Краткая теория
Материалы, выдаваемые на экзамене, смотрите здесь

8.2. На­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем.

ВВЕ­ДЕ­НИЕ.

При­ло­же­ние — это опре­де­ле­ние, вы­ра­жен­ное име­нем су­ще­стви­тель­ным, сто­я­щим в том же па­де­же (то есть СО­ГЛА­СО­ВАН­НЫЕ), что и опре­де­ля­е­мое слово. Ха­рак­те­ри­зуя пред­мет, при­ло­же­ние дает ему дру­гое на­зва­ние и утвер­жда­ет на­ли­чие у него ка­ко­го-либо до­пол­ни­тель­но­го при­зна­ка. При­ло­же­ния могут от­но­сить­ся к лю­бо­му члену пред­ло­же­ния, вы­ра­жен­но­му име­нем су­ще­стви­тель­ным, лич­ным ме­сто­име­ни­ем, суб­стан­ти­ви­ро­ван­ным при­ча­сти­ем и при­ла­га­тель­ным, а также чис­ли­тель­ным. На­при­мер: Так и жил Ми­ха­ил Вла­сов, сле­сарь, во­ло­са­тый, угрю­мый, с ма­лень­ки­ми глаз­ка­ми (М. Г.); Это была она, пе­тер­гоф­ская не­зна­ком­ка (Пауст.); Пер­во­му, стар­ше­му из всех, Феде, вы бы дали лет че­тыр­на­дцать (Т.); Мать ехала с отцом со стан­ции Си­вер­ской, а мы, дети, вы­еха­ли им нав­стре­чу (Наб.).

 

При­ме­ча­ние: Имена соб­ствен­ные—на­зва­ния, упо­треб­лен­ные в пе­ре­нос­ном смыс­ле (на пись­ме за­клю­чен­ные в ка­выч­ки) также яв­ля­ют­ся при­ло­же­ни­я­ми, их на­зы­ва­ют НЕ­СО­ГЛА­СО­ВАН­НЫ­МИ в от­ли­чие от СО­ГЛА­СО­ВАН­НЫХ.

Также очень часто яв­ля­ют­ся при­ло­же­ни­я­ми имена соб­ствен­ные, на­пи­сан­ные без ка­вы­чек.

 

Не яв­ля­ют­ся при­ло­же­ни­я­ми (хотя по форме связи на­по­ми­на­ют их) ком­по­нен­ты не­ко­то­рых видов слож­ных слов: а) слож­ных слов, пред­став­ля­ю­щих собой тер­ми­ны (диван-кро­вать, кран-балка, роман-га­зе­та, музей-квар­ти­ра, изба-чи­таль­ня), б) слож­ных слов, ча­стью ко­то­рых яв­ля­ют­ся оце­ноч­ные слова (жар-птица, па­инь­ка-маль­чик, бой-баба, горе-ру­ко­во­ди­тель, чудо-рыба).

 

НЕ­СО­ГЛА­СО­ВАН­НЫЕ ПРИ­ЛО­ЖЕ­НИЯ, вы­ра­жен­ные услов­ным на­име­но­ва­ни­ем.

8.2.1. Имена соб­ствен­ные—на­зва­ния, упо­треб­лен­ные в пе­ре­нос­ном смыс­ле (на пись­ме за­клю­чен­ные в ка­выч­ки), все­гда яв­ля­ют­ся при­ло­же­ни­я­ми, если от­но­сят­ся к опре­де­ля­е­мо­му слову, и стоят в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа, не­за­ви­си­мо от па­деж­ной формы опре­де­ля­е­мо­го слова. На­при­мер: В числе се­ми­сот мат­ро­сов, вы­са­див­ших­ся с бро­не­нос­ца «По­тем­кин» на ру­мын­ский берег, был Ро­ди­он Жуков (Кат.); Во время ис­пы­та­ния тан­ке­ра «Ле­нин­град» су­до­стро­и­те­ли спу­сти­ли на воду еще одно такое же судно - «Клай­пе­да». Имен­но такой тип при­ло­же­ний при­сут­ству­ет в за­да­ни­ях ЕГЭ. Об­ра­ти­те вни­ма­ние: как толь­ко из пред­ло­же­ния «ухо­дит» ОПРЕ­ДЕ­ЛЯ­Е­МОЕ слово (то есть книга, жур­нал, кар­ти­на, пьеса, ста­тья, ав­то­мо­биль, па­ро­ход и так далее), ИМЯ СОБ­СТВЕН­НОЕ пе­ре­стаёт быть при­ло­же­ни­ем, срав­ни­те: ис­то­рия ро­ма­на «Ев­ге­ний Оне­гин»—ис­то­рия со­зда­ния «Ев­ге­ния Оне­ги­на»; Ма­ле­вич вы­пол­нил не­сколь­ко копий «Чер­но­го квад­ра­та»—Кар­ти­на Ка­зи­ми­ра Ма­ле­ви­ча «Чёрный квад­рат» со­зда­на в 1915 году.

 

8.2.2 Если же речь идёт о ПРИ­ЛО­ЖЕ­НИИ −имени соб­ствен­ном, но на­пи­сан­ном без ка­вы­чек, то су­ще­ству­ет очень длин­ный ряд пра­вил, ре­гу­ли­ру­ю­щих их на­пи­са­ние. Одни груп­пы имён соб­ствен­ных со­гла­су­ют­ся с опре­де­ля­е­мым сло­вом, дру­гие не со­гла­су­ют­ся. К сча­стью, таких за­да­ний на ЕГЭ (во вся­ком слу­чае, до 2016 года) не встре­ча­лось.

Сле­дуя этим пра­ви­лам, сле­ду­ет пи­сать, к при­ме­ру,

-на пла­не­те Марс (а не Марсе);

-на озере Бай­кал (а не Бай­ка­ле);

-за горой Эль­брус (а не Эль­бру­сом).

-на реке Ганг (не Ганге), но на Москве-реке (не Москва-реке).

Пол­ную ин­фор­ма­цию о на­пи­са­ни­ях по­доб­ных при­ло­же­ний можно по­лу­чить, про­чи­тав любое из по­со­бий Дит­ма­ра Ро­зен­та­ля, по­свящённое во­про­сам сти­ли­сти­ки и ли­те­ра­тур­ной прав­ке.