Краткая теория
Материалы, выдаваемые на экзамене, смотрите здесь

НЕ­ПОЛ­НОЕ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЕ

 

По на­ли­чию или от­сут­ствию не­об­хо­ди­мых чле­нов пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют пол­ные и не­пол­ные про­стые пред­ло­же­ния.

Пол­ные пред­ло­же­ния — это такие про­стые пред­ло­же­ния, в ко­то­рых есть все члены, не­об­хо­ди­мые для смыс­ло­вой пол­но­ты пред­ло­же­ния: Я читаю ин­те­рес­ную книгу. Ска­зу­е­мое со­гла­су­ет­ся с под­ле­жа­щим и управ­ля­ет до­пол­не­ни­ем, опре­де­ле­ние «ин­те­рес­ную» со­гла­су­ет­ся с до­пол­не­ни­ем «книгу». В ре­зуль­та­те об­ра­зу­ет­ся не­пре­рыв­ная це­поч­ка свя­зей между сло­ва­ми.

Срав­ним:

— Какую книгу ты чи­та­ешь?

— Ин­те­рес­ную.

Ответ на во­прос яв­ля­ет­ся не­пол­ным пред­ло­же­ни­ем, так как в нём есть не все зве­нья це­поч­ки слов, хотя ответ

по­ня­тен из кон­тек­ста (язы­ко­во­го окру­же­ния). Опре­де­ле­ние «ин­те­рес­ную» тре­бу­ет звена «книгу», слово «книгу» тре­бу­ет управ­ля­ю­ще­го гла­го­ла, а гла­гол своим лич­ным окон­ча­ни­ем под­ска­зы­ва­ет звено «я».

 

Не­пол­ны­ми на­зы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­пу­щен член пред­ло­же­ния, не­об­хо­ди­мый для пол­но­ты стро­е­ния и зна­че­ния. От­сут­ству­ю­щие члены могут быть вос­ста­нов­ле­ны из кон­тек­ста. За­ме­тим, что про­пу­щен­ны­ми могут быть как глав­ные, так и вто­ро­сте­пен­ные члены.

 

Не­пол­ные пред­ло­же­ния часто встре­ча­ют­ся в диа­ло­ге; пред­ло­же­ние-ответ не по­вто­ря­ет слова из пред­ло­же­ния-во­про­са, смысл по­ня­тен из си­ту­а­ции.

  1. — Смот­ри­те, смот­ри­те: летит! — за­кри­чал вдруг Пав­лик.

    — Где летит? Кто?

    — Да Уточ­кин же!

    Петя со­всем забыл, что имен­но на се­год­ня был на­зна­чен так долго ожи­да­е­мый перелёт Уточ­ки­на из Одес­сы в До­фи­нов­ку.

  2. На дру­гой день де­воч­ка про­сы­па­ет­ся чуть свет и пре­жде всего спра­ши­ва­ет:

    — А что же слон? Он пришёл?

    Пришёл, — от­ве­ча­ет мама.

    — А он смеш­ной?

    Не­множ­ко.

  3. Чув­ству­е­те вы те­перь боль?

    — Те­перь очень не­боль­шую.

  4. — Ска­жи­те, по­жа­луй­ста, когда придёт поезд?

    — Через 15 минут.

 

Не­пол­ным может быть про­стое пред­ло­же­ние при усло­вии про­пус­ка вто­ро­сте­пен­ных чле­нов, когда грам­ма­ти­че­ская форма име­ю­щих­ся чле­нов ука­зы­ва­ет на этот про­пуск. На­при­мер, в тек­сте: Первую вещь я играл еще с вол­не­ни­ем, вто­рую — почти спра­вясь с ним, тре­тью — под­дав­шись на­по­ру но­во­го и не­пред­ви­ден­но­го — формы чис­ли­тель­ных «вто­рую», «тре­тью» ука­зы­ва­ют на со­гла­со­ва­ние с от­сут­ству­ю­щим су­ще­стви­тель­ным в ви­ни­тель­ном па­де­же («вещь»); кроме того, ока­за­лось воз­мож­ным опу­стить и дру­гие зве­нья, из­вест­ные из кон­тек­ста («играл») и оста­вить в на­ли­чии лишь вновь упо­треб­ля­е­мые сло­во­фор­мы, т.е. те, ко­то­рые имеют ком­му­ни­ка­тив­ную зна­чи­мость.

 

Не­пол­ным пред­ло­же­ни­ем может быть вто­рая часть слож­но­го пред­ло­же­ния:

[Алёша смот­рел на них], а [они — на него]. — опу­ще­но ска­зу­е­мое во вто­рой части слож­но­го пред­ло­же­ния.

(Если он хочет меня ви­деть), [то по­до­ждёт] — опу­ще­ны под­ле­жа­щее «он» и до­пол­не­ние «меня».

[Вы по­лу­чи­ли пись­ма], а [я не по­лу­чил]. — опу­ще­но до­пол­не­ние «пись­ма» («их»).

[Они смот­ре­ли друг на друга]; [Рай­ский — с хо­лод­ным лю­бо­пыт­ством], [она — с дерз­ким тор­же­ством, свер­кая сме­ю­щи­ми­ся гла­за­ми]. Сло­во­фор­мы «с хо­лод­ным лю­бо­пыт­ством», «с дерз­ким тор­же­ством» и де­е­при­част­ный обо­рот «свер­кая сме­ю­щи­ми­ся гла­за­ми» об­на­ру­жи­ва­ют грам­ма­ти­че­скую связь с гла­го­лом, в дан­ном пред­ло­же­нии сло­вес­но не пред­став­лен­ным (его син­так­си­че­ское место оста­лось сво­бод­ным). Про­пуск ока­зал­ся воз­мож­ным по усло­ви­ям кон­тек­ста: в пер­вой части слож­но­го пред­ло­же­ния гла­гол пред­став­лен сло­вес­но.

 

Среди лек­си­че­ски не­пол­ных пред­ло­же­ний осо­бую груп­пу со­став­ля­ют пред­ло­же­ния с ну­ле­вым пре­ди­ка­том (ска­зу­е­мым), обо­зна­ча­ю­щим ме­сто­по­ло­же­ние пред­ме­та в про­стран­стве и вре­ме­ни (так на­зы­ва­е­мые эл­лип­ти­че­ские пред­ло­же­ния, в ко­то­рых, как пра­ви­ло, име­ет­ся два ком­по­нен­та — об­сто­я­тель­ствен­ный и под­ле­жащ­ный):

За шоссе — бе­ре­зо­вый лесок;

На дворе — один­на­дцать ло­ша­дей, а на стой­ле — сивый же­ре­бец, злой, тя­же­лый, гри­ва­стый, гру­да­стый;

Впе­ре­ди — пу­стын­ный сен­тябрь­ский день. Впе­ре­ди — за­те­рян­ность в этом огром­ной мире па­ху­чей лист­вы, трав, осен­не­го увя­да­ния, за­тиш­ли­вых вод, об­ла­ков, низ­ко­го неба.

От­сут­ству­ю­щий член пред­ло­же­ния здесь не толь­ко не упо­ми­на­ет­ся в пред­ше­ству­ю­щем кон­тек­сте, но и во­об­ще труд­но вос­про­из­во­дим лек­си­че­ски.

Раз­гра­ни­че­ние од­но­со­став­ных и дву­со­став­ных не­пол­ных пред­ло­же­ний

При раз­бо­ре од­но­со­став­ных пред­ло­же­ний уча­щи­е­ся часто до­пус­ка­ют раз­лич­ные ошиб­ки.

Ряд оши­бок свя­зан с не­об­хо­ди­мо­стью раз­гра­ни­че­ния од­но­со­став­ных и дву­со­став­ных не­пол­ных пред­ло­же­ний.

Опре­делённо-лич­ное пред­ло­же­ние мы ди­а­гно­сти­ру­ем по форме глав­но­го члена: ска­зу­е­мое в нём вы­ра­же­но гла­го­лом в форме 1 и 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния (в на­сто­я­щем и в бу­ду­щем вре­ме­ни), и в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии; про­из­во­ди­тель дей­ствия опре­делён и может быть на­зван лич­ны­ми ме­сто­име­ни­я­ми 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Иду, иду, а до леса никак не дойду.

Осо­бен­ность гла­голь­ных форм с мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком 1 и 2 лица за­клю­ча­ет­ся в том, что каж­дая из этих форм может «об­слу­жи­вать» одно-един­ствен­ное под­ле­жа­щее: форма с окон­ча­ни­ем -у (ид-у) – ме­сто­име­ние я, форма с окон­ча­ние -ешь/-ишь (ид-ешь) –ме­сто­име­ние ты, форма с -ем/-им (ид-ем) – ме­сто­име­ние мы, форма с -ете/-ите (ид-ете) – ме­сто­име­ние вы. Формы 1 и 2 лица по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния также од­но­знач­но ука­зы­ва­ют на лицо, яв­ля­ю­ще­е­ся про­из­во­ди­те­лем дей­ствия.

По­сколь­ку мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак лица пред­став­лен у гла­го­ла толь­ко в ука­зан­ных фор­мах, пред­ло­же­ния ана­ло­гич­но­го зна­че­ния со ска­зу­е­мым-гла­го­лом в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния и услов­но­го на­кло­не­ния: счи­та­ют­ся дву­со­став­ны­ми не­пол­ны­ми, на­при­мер:

Шёл, шёл, но до леса так и не дошёл.

В этом пред­ло­же­нии форма ска­зу­е­мо­го никак не ука­зы­ва­ет на про­из­во­ди­те­ля дей­ствия.

Даже если из преды­ду­ще­го кон­тек­ста ясно, что про­из­во­ди­те­лем дей­ствия яв­ля­ет­ся го­во­ря­щий (го­во­ря­щие) или слу­ша­ю­щий (слу­ша­ю­щие), пред­ло­же­ния или части слож­но­го пред­ло­же­ния без под­ле­жа­ще­го со ска­зу­е­мым в про­шед­шем вре­ме­ни или в услов­ном на­кло­не­нии долж­ны быть оха­рак­те­ри­зо­ва­ны как дву­со­став­ные не­пол­ные, по­сколь­ку ин­фор­ма­ция о про­из­во­ди­те­ле дей­ствия из­вле­ка­ет­ся не из са­мо­го пред­ло­же­ния, а из пред­ше­ству­ю­ще­го кон­тек­ста, что, соб­ствен­но го­во­ря, и яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем не­пол­но­ты пред­ло­же­ния или его части; см. , на­при­мер, вто­рую часть слож­но­го пред­ло­же­ния:

[Я бы тебе помог], (если бы знал как).

В не­опре­делённо-лич­ных пред­ло­же­ни­ях глав­ный член вы­ра­жа­ет­ся гла­го­лом в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа (на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни в изъ­яви­тель­ном на­кло­не­нии и в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии), фор­мой мно­же­ствен­но­го числа про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния или ана­ло­гич­ной фор­мой услов­но­го на­кло­не­ния гла­го­ла. Про­из­во­ди­тель дей­ствия в этих пред­ло­же­ни­ях не­из­ве­стен или не­ва­жен:

Тебе зво­нят / зво­ни­ли / пусть зво­нят / зво­ни­ли бы.

Не яв­ля­ют­ся не­опре­делённо-лич­ны­ми такие пред­ло­же­ния без под­ле­жа­ще­го со ска­зу­е­мым в ука­зан­ных фор­мах, в ко­то­ром про­из­во­ди­тель дей­ствия из­ве­стен из преды­ду­ще­го кон­тек­ста; см., на­при­мер, вто­рое пред­ло­же­ние в сле­ду­ю­щем кон­тек­сте:

Мы вышли из лесу и по­пы­та­лись сори­ен­ти­ро­вать­ся на мест­но­сти. Потом пошли по тро­пин­ке впра­во.

Такие пред­ло­же­ния также яв­ля­ют­ся дву­со­став­ны­ми не­пол­ны­ми.

Таким об­ра­зом, при ха­рак­те­ри­за­ции пред­ло­же­ния как од­но­со­став­но­го опре­делённо-лич­но­го не­об­хо­ди­мо пом­нить об огра­ни­че­ни­ях на форму ска­зу­е­мо­го, при ди­а­гно­сти­ро­ва­нии пред­ло­же­ния как не­опре­делённо-лич­но­го не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать также и зна­че­ние — ука­за­ние на то, что про­из­во­ди­тель дей­ствия не­из­ве­стен.

 

При всём этом од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния могут быть не­пол­ны­ми:

На­при­мер:

— А как звать тебя?

— Вла­сом!

Пер­вое пред­ло­же­ние (ин­фи­ни­тив­ное, од­но­со­став­ное) — пол­ное. Вто­рое пред­ло­же­ние (тоже ин­фи­ни­тив­ное), но не­пол­ное, его пол­ная вер­сия  — «Меня звать Вла­сом».