




Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
- Знаки препинания в предложении с обособленными определениями
Правило: Знаки препинания при обособленных определениях.
- Знаки препинания в предложении с обособленными приложениями
Правило: Знаки препинания при обособленных приложениях.
- Знаки препинания в предложении с обособленными обстоятельствами
Правило: Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
- Знаки препинания в предложении с уточняющими членами
Правило: Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
- Знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом
Правило:
Условие:
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Условные обозначения:
ПО — причастный оборот;
ДО — деепричастный оборот;
ГС — главное слово, к которому относится причастный или определительный оборот;
ЛМ — личное местоимение в роли главного слова, к которому относится причастный или определительный оборот;
ОЧ — однородные члены.
Комментарий:
Для расстановки знаков препинания даётся одно предложение, степень его осложненности может значительно отличаться от задания к заданию. Как правило, в предложении будут использованы минимум два осложняющих элемента (например, ДО и ПО); обороты могут быть встроены друг в друга; быть однородными; может иметь место сочетание обособленных и необособленных членов.
Чаще всего в заданиях проверяют умение ставить знаки препинания при определениях и обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом.
Количество цифр в ответе зависит только от количества необходимых знаков. Записываем без запятых и пробелов, последовательность цифр не имеет значения.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Находим в предложении причастия.
2. Ищем главное(ые) слово(а), к которому(ым) относи(я)тся причастие(я), выделяем причастный(ые) оборот(ы).
3. Проверяем, не являются ли ПО однородными. Применяем правило.
4. Аналогично проверяем имена прилагательные, которые также могут быть обособленными, следуя пунктам 2-3.
5. Находим деепричастия и связанные с ними ДО.
6. Убеждаемся, что они однородные или не однородные, для этого нужно найти сказуемые в предложении и понять, к какому их них относится каждый ДО или одиночное деепричастие, если их несколько. Ставим знаки.
Примеры сложных заданий с пояснением
Часто встречающиеся ошибки
1. Перепутаны причастия и деепричастия, поэтому неверно применены правила.
2. Выделяется причастный оборот, который не является обособленным.
3. Ставятся запятые между однородными обособленными членами, соединёнными союзом и.
4. Неверно определяются границы оборотов.
Укажите
В жёстких и густых волосах у него не было ни сединки, и он (1) держа осколок зеркала перед собой (2) прошёлся туда и обратно по землянке (3) слегка пританцовывая (4) и (5) оставив на столе всё как было (6) выскочил на улицу.
Пояснение. Приведем верное написание.
В жёстких и густых волосах у него не было ни сединки, и он, (1) деепр. оборотдержа осколок зеркала перед собой, (2) прошёлся туда и обратно по землянке, (3) деепр. оборотслегка пританцовывая, (4) и, (5) деепр. оборотоставив на столе всё как было, (6) выскочил на улицу.
1) и 2) выделяют деепричастный оборот;
3) и 4) выделяют деепричастный оборот;
5) и 6) выделяют деепричастный оборот.
Внимание! Деепричастный оборот «слегка пританцовывая» относится к глаголу «прошёлся», а деепричастный оборот «оставив на столе всё как было» относится к глаголу «выскочил», поэтому они не могут быть однородными членами, именно поэтому ставятся запятые на месте цифр 4 и 5.
Ответ: 123456 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
PDF-версии: