Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Краткая теория
Материалы, выдаваемые на экзамене, смотрите здесь

Пунктограмма №3. Тире в неполном предложении

Тире в не­пол­ном пред­ло­же­нии. Пунк­то­грам­ма №3.

 

Не­пол­ны­ми на­зы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­пу­щен член пред­ло­же­ния, не­об­хо­ди­мый для пол­но­ты стро­е­ния и зна­че­ния. От­сут­ству­ю­щие члены могут быть вос­ста­нов­ле­ны из кон­тек­ста.

За­ме­тим, что про­пу­щен­ны­ми могут быть как глав­ные, так и вто­ро­сте­пен­ные члены. По­дроб­нее: «Не­пол­ные пред­ло­же­ния»

 

Тире ста­вит­ся в не­пол­ном пред­ло­же­нии, когда про­пу­щен­ный член (обыч­но ска­зу­е­мое) вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из тек­ста са­мо­го пред­ло­же­ния и в месте про­пус­ка де­ла­ет­ся пауза.

Пункт. п. №3-1

  

При от­сут­ствии паузы тире может не ста­вить­ся: Алёша смот­рел на них, а они на него.

 

Тире ста­вит­ся в од­но­тип­но по­стро­ен­ных ча­стях слож­но­го пред­ло­же­ния при про­пус­ке ка­ко­го-ни­будь члена или даже без про­пус­ка.

Пункт. п. №3-2

  

 

 

Тире ста­вит­ся при на­ли­чии паузы в так на­зы­ва­е­мых эл­лип­ти­че­ских пред­ло­же­ни­ях (са­мо­сто­я­тель­но упо­треб­ля­е­мых пред­ло­же­ни­ях с от­сут­ству­ю­щим ска­зу­е­мым). Обыч­но оно ста­вит­ся в од­но­тип­но по­стро­ен­ных ча­стях пред­ло­же­ния.

Пункт. п. №3-3

  

 

Тире ста­вит­ся в не­пол­ных (эл­лип­ти­че­ских) пред­ло­же­ни­ях осо­бой струк­ту­ры, ос­но­ву ко­то­рых об­ра­зу­ют два су­ще­стви­тель­ных — в да­тель­ном и ви­ни­тель­ном па­де­жах, без под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, с чет­ким ин­то­на­ци­он­ным де­ле­ни­ем на две части. Обыч­но такие пред­ло­же­ния ис­поль­зу­ют­ся в ка­че­стве ло­зун­гов и га­зет­ных за­го­лов­ков.

Пункт. п. №3-4

  

 

Тире ста­вит­ся в рас­чле­нен­ных (дву­член­ных) за­го­лов­ках, пред­став­ля­ю­щих собой не­пол­ные без­гла­голь­ные пред­ло­же­ния,

по­стро­ен­ные по фор­му­лам: кто — чему, кто — куда, что — куда, что — как, что — где и т.п.

Пункт. п. №3-5