СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости



Школа
?
Перейти к другим курсам

Безударные гласные буквы в корнях с чередованием

Номер курса: 3194
Преподаватель: Татьяна Юдина
На курс записалось 93 чел. Вы не записаны на этот курс.
Сортировка:

Цель курса: научиться видеть корни с чередованием, применять правила их написания и отличать от омонимичных корней. Тип курса: упражнения на каждый тип корня с правилами.

 
Татьяна Юдина:
Данный курс содержит ряд упражнений, по одному упражнению на каждый из типов корней с чередованием, изучаемых в школьном курсе и проверяемых на ЕГЭ. Это очень важное замечание, так как в академических изданиях списки корней с чередованиями отличаются от тех, что даются в учебниках. Умение видеть в слове корень с чередованием позволит успешно выполнить задание 8, поэтому повторяем и запоминаем корни.

Если уровень знаний по данной теме высок, Вы можете повторить список корней с чередованием (в файле-вложении) и вспомнить краткие правила к ним. Если же требуется поработать более тщательно, обращаемся к детальному рассмотрению каждого типа корня. Ответы ко все заданиям будут размещены одним файлом в самом конце курса.


Прикрепленные файлы:
Korni-s-cheredovaniem.doc
02.07.2016 в 13:37
 
Татьяна Юдина:
Корни лаг/лог/лож

На месте безударного гласного перед г пишется а, перед жо, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й.

Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный.

В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

 

Используя данное правило, выполните упражнение 8. Все слова в нём являются (с точки зрения школьной программы) однокоренными, практически все без приставки не употребляются.

Обратите внимание на слова с омонимичными корнями, то есть схожими по написанию и звучанию, но совершенно разными по смыслу:

лагун/а

у/сложн/ить (сложный)

на/слажд/ение (сладкий)

логич/ный (логика)

с/лаж/енн/о (ладить)

плагиат

лож/ечк/а

В этих словах в корнях нет чередования. Подобные слова являются той самой ловушкой, на которую часто попадаются выпускники.

 


Прикрепленные файлы:
Упр.8 лаг-лож.docx
02.07.2016 в 14:20
 
Татьяна Юдина:
Корни рос(т) — рас(т) — ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) — буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение — о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст — буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

 

Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

Ис­поль­зуя дан­ное пра­ви­ло, вы­пол­ни­те упраж­не­ние 9. Все слова в нём яв­ля­ют­ся (с точки зре­ния школь­ной про­грам­мы) од­но­ко­рен­ны­ми.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на слова с омо­ни­мич­ны­ми кор­ня­ми (и приставками!), то есть схо­жи­ми по на­пи­са­нию и зву­ча­нию, но со­вер­шен­но раз­ны­ми по смыс­лу:

рос/а, рос/инк/а

кроссовк/и

вы/брос/и/ть

пре/вращ/ени/е

у/крощ/ени/е

рас/та/я/ть

рощ/а

В этих сло­вах в кор­нях нет че­ре­до­ва­ния. По­доб­ные слова яв­ля­ют­ся той самой ло­вуш­кой, на ко­то­рую часто по­па­да­ют­ся вы­пуск­ни­ки.


Прикрепленные файлы:
Упр.9 РАСТ,РАЩ, РОС.docx
03.07.2016 в 12:57
 
Татьяна Юдина:
Корни гар — гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением — а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

Используя данное правило, выполните упражнение 10. Все слова в нём являются (с точки зрения школьной программы) однокоренными.

Обратите внимание на слова с омонимичными корнями, то есть схожими по написанию и звучанию, но совершенно разными по смыслу:

гор/евать (горе)

гор/истый (горы)

горючие слёзы (горькие)

гарнир горяч/ий горох/ов/ый горн/ист (горн) город/ск/ой (город) горб/ат/ый (горб) горд/и/ть/ся (гордый) горч/иц/а (горький) горизонт

В этих словах в корнях нет чередования. Подобные слова являются той самой ловушкой, на которую часто попадаются выпускники.

 


Прикрепленные файлы:
Упр.10. гор-гар.docx
03.07.2016 в 13:13
 
Татьяна Юдина:
Корни зар /зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением — а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю). Во многих учебниках в качестве исключения даётся слово «зоревать (не спать на заре)».

Используя данное правило, выполните упражнение 11. Все слова в нём являются (с точки зрения школьной программы) однокоренными.

Обратите внимание на слова с омонимичными корнями и приставками, то есть схожими по написанию и звучанию, но совершенно разными по смыслу:

про/зор/ливый (зоркий)

заряд/ка

зараз/зиться

за/руб/ить

В этих словах в корнях нет чередования. Подобные слова являются той самой ловушкой, на которую часто попадаются выпускники.


Прикрепленные файлы:
Упр.11 зар_зор.docx
03.07.2016 в 13:27
 
Татьяна Юдина:
Корни кас/кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается). Исключений нет.

Ис­поль­зуя дан­ное пра­ви­ло, вы­пол­ни­те упраж­не­ние 12. Все слова в нём яв­ля­ют­ся (с точки зре­ния школь­ной про­грам­мы) од­но­ко­рен­ны­ми, прак­ти­че­ски все без при­став­ки не упо­треб­ля­ют­ся.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на слова с омо­ни­мич­ны­ми кор­ня­ми, то есть схо­жи­ми по на­пи­са­нию и зву­ча­нию, но со­вер­шен­но раз­ны­ми по смыс­лу:

кос/ой (косо)

кос/арь (косит)

кос/ич/ка

косм/ат/ый

космос

костюм

В этих сло­вах в кор­нях нет че­ре­до­ва­ния.


Прикрепленные файлы:
Упр.12 кас-кос.docx
03.07.2016 в 18:36
 
Татьяна Юдина:
Корни клан/клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением — о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

Ис­поль­зуя дан­ное пра­ви­ло, вы­пол­ни­те упраж­не­ние 13. Все слова в нём яв­ля­ют­ся (с точки зре­ния школь­ной про­грам­мы) од­но­ко­рен­ны­ми.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на слова с омо­ни­мич­ны­ми кор­ня­ми, то есть схо­жи­ми по на­пи­са­нию и зву­ча­нию, но со­вер­шен­но раз­ны­ми по смыс­лу:

клон/ирова/ть

клоун/ада

клан (организация)

В этих сло­вах в кор­нях нет че­ре­до­ва­ния.


Прикрепленные файлы:
Упр.13 клан-клон.docx
03.07.2016 в 18:47
 
Татьяна Юдина:
Корни мак /мок /моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением 'окунать, погружать в жидкость': макать, макнуть, обмакнуть;

буква о — в словах со значением 'становиться мокрым': намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём);

в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.);

в словах со значением 'осушать чем-н. впитывающим влагу': промокать, промокнуть, промокательный, промокашка.

Перед ч — всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный).

Не принимаем во внимание чередования типа смочить-смачивать, так как второй глагол имеет суффикс -ива, он несовершенного вида, такими глаголами проверять нельзя.

Ис­поль­зуя дан­ное пра­ви­ло, вы­пол­ни­те упраж­не­ние 14. Все слова в нём яв­ля­ют­ся (с точки зре­ния школь­ной про­грам­мы) од­но­ко­рен­ны­ми.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на слова с омо­ни­мич­ны­ми кор­ня­ми, то есть схо­жи­ми по на­пи­са­нию и зву­ча­нию, но со­вер­шен­но раз­ны­ми по смыс­лу:

макак/а

макарон/ы

макулатур/а

макет

максим/альный (максимум)

В этих сло­вах в кор­нях нет че­ре­до­ва­ния. По­доб­ные слова яв­ля­ют­ся той самой ло­вуш­кой, на ко­то­рую часто по­па­да­ют­ся вы­пуск­ни­ки.


Прикрепленные файлы:
Упр.14 мак-моч.docx
03.07.2016 в 19:05
 
Татьяна Юдина:
Корни плав /плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением — только а: пла́вать, лесоспла́в.

В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

Ис­поль­зуя дан­ное пра­ви­ло, вы­пол­ни­те упраж­не­ние 15. Все слова в нём яв­ля­ют­ся (с точки зре­ния школь­ной про­грам­мы) од­но­ко­рен­ны­ми.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на слова с омо­ни­мич­ны­ми кор­ня­ми, то есть схо­жи­ми по на­пи­са­нию и зву­ча­нию, но со­вер­шен­но раз­ны­ми по смыс­лу:

рас/плав/и/ть

плав/ильщик

плов

В этих сло­вах в кор­нях нет че­ре­до­ва­ния. По­доб­ные слова яв­ля­ют­ся той самой ло­вуш­кой, на ко­то­рую часто по­па­да­ют­ся вы­пуск­ни­ки.


Прикрепленные файлы:
Упр.15 плав-плов.docx
03.07.2016 в 19:20
 
Татьяна Юдина:
Корни равн/ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный 'одинаковый', напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки — 'сделать равными по длине'), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́.

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный 'гладкий, прямой, без неровностей', напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, — буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о — в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

Ис­поль­зуя дан­ное пра­ви­ло, вы­пол­ни­те упраж­не­ние 16. Все слова в нём яв­ля­ют­ся (с точки зре­ния школь­ной про­грам­мы) од­но­ко­рен­ны­ми.


Прикрепленные файлы:
Упр.16 равн-ровн.docx
03.07.2016 в 19:31
 
Татьяна Юдина:
Корни скак /скок/скач /скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением — о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. примечание 2).

 

Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

 

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь') и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит 'быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться').

 

Ис­поль­зуя дан­ное пра­ви­ло, вы­пол­ни­те упраж­не­ние 17. Все слова в нём яв­ля­ют­ся (с точки зре­ния школь­ной про­грам­мы) од­но­ко­рен­ны­ми.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на слова с омо­ни­мич­ны­ми кор­ня­ми, то есть схо­жи­ми по на­пи­са­нию и зву­ча­нию, но со­вер­шен­но раз­ны­ми по смыс­лу:

рас/кач/аться (качка)

с/кач/усь (катится)

В этих сло­вах в кор­нях нет че­ре­до­ва­ния.


Прикрепленные файлы:
Упр.17.скак-скоч.docx
03.07.2016 в 19:39