Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

(1)Ро­ди­на, место где я ро­дил­ся и вырос... (2)Всю жизнь свою несу её в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда слу­ча­ет­ся труд­но... (3)Не­про­сто по­нять, но как где ска­жут «Алтай», так вздрог­нешь, серд­це лизнёт до боли мгно­вен­ное го­ря­чее чув­ство. (4)До­ро­же у меня ни­че­го нет.

(5)Когда я хочу точно пред­ста­вить, что же осо­бен­но проч­но за­пом­нил из той жизни, ко­то­рую про­жил на ро­ди­не в те свои годы, когда па­мять наша осо­бен­но цеп­кая, об­ла­да­ет спо­соб­но­стью долго удер­жи­вать то, что её по­ра­зи­ло, могу ска­зать: я за­пом­нил образ рус­ско­го кре­стьян­ства, нрав­ствен­ный уклад этой жизни, боль­ше того, у меня с го­да­ми окреп­ло убеж­де­ние, что он, этот уклад, пре­кра­сен, на­чи­ная с языка, с жилья.

(6)В доме деда была не­при­нуждённость, была сво­бо­да пол­ная. (7)Я хочу быть прав­ди­вым перед собой до конца, по­это­му по­вто­ряю: нигде боль­ше не видел такой ясной, про­стой, за­кон­чен­ной це­ле­со­об­раз­но­сти, как в жи­ли­ще деда-кре­стья­ни­на, таких есте­ствен­ных, прав­ди­вых, доб­рых, в сущ­но­сти, от­но­ше­ний между лю­дь­ми. (8)Я помню, что там го­во­ри­ли пра­виль­ным, сво­бод­ным, прав­ди­вым язы­ком, силь­ным, точ­ным, там жила шутка, песня по празд­ни­кам, там много, очень много ра­бо­та­ли...

(9)Соб­ствен­но, во­круг ра­бо­ты и вра­ща­лась вся жизнь. (10)Она на­чи­на­лась рано утром и за­ти­ха­ла позд­но ве­че­ром, но она как-то не угне­та­ла людей, не озлоб­ля­ла — с ней за­сы­па­ли, с ней про­сы­па­лись. (11)Никто не хва­стал­ся сде­лан­ным, ни­ко­го не оскорб­ля­ли за про­мах, но — учили... (12)Думаю, что от та­ко­го устрой­ства мира и са­мо­ощу­ще­ния в нём очень близ­ко к самым вы­со­ким по­ня­ти­ям о чести, до­сто­ин­стве и про­чим ме­ри­лам нрав­ствен­но­го роста че­ло­ве­ка. (13)Не­уже­ли в том толь­ко и беда, что слов этих «честь», «до­сто­ин­ство» там не знали? (14)Но там знали всё, чем жив и кре­пок че­ло­век и чем он нищий: ложь есть ложь, ко­рысть есть ко­рысть, празд­ность и суе­сло­вие...

(15)Ни в чём там не за­блуж­да­лись: боль­ше того, мало-маль­ски за­мет­ные не­до­стат­ки в че­ло­ве­ке, ещё в ма­лень­ком, гу­би­лись на корню. (16)Если в че­ло­веч­ке об­на­ру­жи­ва­лась склон­ность к лени, то она никак не вы­го­ра­жи­ва­лась, не объ­яс­ня­лась ни­ка­ки­ми ред­ки­ми спо­соб­но­стя­ми ре­бен­ка — она была про­сто ленью, по­то­му вы­сме­и­ва­лась, ис­треб­ля­лась. (17)За­знай­ство, хит­рость, за­вист­ли­вость — всё было на виду в людях, никак нель­зя было спря­тать­ся ни за слово, ни за фо­ку­сы. (18)Я не стрем­люсь здесь кого-то об­ма­нуть или себя, на­при­мер, об­ма­нуть: на­ри­со­вать зачем-то кар­ти­ну жизни иде­аль­ной; нет, она, ко­неч­но, была да­ле­ко не иде­аль­ная, но ко­рен­ное русло жизни все­гда оста­ва­лось — это прав­да, спра­вед­ли­вость. (19)И даже очень и очень раз­ви­тое чув­ство, здесь нет со­мне­ний. (20)Толь­ко с чув­ством прав­ды и спра­вед­ли­во­сти люди живут зна­чи­тель­но. (21)Этот кров­ный закон — сле­до­ва­ние прав­де — все­ля­ет в че­ло­ве­ка уве­рен­ность и цен­ность его пре­бы­ва­ния здесь.

(22)Ро­ди­на... (23)Я живу с чув­ством, что когда-ни­будь я вер­нусь на ро­ди­ну на­все­гда. (24)Может быть, мне это нужно, чтобы по­сто­ян­но ощу­щать в себе жи­тей­ский «запас проч­но­сти» все­гда есть куда вер­нуть­ся, если ста­нет нев­мо­го­ту. (25)И какая-то огром­ная мощь чу­дит­ся мне там, на ро­ди­не, какая-то жи­во­твор­ная сила, ко­то­рой надо кос­нуть­ся, чтобы об­ре­сти утра­чен­ный напор в крови. (26)Видно, та жиз­не­спо­соб­ность, та стой­кость духа, какую при­нес­ли туда наши пред­ки, живёт там с лю­дь­ми и по­ны­не, и не зря ве­рит­ся, что род­ной воз­дух, род­ная речь, песня, зна­ко­мая с дет­ства, лас­ко­вое слово ма­те­ри вра­чу­ют душу.

(27)Ро­ди­на...(28)По­че­му же живёт в серд­це мысль, что когда-то я оста­нусь там на­все­гда. (29) Может, по­то­му, что она и живёт по­сто­ян­но в серд­це, и образ её свет­лый по­гас­нет со мной вме­сте. (30)Видно, так. (31)Бла­го­сло­ви тебя, моя ро­ди­на, труд и разум че­ло­ве­че­ский! (32)Будь счаст­ли­ва! (33)Бу­дешь ты счаст­ли­ва, и я буду счаст­лив.

(По В. М. Шук­ши­ну*)

* Ва­си­лий Ма­ка­ро­вич Шук­шин (1929−1974)  — со­вет­ский пи­са­тель, сце­на­рист, актёр, ки­но­ре­жиссёр.

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ото­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Текст В. М. Шук­ши­на про­ни­зан лю­бо­вью к своей малой ро­ди­не, Алтаю. Тропы: (А)_______ («серд­це лизнёт до боли чув­ство» в пред­ло­же­нии 3, «об­ре­сти утра­чен­ный напор в крови» в пред­ло­же­нии 25) и (Б)_______ («го­ря­чее чув­ство» в пред­ло­же­нии 3, «жи­во­тво­ря­щая сила» в пред­ло­же­нии 25, «образ её свет­лый» в пред­ло­же­нии 29)  — по­мо­га­ют пи­са­те­лю вы­ра­зить это чув­ство, при­да­ют по­вест­во­ва­нию эмо­ци­о­наль­ность. Чтобы быть убе­ди­тель­ным, автор вспо­ми­на­ет о де­ре­вен­ском укла­де жизни своих пред­ков, их жиз­нен­ных цен­но­стях, ис­поль­зуя раз­но­об­раз­ные син­так­си­че­ские сред­ства, среди ко­то­рых (В)_______ (в пред­ло­же­ни­ях 15, 18,24) и (Г)_______ (в пред­ло­же­ни­ях 12,17)» .

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  иро­ния

2)  ме­та­фо­ра

3)  фра­зео­ло­гизм

4)  ги­пер­бо­ла

5)  эпи­тет

6)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

7)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

8)  срав­не­ние

9)  ввод­ные кон­струк­ции

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ