Прочитайте текст и выполните задания 23−27.
(1) Наш взвод форсировал по мелководью речку Висло́ку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов и закрепился на задах её, за старым запущенным парком. (2) Здесь мы сначала выкопали щели, ячейки для пулемётов, затем соединили их вместе — и получилась траншея. (3) По ту и другую сторону головной аллеи парка, обсаженной серебристыми тополями вперемежку с ясенями и ореховыми деревьями, стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора. (4) В усадьбе мы обжились и начали искать занятия. (5) И нашли их. (6) Пожилой связист, мой напарник, чинил в конюшне хомуты и сбрую. (7) Бронебойщик стеклил окна в пристройке. (8) А младший лейтенант, наш взводный, вечерами играл на рояле в панском доме непонятную музыку. (9) «Рахманинова играл», — сказал нам один узбек из пополнения.
(10) Пополнение это, разное по годам и боевым качествам, прибыло спустя неделю после нашего житья в панской усадьбе, и мы поняли: райские эти кущи скоро придётся покидать, наступать надо будет. (11) Между тем немец тоже не дремал и подтягивал резервы, потому что обстрел переднего края всё усиливался, и многие деревья, да и панский дом были уже повреждены снарядами и минами.
(12) При обстреле усадьбы пострадали не только дом и деревья, по и боги с богинями. (13) Особенно досталось одной богине. (14) Она стояла в углублении парка, над каменной беседкой, увитой плющом. (15) Богиня уже вся была издолблена осколками и казалась раненной в живое тело.
(16) Узбек, прибывший с пополнением, по фамилии Абдрашитов, в свободное от дежурства время всё ходил по аллее, всё смотрел на богов и богинь. (17)Глаза его, и без того задумчивые, покрывались мглистою тоской. (18) Особенно подолгу тосковал он у той богини, что казалась раненой, и глядел, глядел на неё, Венерой называл, женщиной любви и радости именовал и читал стихи какие-то на русском и узбекском языках.
(19) По окопам прошёл слух, будто Абдрашитов принялся ремонтировать скульптуру. (20) Ходили удостовериться — правда, ползает на карачках Абдрашитов, собирает гипсовые осколки, очищает их от грязи носовым платком и на столике в беседке подбирает один к одному. (21) Удивились солдаты и примолкли.
(22)Три дня мы не видели Абдрашитова. (23) Стреляли в эти дни фашисты много, тревожно было на передовой — ждали контратаки немцев, готовившихся прогнать нас обратно за речку Вислоку и очистить плацдарм. (24) Часто рвалась связь, и работы у нас было невпроворот. (25) По заведённому порядку, если связь рвалась, мы, связисты с передовой, должны были исправлять её под огнём.
(26) Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова. (27) Маленький, с неумело обёрнутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на моё бойкое «Салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» (28) Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. (29)Он был с серыми запавшими щеками и тоже с высоко закрученными обмотками. (30) Ходил поляк, опираясь на суковатую ореховую палку, и что-то громко и сердито говорил Абдрашитову, тыкая этой палкой в нагих подбитых богинь. (31) Раненую богиню Абдрашитов и поляк починили. (32) Замазали раны на ней нечистым гипсом.
(33)В дождливое утро ударили наши орудия — началась артподготовка, закачалась земля под ногами, посыпались последние плоды с деревьев в парке, и лист закружило вверху. (34)Командир взвода приказал мне сматывать связь и следовать в атаку. (35) Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли оборвались: богиня Венера стояла без головы, и руки у неё были оторваны, а возле забросанного землёй фонтана лежали Абдрашитов и поляк, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. (36) Оба они были убиты. (37) Лежало на боку ведёрко, и вывалилось из него серое тесто гипса, валялась отбитая голова богини. (38) Стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. (39) А у ног её лежали два человека, пытавшихся исцелить побитую красоту.
(По В. П. Астафьеву*)
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Как проявляется беспощадность войны?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
(Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
PDF-версии: 