

ЗАДАНИЕ 26 ЕГЭ: ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
- Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Необходимый материал по теме:
Условие (задание банка ФИПИ):
Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий).
В зависимости от условия в ответ записываются номер или номера предложения(ий) без пробелов и знаков препинания, например, 1218. Порядок записи номеров не имеет значения.
Комментарий:
Для выполнений задания учащиеся должны уметь:
- определять самостоятельные и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавать местоимения, наречия разных лексико-грамматических разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;
- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов;
- определять роль частей речи в тексте с точки зрения их использования как средств связи слов, частей предложения, предложений в структуре текста, абзацев.
В 2024 году к этому заданию ФИПИ опубликовал следующую информацию:
При выполнении задания необходимо учесть основные подходы к его разработке:
- Первое предложение в указанном в задании диапазоне не может войти в правильный ответ. Оно нужно лишь для того, чтобы установить связь последующего предложения с данным предложением.
Показать комментарий РЕШУ
Помните, что предыдущее — это НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным НЕ может быть ответ 11, даже если это предложение связано с 10-м теми средствами, которые указаны в задании
- Предполагается, что при указании средств связи в этом задании ЕГЭ по русскому языку каждое средство связи закрепляется за отдельным словом.
- Как правило, задание требует отследить связь последующего предложения с предыдущим. Однако иногда встречается формулировка «с предыдущими».
- Очень важно: в правильном ответе указывается(-ются) только номер(а) предложений, которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(и). Номер(а) же предыдущего(-их) предложения(-ний) не фиксируется(-ются). В противном случае ответ будет признан неправильным.
- Правильный ответ «по умолчанию», априори подразумевает наличие только указанных в задании средств связи и отсутствие иных средств связи. Например, при выполнении задания
Среди предложений 38–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонимов и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий) на основе следующего текста (38) Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно — срабатывает инстинкт самосохранения. (39) Но страх необходим и для развития личности. (40) Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41) Смелость — это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. ( 42)Трусость — наоборот. (43) Когда амигдала побеждает тебя.
правильным ответом является только предложение 40, поскольку в предложении 39, кроме синонимов и лексического повтора, присутствует ещё и союз как средство связи.
Показать комментарий РЕШУ
Синонимы: «нужен» «необходим», повтор слово «страх»
- При этом такие средства связи, как единство видо-временных форм глагола, слова одной тематической группы, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, в задании не рассматриваются / не учитываются.
- В рамках задания ЕГЭ по русскому языку чётко разводятся следующие понятия: лексический повтор как повтор слова в абсолютно одинаковой форме (мама — мама; он — он) и использование форм(ы) слов(а) как средства связи (мама — маму; они — они). Повторяющееся слово должно выступать именно как средство связи.
- В основе лексического повтора ‒ использование слов только самостоятельных частей речи, включая местоимения (они – они).
- При этом глаголы, причастия и деепричастия в силу неоднозначной трактовки явлений (однокоренные слова или формы одного и того же слова) в задании не используются.
Например: пилить — пилящий; расколоть — расколотый; спиливший — спиленный; распилить — распилив.
- «Он» и «они» являются разными словами, а не формами одного и того же слова.
- Учитывается явление грамматических вариантов. Например, её – (у) неё, ею – ей. Такие словоупотребления также считаются лексическим повтором при условии, что оба местоимения отнесены к одному и тому же лицу.
- Слово «им» может быть морфологическим омонимом. Например, дан фрагмент текста:
И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения... А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем...
Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов. В одном предложении «им» выступает как падежная форма личного местоимения «они», а в другом — как падежная форма личного местоимения «он». То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова, так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте.
- Очень важно: личное местоимение только тогда является средством связи, когда заменяет существительное из предыдущего предложения.
Например, во фрагменте,
(5) В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6) Её, представьте себе, не было! (7) Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде…
правильным ответом будет только предложение 6. В предложении 7 слово «её» выступает в качестве лексического повтора.
Приведём ещё один пример:
(1) Вот и всё объяснение. (2) Для меня лично оно основательно. (3) В меру возможностей следую ему, понимая свою малую силу.
Правильный ответ — только предложение 2. А предложение 3 связано с предыдущим при помощи такого средства, как форма одного и того же слова.
- Притяжательное местоимение может заменить либо имя существительное, либо другое личное местоимение. Например, во фрагменте
(11) Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12) Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13) Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14) Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15) Его эрудиция и начитанность были феноменальны
правильным ответом будут предложения 12 и 15.
Показать комментарий РЕШУ
в 12-м притяжательное местоимение «его» (лекций) (чьи? Юрия Петровича из 12-го); в 15-м снова чья начитанность? «его» (заменяет местоимение он в 14 предложении). Если трудно понять разницу между притяжательным и личным местоимениями, почитайте Местоимение как часть речи
Обратите внимание! Контекстные синонимы и антонимы — это, как правило, слова одной и той же части речи, но не всегда в одной и той же форме. Исключения могут составлять местоимения, перифразы, фразеологизмы, соотносимые со словами определённой части речи.
Обратите внимание! Контекстными синонимами могут быть и имена собственные. Например, «Вася» и «Коржик» (кличка Васи).