Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

(1)Счаст­ли­вая, счаст­ли­вая, не­воз­вра­ти­мая пора дет­ства! (2)Как не лю­бить, не ле­ле­ять вос­по­ми­на­ний о ней? (3)Вос­по­ми­на­ния эти осве­жа­ют, воз­вы­ша­ют мою душу и слу­жат для меня ис­точ­ни­ком луч­ших

на­сла­жде­ний…

(4)На­бе­гав­шись до­сы­та, си­дишь, бы­ва­ло, за чай­ным сто­лом, на своём вы­со­ком крес­ли­це. (5)Уже позд­но, давно выпил свою ве­чер­нюю чашку мо­ло­ка с са­ха­ром, сон смы­ка­ет глаза, но не тро­га­ешь­ся с места, си­дишь и слу­ша­ешь. (6)Maman го­во­рит с кем-ни­будь, и звуки го­ло­са её так слад­ки, так при­вет­ли­вы. (7)Одни звуки эти так много го­во­рят моему серд­цу!

(8)Оту­ма­нен­ны­ми дре­мо­той гла­за­ми я при­сталь­но смот­рю на её лицо, и вдруг она сде­ла­лась вся ма­лень­кая, ма­лень­кая – лицо её не боль­ше пу­гов­ки.

(9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыб­ну­лась мне. (10)Мне нра­вит­ся ви­деть её такой кро­шеч­ной. (11)Я при­щу­ри­ваю глаза ещё боль­ше, и она де­ла­ет­ся ещё мень­ше. (12)Но я по­ше­ве­лил­ся – и оча­ро­ва­ние раз­ру­ши­лось. (13)Я сужи­ваю глаза, по­во­ра­чи­ва­юсь, вся­че­ски ста­ра­юсь воз­об­но­вить его, но на­прас­но. (14)Я встаю, с но­га­ми за­би­ра­юсь и уютно укла­ды­ва­юсь на крес­ло.

– (15)Ты опять заснёшь, Ни­ко­лень­ка, – го­во­рит мне maman, – ты бы лучше шёл на­верх.

– (16)Я не хочу спать, maman, – от­ве­тишь ей, и не­яс­ные, но слад­кие грёзы на­пол­ня­ют во­об­ра­же­ние, здо­ро­вый дет­ский сон смы­ка­ет веки, и через ми­ну­ту за­бу­дешь­ся и спишь до тех пор, пока не раз­бу­дят.

(17)Чув­ству­ешь, бы­ва­ло, впро­сон­ках, что чья-то неж­ная рука тро­га­ет тебя; по од­но­му при­кос­но­ве­нию узнаёшь её и ещё во сне не­воль­но схва­тишь эту руку и креп­ко, креп­ко прижмёшь её к губам.

(18)Все уже разо­шлись; одна свеча горит в го­сти­ной; maman ска­за­ла, что сама раз­бу­дит меня. (19)Это она при­се­ла на крес­ло, на ко­то­ром я сплю, своей чу­дес­ной неж­ной руч­кой про­ве­ла по моим во­ло­сам, и над ухом моим зву­чит милый зна­ко­мый голос: «Вста­вай, моя ду­шеч­ка: пора идти спать».

(20)Ничьи рав­но­душ­ные взоры не стес­ня­ют её: она не бо­ит­ся из­лить на меня всю свою неж­ность и лю­бовь. (21)Я не ше­ве­люсь, но ещё креп­че целую её руку.

– (22)Вста­вай же, мой ангел.

(23)Она дру­гой рукой берёт меня за шею, и паль­чи­ки её быст­ро ше­ве­лят­ся и ще­ко­чут меня. (24)В ком­на­те тихо, по­лу­тем­но; ма­ма­ша сидит подле са­мо­го меня; я слышу её голос. (25)Всё это за­став­ля­ет меня вско­чить, об­вить ру­ка­ми её шею, при­жать го­ло­ву к её груди. (26)Она ещё неж­нее це­лу­ет меня. (27)После этого, как, бы­ва­ло, придёшь на­верх и начнёшь укла­ды­вать­ся в своем ва­точ­ном ха­лат­це, какое чу­дес­ное чув­ство ис­пы­ты­ва­ешь, го­во­ря: «Люблю па­пень­ку и ма­мень­ку».

(28)Помню, за­вернёшься, бы­ва­ло, в оде­яль­це; на душе легко, свет­ло и от­рад­но; одни мечты гонят дру­гие, но о чём они?

(29)Они не­уло­ви­мы, но ис­пол­не­ны чи­стой лю­бо­вью и на­деж­да­ми на свет­лое сча­стие. (30)Вспом­нишь лю­би­мую фар­фо­ро­вую иг­руш­ку – зай­чи­ка или со­бач­ку – уткнёшь её в угол пу­хо­вой по­душ­ки и лю­бу­ешь­ся, как хо­ро­шо,

тепло и уютно ей там ле­жать. (31)Ещё по­ду­ма­ешь о том, чтобы было сча­стие всем, чтобы все были до­воль­ны и чтобы зав­тра была хо­ро­шая по­го­да для гу­ля­нья, по­вернёшься на дру­гой бок, мысли и мечты пе­ре­пу­та­ют­ся, и уснёшь тихо, спо­кой­но.

(32)Вер­нут­ся ли когда-ни­будь та све­жесть, без­за­бот­ность, по­треб­ность любви и сила веры, ко­то­ры­ми об­ла­да­ешь в дет­стве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две луч­шие доб­ро­де­те­ли – не­вин­ная весёлость и бес­пре­дель­ная по­треб­ность любви – были един­ствен­ны­ми по­буж­де­ни­я­ми в жизни?

 

(по Л. Н. Тол­сто­му*)


*Лев Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой (1828–1910) – рус­ский пи­са­тель, мыс­ли­тель, про­све­ти­тель, почётный ака­де­мик Пе­тер­бург­ской ака­де­мии наук.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.