Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

В тео­рии ди­ри­жи­ро­ва­ния глав­ным сред­ством управ­ле­ния тра­ди­ци­он­но при­ня­то счи­тать дви­же­ния рук  — же­сти­ку­ля­цию (Л. М. Ан­дре­ева, М. М. Баг­ри­нов­ский, Л. А. Без­бо­ро­до­ва, Ю. П. Бо­ри­сов, Э. Кан, М. Ф. Ко­лес­са, Н. А. Маль­ко, И. А. Мусин, К. А. Оль­хов), более того, су­ще­ству­ет мне­ние, что дирижёрское ру­ко­вод­ство ис­пол­не­ни­ем осу­ществ­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но с по­мо­щью «ма­ну­аль­ной тех­ни­ки».

С этим взгля­дом труд­но со­гла­сить­ся, тем более что у мно­гих ав­то­ров можно найти от­дель­ные вы­ска­зы­ва­ния, из со­дер­жа­ния ко­то­рых ста­но­вит­ся ясно, что управ­ле­ние ис­пол­не­ни­ем в дей­стви­тель­но­сти не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко ма­ну­аль­ны­ми сред­ства­ми.

Так, Л. С. Си­дель­ни­ков счи­та­ет, что для управ­ле­ния ор­кест­ром <…> дви­же­ний рук не­об­хо­ди­мы вы­ра­зи­тель­ная ми­ми­ка и свя­зан­ные с му­зы­кой дви­же­ния кор­пу­са. С. А. Ка­зач­ков ча­стя­ми дирижёрско­го ап­па­ра­та на­зы­ва­ет руки, лицо, кор­пус (го­ло­ву, торс, ноги); А. П. Ко­га­де­ев  — кор­пус, го­ло­ву, руки, ноги, ми­ми­ку, глаза, ар­ти­ку­ля­ци­он­ный ап­па­рат (в таком по­ряд­ке у ав­то­ра  — Н. С.); Л. М. Ан­дре­ева и Л. А. Без­бо­ро­до­ва  — руки, го­ло­ву (лицо, глаза), кор­пус (грудь, плечи), ноги. И. А. Мусин, мне­ние ко­то­ро­го о ру­ко­вод­стве ис­пол­не­ни­ем как «ис­клю­чи­тель­но ма­ну­аль­ном» мы при­ве­ли выше, тем не менее пишет, что «ма­ну­аль­ная тех­ни­ка  — не един­ствен­ное сред­ство, с по­мо­щью ко­то­ро­го дирижёр во­пло­ща­ет со­дер­жа­ние му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния», что «для дирижёра да­ле­ко не без­раз­лич­ны ми­ми­ка, по­ло­же­ние кор­пу­са, го­ло­вы и даже ног».

В тео­рии не­вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции и не­вер­баль­ной се­ми­о­ти­ки со­во­куп­ность средств, о ко­то­рых идёт речь в дан­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях, опре­де­ля­ет­ся как «не­вер­баль­ное по­ве­де­ние»: «Жесты, ми­ми­ка, позы, ин­то­на­ция  — это це­лост­ная под­струк­ту­ра не­вер­баль­но­го по­ве­де­ния, наделённого ди­на­мич­но­стью, из­мен­чи­во­стью и в то же время кон­стант­но­стью, мно­го­знач­но­стью и од­но­вре­мен­но ёмкой од­но­знач­но­стью».

(По Н. А. Со­бо­ле­вой)

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те пред­лог со зна­че­ни­ем вклю­че­ния/ис­клю­че­ния, ко­то­рый дол­жен сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. За­пи­ши­те этот пред­лог.