Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 43714
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

(1)К Оле все в кли­ни­ке при­вя­за­лись. (2)Бы­ва­ло, зайду в па­ла­ту:

— Здрав­ствуй, Оля!

— (3)Ой, Фёдор Гри­го­рье­вич, а к нам на окош­ко птица са­дит­ся!

— (4)Какая же птица?

— (5)Кра­си­вая. (6)Пёрышки чи­стит. (7)Мы её кор­мим.

(8)Ожив­шие глаза этой де­вуш­ки смот­ре­ли с на­деж­дой. (9)Оля на­де­я­лась на нас, была уве­ре­на, что после опе­ра­ции к ней на­ко­нец вер­нут­ся счаст­ли­вые дни и на­сту­пит из­бав­ле­ние от не­вы­но­си­мых мук, ко­то­рые при­но­си­ла Олина лёгоч­ная бо­лезнь.

(10)Опе­ра­ция со­сто­я­лась 5 июня 1947 года. (11)Опе­ра­ция, по­доб­ной ко­то­рой не встре­ча­лось в прак­ти­ке нашей стра­ны.

(12)Ма­лей­шая ошиб­ка, не­осто­рож­ное, не­рас­счи­тан­ное дви­же­ние, оплош­ность и  — не­по­пра­ви­мая беда. (13)Я со­брал волю в кулак, ста­рал­ся ничем не вы­дать сво­е­го вол­не­ния. (14)И мне, и не­из­мен­ным моим ас­си­стен­там  — Алек­сан­дру Сер­ге­е­ви­чу Че­чу­ли­ну и Ирак­лию Сер­ге­е­ви­чу Мга­лоб­ли­шви­ли  — не­об­хо­ди­мо было сей­час как ни­ко­гда про­явить все свои спо­соб­но­сти и уме­ние.

(15)Опе­ра­ция на лёгких про­дол­жа­лась три часа сорок минут. (16)Три часа сорок минут и почти два года ра­бо­ты над кни­га­ми, экс­пе­ри­мен­ты и ана­то­ми­че­ские изыс­ка­ния… (17)Три часа сорок минут за опе­ра­ци­он­ным сто­лом плюс мно­го­ме­сяч­ное об­ду­мы­ва­ние каж­дой де­та­ли. (18)И, ко­неч­но же, опыт пер­вых труд­ных и весь­ма по­учи­тель­ных опе­ра­ций. (19)И дли­тель­ная, самая тща­тель­ная под­го­тов­ка боль­ной, на­прав­лен­ная на укреп­ле­ние её сил, ко­то­рая никак не укла­ды­ва­лась в «сред­ний койко-день», но ко­то­рая при­нес­ла зна­чи­тель­ное улуч­ше­ние со­сто­я­ния Оли.

(20)После опе­ра­ции, как из­вест­но, покой не на­сту­па­ет  — ни для боль­но­го, ни для опе­ра­ци­он­ной бри­га­ды. (21)Или, вер­нее, он при­хо­дит, но не сразу. (22)Борь­ба за жизнь че­ло­ве­ка про­дол­жа­ет­ся. (23)И в тот день  — по­лу­то­ра часов не про­шло (я от­лу­чил­ся, чтобы вы­пить ста­кан чаю)  — ко мне при­бе­жа­ли с тре­вож­ным из­ве­сти­ем: Оле плохо!

(24)Она ле­жа­ла белым-бела, с очень сла­бым и ча­стым пуль­сом, без­раз­лич­ная ко всему… (25)Двое суток мы не от­хо­ди­ли от неё, пока угро­за не ми­но­ва­ла.

(26)Тогда у нас ещё не было ни­ка­ко­го опыта в вы­ха­жи­ва­нии по­доб­ных боль­ных после опе­ра­ции. (27)Как го­ря­чо дис­ку­ти­ро­ва­ли мы, со­би­ра­ясь в ор­ди­на­тор­ской, как спо­ри­ли, на­хо­дя нуж­ное ре­ше­ние! (28)А порой, раз­го­рячённые, все вме­сте шли в биб­лио­те­ку  — ис­кать ответ в кни­гах.

(29)Бла­го­по­луч­но за­кон­чен­ная опе­ра­ция у Оли Ви­но­гра­до­вой была для вра­чей не слу­чай­ной по­бе­дой. (30)Ей пред­ше­ство­ва­ла двух­лет­няя кро­пот­ли­вая под­го­то­ви­тель­ная ра­бо­та. (31)Опе­ра­ция по­ло­жи­ла на­ча­ло более быст­ро­му раз­ви­тию этого раз­де­ла хи­рур­гии в кли­ни­ке Н. Н. Пет­ро­ва. (32)Вслед за ней мы про­ве­ли не­сколь­ко по­доб­ных: по уда­ле­нию долей лёгкого, затем по уда­ле­нию всего лёгкого при аб­сцес­се…

(33)Здо­ро­вье  — это сча­стье че­ло­ве­ка. (34)И нужно было ви­деть си­я­ю­щие глаза Оли Ви­но­гра­до­вой, слы­шать её звон­кий смех! (35)Надя го­во­ри­ла мне, что за­бы­ла, как улы­ба­ет­ся её сест­ра, а те­перь… (36)Оля рез­ви­лась, как ма­лень­кая  — бегом, бегом, бегом… (37)На четвёртый этаж взбе­га­ла по лест­ни­це, не чув­ствуя одыш­ки, а ведь до опе­ра­ции на вто­рой этаж под­ни­ма­лась с тру­дом, под­дер­жи­ва­е­мая ня­неч­кой. (38)Не было гра­ниц её ра­до­сти.

— (39)Фёдор Гри­го­рье­вич,  — при­ме­тив меня во дво­ри­ке, кри­ча­ла она из рас­кры­то­го окна,  — вы идёте и ни­че­го не ви­ди­те!

— (40)А что я дол­жен уви­деть?

— (41)Всё, что во­круг вас!

(42)И сме­я­лась.

(43)И я, встрях­нув­шись, за­ме­чал, какой на самом деле хо­ро­ший денёк: небо вы­со­кое, чи­стое, много солн­ца и мяг­кой спо­кой­ной си­не­вы…

 

(По Ф. Г. Уг­ло­ву*)

* Фёдор Гри­го­рье­вич Углов (1904−2008)  — со­вет­ский и рос­сий­ский хи­рург, пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель, док­тор ме­ди­цин­ских наук, про­фес­сор.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  К опе­ра­ции Оли Ви­но­гра­до­вой на лёгких врачи го­то­ви­лись очень долго: это была со­вер­шен­но новая опе­ра­ция, по­доб­ных ко­то­рой на тот мо­мент в нашей стра­не никто не делал.

2)  После опе­ра­ции Оле стало плохо, и врачи боль­ше двух не­дель не от­хо­ди­ли от неё, пока де­вуш­ке не стало лучше.

3)  Удач­ный исход опе­ра­ции Оли ока­зал­ся во мно­гом слу­чай­но­стью, од­на­ко имен­но эта опе­ра­ция по­ло­жи­ла на­ча­ло раз­ви­тию лёгоч­ной хи­рур­гии в кли­ни­ке Н. Н. Пет­ро­ва.

4)  Рас­сказ­чик, не скры­вая эмо­ций, вспо­ми­на­ет о том, на­сколь­ко он со сво­и­ми ас­си­стен­та­ми был увлечён ра­бо­той, по­ис­ком пра­виль­но­го ре­ше­ния.

5)  Оля, ока­зав­шись в кли­ни­ке, уже чув­ство­ва­ла при­лив сил, ко­то­рый ей да­ва­ла на­деж­да на дол­го­ждан­ное из­ле­че­ние, од­на­ко по-на­сто­я­ще­му счаст­ли­ва она стала уже после опе­ра­ции, когда ор­га­низм почти пол­но­стью вос­ста­но­вил­ся.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  К опе­ра­ции Оли Ви­но­гра­до­вой на лёгких врачи го­то­ви­лись очень долго: это была со­вер­шен­но новая опе­ра­ция, по­доб­ных ко­то­рой на тот мо­мент в нашей стра­не никто не делал. Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 11.

2)  После опе­ра­ции Оле стало плохо, и врачи боль­ше двух не­дель не от­хо­ди­ли от неё, пока де­вуш­ке не стало лучше. Не­вер­но. Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 25.

3)  Удач­ный исход опе­ра­ции Оли ока­зал­ся во мно­гом слу­чай­но­стью, од­на­ко имен­но эта опе­ра­ция по­ло­жи­ла на­ча­ло раз­ви­тию лёгоч­ной хи­рур­гии в кли­ни­ке Н. Н. Пет­ро­ва. Не­вер­но. Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 30.

4)  Рас­сказ­чик, не скры­вая эмо­ций, вспо­ми­на­ет о том, на­сколь­ко он со сво­и­ми ас­си­стен­та­ми был увлечён ра­бо­той, по­ис­ком пра­виль­но­го ре­ше­ния. Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 17−19.

5)  Оля, ока­зав­шись в кли­ни­ке, уже чув­ство­ва­ла при­лив сил, ко­то­рый ей да­ва­ла на­деж­да на дол­го­ждан­ное из­ле­че­ние, од­на­ко по-на­сто­я­ще­му счаст­ли­ва она стала уже после опе­ра­ции, когда ор­га­низм почти пол­но­стью вос­ста­но­вил­ся. Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 8−9, 38.

 

Ответ: 145.

Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ:
1
Тип 23 № 43741
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Рас­сказ­чик не пом­нит точ­ную дату опе­ра­ции на лёгких, ко­то­рую про­ве­ли Оле Ви­но­гра­до­вой, по­сколь­ку таких тяжёлых боль­ных, как Оля, в по­сле­ду­ю­щие годы в боль­ни­це зна­чи­тель­но при­ба­ви­лось.

2)  По­ми­мо того, что врачи сами тща­тель­но го­то­ви­лись к опе­ра­ции Оли Ви­но­гра­до­вой, они не менее тща­тель­но го­то­ви­ли саму Олю к этой опе­ра­ции, чтобы укре­пить её ор­га­низм.

3)  По­сле­опе­ра­ци­он­ный пе­ри­од, как пра­ви­ло, тоже яв­ля­ет­ся очень важ­ным эта­пом: часто в это время про­ис­хо­дит зна­чи­тель­ное ухуд­ше­ние со­сто­я­ния па­ци­ен­та, по­это­му не­об­хо­ди­мо не те­рять бди­тель­но­сти.

4)  Ни у врача, ни у его ас­си­стен­тов не было опыта ухода за та­ки­ми по­сле­опе­ра­ци­он­ны­ми боль­ны­ми, как Оля, по­сколь­ку про­ведённая опе­ра­ция была пер­вой в нашей стра­не.

5)  После опе­ра­ции Оля быст­ро вос­ста­но­ви­лась, но ещё долго чув­ство­ва­ла себя по­дав­лен­но и рас­те­рян­но.


2
Тип 24 № 43715
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся оши­боч­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 9 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 8.

2)  В пред­ло­же­нии 14 пред­став­ле­но опи­са­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 20, 21 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 24 пред­став­ле­но опи­са­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 33−34 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.


3
Тип 25 № 43716
i

Из пред­ло­же­ний 12−18 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 43717
i

Среди пред­ло­же­ний 28−32 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. За­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д28 № 43718
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22–25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«В книге «Серд­це хи­рур­га», ос­но­ван­ной на вос­по­ми­на­ни­ях, автор рас­ска­зы­ва­ет о себе, своих па­ци­ен­тах и их успеш­ном и не­успеш­ном ле­че­нии  — и всё это тесно пе­ре­пле­та­ет­ся в еди­ном по­то­ке по­вест­во­ва­ния, как в самой жизни. Ф. Г. Углов ис­поль­зу­ет мно­же­ство средств ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти. В част­но­сти, для пе­ре­да­чи жи­во­го вза­и­мо­дей­ствия ге­ро­ев он ис­поль­зу­ет такую форму речи, как (А)______ (пред­ло­же­ния 2−7, 39−41). Кроме того, стоит от­ме­тить такой приём, как (Б)______ («бегом» в пред­ло­же­нии 36), такое син­так­си­че­ское сред­ство, как (В)______ (пред­ло­же­ния 20, 24, 43), а также такое лек­си­че­ское сред­ство, как (Г)______ («ошиб­ка», «оплош­ность» в пред­ло­же­нии 12)».

 

Спи­сок тер­ми­нов

1)  уста­рев­шая лек­си­ка

2)  ме­то­ни­мия

3)  ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

4)  диа­лог

5)  срав­ни­тель­ный обо­рот

6)  си­но­ни­мы

7)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

8)  мо­но­лог

9)  лек­си­че­ский по­втор

 

Ответ:

AБВГ

6
Тип Д27 C27 № 43719
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.