевым, благодаря чему стало возможно говорить о жанре притчи на обширном и далеко не случайном материале.

72.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.


(1)Творческая манера Михаила Врубеля, русского художника рубежа XIX–XX вв., работавшего почти во всех видах и жанрах изобразительного искусства, настолько самобытна, что картины этого мастера невозможно перепутать с работами других авторов. (2)Многие современники Врубеля объясняли такую самобытность следствием серьёзных душевных болезней, считали его творчество «больным», <…> художник, как известно, в последние годы жизни страдал психическими расстройствами. (3)Однако психиатр Ф.А. Усольцев, лечащий врач М. Врубеля, утверждал, что творчество художника «не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить».

73.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.


(1)Если над человеческим ухом пропоёт петух, человек на время оглохнет: мощность петушиного крика составляет 130 децибел — то же самое будет, если стоять в пятнадцати метрах от взлетающего реактивного самолёта. (2)Однако петухи не теряют слух от собственного пения, <…> в тот момент, когда петух открывает клюв для крика, наружный слуховой проход у него сужается примерно на четверть, а мягкие ткани наполовину прикрывают барабанную перепонку. (3)У кур слуховой проход устроен немного иначе, и «заткнуть уши» они не могут, но потерять слух от близкого соседства с петухами им не грозит: куры слушают петухов не вплотную, к тому же у птиц слуховые рецепторы довольно быстро регенерируются.

74.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.


(1)Обитающие в Австралии хохлатые бронзовокрылые голуби в буквальном смысле поют крыльями: когда они взлетают, маховые перья издают попеременно два звука — частотой 1,3 кГц, когда крыло идёт вверх, и частотой 2,9 кГц, когда крыло идёт вниз. (2)Оказалось, что «песня перьев» служит сигналом тревоги: оба звука чередуются с разной скоростью в зависимости от того, как часто птица машет крыльями. (3)Если высокие и низкие ноты чередуются не слишком быстро, окружающие голуби сохраняют спокойствие; если же ноты чередуются очень быстро, все вокруг понимают, <…> их товарищ пытается улететь от опасности, и в тревоге снимаются с места.

75.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.


(1)Когда в конце XIX века в России идея женского равноправия призвала к литературной деятельности и журналистике образованных женщин, литературная критика мгновенно заметила это новшество. (2)Причём во многих критических работах, оценивающих положительно сам факт женского литературного творчества, высказывалась мысль, что «природа уделяет женщинам искру таланта, <…> никогда не даёт гения». (3)В произведениях женщин-писательниц отмечали неспособность к самостоятельному творческому мышлению, из чего делался вывод, что женщина-писательница никогда не сможет сказать нового слова в литературе, поскольку она будет повторять уже существующие идеи.

76.

Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите эту частицу.


(1)Тропический лес бассейна реки Амазонки <…> кажется первозданно диким: под пологом буйной растительности скрываются остатки сложного общества доколумбовой эпохи. (2)Производя раскопки в южной части обширных амазонских лесов, археологи обнаружили целую сеть городов, деревень и дорог, построенных когда-то предками здешних жителей. (3)Исследователи установили, что предки современных индейцев разрабатывали разнообразные приёмы землепользования и обогащения почвы, используя продолжительные циклы чередования культур, и вполне благополучно вели хозяйство, несмотря на неплодородность естественных почв Амазонии.

77.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.


(1)Долгое время считалось, что речевой слух и слух музыкальный родственны, причём многие и сейчас так думают. (2)Но однажды под наблюдением учёных оказался один известный композитор, который после болезни не мог различать звуки речи: [д] и [т], <...>, для него звучали одинаково, однако в те же годы он сочинил лучшую из своих симфоний. (3)Значит, музыкальный слух и речевой слух имеют разную психологическую организацию.

78.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это наречие.


(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)Если «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался <…> слаб в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о досрочном возвращении.

79.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.


(1)Гало́ — интересное оптическое явление земной атмосферы, которое выглядит как светящееся кольцо, образованное вокруг яркого источника света. (2)Наиболее часто гало возникает вокруг солнца, немного реже – вокруг луны, однако оно может появиться <…> вокруг уличного фонаря или машинных фар. (3)Как правило, гало вокруг солнца или луны возникает благодаря маленьким, находящимся в перистых облаках (5–10 км над поверхностью земли) кристалликам льда, отражающим свет от своих граней; довольно часто после отражения и преломления этот свет разлагается в спектр и от этого становится похож на радугу, только круглую.

80.

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это относительное местоимение.


(1)Американский психолог А. Маслоу предложил смотреть на структуру человеческих потребностей как на пирамиду, в основании <…> лежат биологические потребности, а на вершине находится потребность в самореализации. (2)Несмотря на очевидную логичность этой теории, сам А. Маслоу отмечал, что она применима к пониманию потребностей человечества в целом, но не может использоваться в отношении конкретной личности. (3)Действительно, ни одна из попыток использовать её в качестве основы для мотивации труда конкретной личности не увенчалась успехом: система ценностей каждого человека уникальна.

81.

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.


(1)В мире мы наблюдаем следующую картину: существуют целые группы языков, близко напоминающих друг друга по ряду признаков, и в то же время они резко отличаются от других групп, языки в которых, в свою очередь, во многом похожи между собой. (2)Встретившись с двумя такими языковыми группами, мы, пожалуй, можем предположить, что сходство языков внутри каждой из них могло возникнуть случайно. (3)<…> когда одна и та же картина наблюдается учёными при рассмотрении десятка языковых групп, для исследователей становится очевидным, что сходство это является результатом родства между языками в группе, а отнюдь не совпадением.

82.

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении?


(1)В некоторых моделях современных автомобилей раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях автоматически блокируется. (2)<…> срабатывание подушек, происходящее с огромной скоростью, сродни сильному удару. (3)Если тело непристёгнутого человека в момент аварии не будет зафиксировано ремнём и сместится в сторону, подушка не только окажется плохим помощником, но и сама может стать причиной серьёзной травмы.