(1)К Оле все в клинике привязались. (2)Бывало, зайду в палату:
— Здравствуй, Оля!
— (3)Ой, Фёдор Григорьевич, а к нам на окошко птица садится!
— (4)Какая же птица?
— (5)Красивая. (6)Пёрышки чистит. (7)Мы её кормим.
(8)Ожившие глаза этой девушки смотрели с надеждой. (9)Оля надеялась на нас, была уверена, что после операции к ней наконец вернутся счастливые дни и наступит избавление от невыносимых мук, которые приносила Олина лёгочная болезнь.
(10)Операция состоялась 5 июня 1947 года. (11)Операция, подобной которой не встречалось в практике нашей страны.
(12)Малейшая ошибка, неосторожное, нерассчитанное движение, оплошность и — непоправимая беда. (13)Я собрал волю в кулак, старался ничем не выдать своего волнения. (14)И мне, и неизменным моим ассистентам — Александру Сергеевичу Чечулину и Ираклию Сергеевичу Мгалоблишвили — необходимо было сейчас как никогда проявить все свои способности и умение.
(15)Операция на лёгких продолжалась три часа сорок минут. (16)Три часа сорок минут и почти два года работы над книгами, эксперименты и анатомические изыскания… (17)Три часа сорок минут за операционным столом плюс многомесячное обдумывание каждой детали. (18)И, конечно же, опыт первых трудных и весьма поучительных операций. (19)И длительная, самая тщательная подготовка больной, направленная на укрепление её сил, которая никак не укладывалась в «средний койко-день», но которая принесла значительное улучшение состояния Оли.
(20)После операции, как известно, покой не наступает — ни для больного, ни для операционной бригады. (21)Или, вернее, он приходит, но не сразу. (22)Борьба за жизнь человека продолжается. (23)И в тот день — полутора часов не прошло (я отлучился, чтобы выпить стакан чаю) — ко мне прибежали с тревожным известием: Оле плохо!
(24)Она лежала белым-бела, с очень слабым и частым пульсом, безразличная ко всему… (25)Двое суток мы не отходили от неё, пока угроза не миновала.
(26)Тогда у нас ещё не было никакого опыта в выхаживании подобных больных после операции. (27)Как горячо дискутировали мы, собираясь в ординаторской, как спорили, находя нужное решение! (28)А порой, разгорячённые, все вместе шли в библиотеку — искать ответ в книгах.
(29)Благополучно законченная операция у Оли Виноградовой была для врачей не случайной победой. (30)Ей предшествовала двухлетняя кропотливая подготовительная работа. (31)Операция положила начало более быстрому развитию этого раздела хирургии в клинике Н. Н. Петрова. (32)Вслед за ней мы провели несколько подобных: по удалению долей лёгкого, затем по удалению всего лёгкого при абсцессе…
(33)Здоровье — это счастье человека. (34)И нужно было видеть сияющие глаза Оли Виноградовой, слышать её звонкий смех! (35)Надя говорила мне, что забыла, как улыбается её сестра, а теперь… (36)Оля резвилась, как маленькая — бегом, бегом, бегом… (37)На четвёртый этаж взбегала по лестнице, не чувствуя одышки, а ведь до операции на второй этаж поднималась с трудом, поддерживаемая нянечкой. (38)Не было границ её радости.
— (39)Фёдор Григорьевич, — приметив меня во дворике, кричала она из раскрытого окна, — вы идёте и ничего не видите!
— (40)А что я должен увидеть?
— (41)Всё, что вокруг вас!
(42)И смеялась.
(43)И я, встряхнувшись, замечал, какой на самом деле хороший денёк: небо высокое, чистое, много солнца и мягкой спокойной синевы…
(По Ф. Г. Углову*)
* Фёдор Григорьевич Углов (1904−2008) — советский и российский хирург, писатель и общественный деятель, доктор медицинских наук, профессор.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) К операции Оли Виноградовой на лёгких врачи готовились очень долго: это была совершенно новая операция, подобных которой на тот момент в нашей стране никто не делал.
2) После операции Оле стало плохо, и врачи больше двух недель не отходили от неё, пока девушке не стало лучше.
3) Удачный исход операции Оли оказался во многом случайностью, однако именно эта операция положила начало развитию лёгочной хирургии в клинике Н. Н. Петрова.
4) Рассказчик, не скрывая эмоций, вспоминает о том, насколько он со своими ассистентами был увлечён работой, поиском правильного решения.
5) Оля, оказавшись в клинике, уже чувствовала прилив сил, который ей давала надежда на долгожданное излечение, однако по-настоящему счастлива она стала уже после операции, когда организм почти полностью восстановился.
PDF-версии: 




