Краткая теория
Материалы, выдаваемые на экзамене, смотрите здесь

8.6. ОШИБ­КА В ПО­СТРО­Е­НИИ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕ­НА­МИ

ВВЕ­ДЕ­НИЕ.

Од­но­род­ны­ми на­зы­ва­ют­ся члены пред­ло­же­ния, вы­пол­ня­ю­щие оди­на­ко­вую син­так­си­че­скую функ­цию, объ­единённые оди­на­ко­вым от­но­ше­ни­ем к од­но­му и тому же члену пред­ло­же­ния, свя­зан­ные между собой со­чи­ни­тель­ной свя­зью. Од­но­род­ны­ми могут быть как глав­ные, так и вто­ро­сте­пен­ные члены: под­ле­жа­щие, ска­зу­е­мые, до­пол­не­ния, опре­де­ле­ния, об­сто­я­тель­ства. На­при­мер, од­но­род­ны­ми будут опре­де­ле­ния «новый, сверх­мощ­ный ком­пью­тер» по от­но­ше­нию к слову «ком­пью­тер»; об­сто­я­тель­ства «изоб­ра­жа­ли кра­соч­но, но нечётко» по от­но­ше­нию к «изоб­ра­жа­ли».

 

Ре­ко­мен­да­ция от РЕ­ШУ­ЕГЭ: перед на­ча­лом ра­бо­ты с этой ча­стью за­да­ния 7 на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ем про­ре­шать за­да­ние 15 и изу­чить пра­ви­ла к нему.

 

→От­крыть пра­ви­ла "Знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных чле­нах и в ССП"

 

ТИПЫ ОШИ­БОК, ДО­ПУС­КА­Е­МЫХ ПРИ УПО­ТРЕБ­ЛЕ­НИИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НОВ

8.6.1 Од­но­род­ные ска­зу­е­мые имеют одно и то же за­ви­си­мое до­пол­не­ние.

Пра­ви­ло: При нор­маль­ном, пра­виль­ном стро­е­нии пред­ло­же­ния от каж­до­го из двух од­но­род­ных ска­зу­е­мых (пер­во­го и вто­ро­го) ста­вит­ся ОДИН ОБЩИЙ во­прос к об­ще­му до­пол­не­нию, на­при­мер:

Ре­бя­та увле­ка­ют­ся (чем?) и за­ни­ма­ют­ся (чем?) спор­том; Герои рас­ска­за вспо­ми­на­ют (о чём?) и де­лят­ся впе­чат­ле­ни­я­ми (о чём?) о годах юно­сти.

 

Ошиб­ка воз­ни­ка­ет, если от каж­до­го из ска­зу­е­мых задаётся РАЗ­НЫЙ во­прос к ОБ­ЩЕ­МУ до­пол­не­нию.

 

При­мер 1: Я люблю (кого? что?) и вос­хи­ща­юсь (кем? чем) своим отцом.

Ска­зу­е­мые «люблю» и «вос­хи­ща­юсь» имеют одно за­ви­си­мое слово «отцом», ко­то­рое стоит в тво­ри­тель­ном па­де­же. По­лу­чи­лось, что до­пол­не­ние «отцом» верно под­чи­ни­лось лишь вто­ро­му ска­зу­е­мо­му, так как гла­гол «люблю» тре­бу­ет от до­пол­не­ния ви­ни­тель­но­го (люблю кого? что? отца ), сле­до­ва­тель­но, дан­ное пред­ло­же­ние по­стро­е­но не­вер­но. Чтобы пра­виль­но вы­ра­зить мысль, нужно из­ме­нить пред­ло­же­ние так, чтобы к каж­до­му ска­зу­е­мо­му было от­дель­ное, под­хо­дя­щее по па­де­жу до­пол­не­ние, на­при­мер, так: Я люблю сво­е­го отца и вос­хи­ща­юсь им.

 

При­мер 2: Герой рас­ска­за верил (во что? чему?) и стре­мил­ся ( к чему?) к своей мечте. Каж­дый из гла­го­лов тре­бу­ет своей формы до­пол­не­ния, общее слово по­до­брать не­воз­мож­но, по­это­му снова ме­ня­ем пред­ло­же­ние так, чтобы к каж­до­му ска­зу­е­мо­му было от­дель­ное, под­хо­дя­щее по па­де­жу до­пол­не­ние, на­при­мер, так: Герой рас­ска­за верил в свою мечту и стре­мил­ся к ней.

 

При­ме­ча­ние для учи­те­лей: дан­ный тип ошиб­ки от­но­сит­ся к ошиб­кам управ­ле­ния. В пись­мен­ных ра­бо­тах такая ошиб­ка обыч­но до­пус­ка­ет­ся уча­щи­ми­ся из-за не­вни­ма­тель­но­сти: пер­вое ска­зу­е­мое про­сто вы­пус­ка­ет­ся из виду, и ошиб­ка (при ука­за­нии на неё) легко ис­прав­ля­ет­ся. Го­раз­до серьёзнее про­бле­ма воз­ни­ка­ет там, где уче­ник не осознаёт, что от дан­но­го гла­го­ла не может быть по­став­лен тот или иной па­деж­ный во­прос в прин­ци­пе.

8.6.2 Од­но­род­ные члены свя­за­ны двой­ны­ми со­ю­за­ми не толь­ко..., но и...; если не..., то... и дру­ги­ми

.

 

Пра­ви­ло 1. В таких пред­ло­же­ни­ях нужно об­ра­щать вни­ма­ние на то, что части двой­но­го союза долж­ны со­еди­нять од­но­род­ные члены од­но­го ряда, на­при­мер: Нас вдох­но­ви­ли не столь­ко кра­соч­ные места этого ти­хо­го го­ро­да, сколь­ко ду­шев­ность его жи­те­лей. Сде­ла­ем схему пред­ло­же­ния: не столь­коО, сколь­ко О. Пер­вая часть двой­но­го союза: не столь­ко, на­хо­дит­ся перед пер­вым ОЧ, под­ле­жа­щим «места» (слово« кра­соч­ные» мы не при­ни­ма­ем во вни­ма­ние), вто­рая часть сколь­ко стоит перед вто­рым под­ле­жа­щим «ду­шев­ность».

Те­перь «сло­ма­ем» пред­ло­же­ние. Нас не столь­ко вдох­но­ви­ли кра­соч­ные места этого ти­хо­го го­ро­да, сколь­ко ду­шев­ность его жи­те­лей. Пер­вая часть союза те­перь от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му, а вто­рая к под­ле­жа­ще­му. Вот этом и за­клю­ча­ет­ся ошиб­ка дан­но­го типа.

 

Рас­смот­рим ещё при­ме­ры:

При­мер 1: Можно утвер­ждать, что на­стро­е­ние было глав­ным не толь­ко для со­зда­те­ля сти­хо­тво­ре­ния, но и для его чи­та­те­лей. Всё верно: каж­дая часть стоит перед ОЧ, в дан­ном при­ме­ре перед до­пол­не­ни­я­ми. Срав­ним с не­вер­но по­стро­ен­ным пред­ло­же­ни­ем: Можно утвер­ждать, что на­стро­е­ние было не толь­ко глав­ным для со­зда­те­ля сти­хо­тво­ре­ния, но и для его чи­та­те­лей. Части союза со­еди­ня­ют не од­но­род­ные члены, а ска­зу­е­мое и до­пол­не­ние.

 

Пра­ви­ло 2. Не­об­хо­ди­мо также пом­нить, что части двой­но­го союза яв­ля­ют­ся по­сто­ян­ны­ми, их нель­зя за­ме­нять дру­ги­ми сло­ва­ми. Так, оши­боч­ным будет пред­ло­же­ние Купцы Стро­га­но­вы не толь­ко ва­ри­ли соль, а также до­бы­ва­ли же­ле­зо и медь в своих зем­лях, так как союза не толь­ко.., а также нет. У союза «не толь­ко» вто­рая часть «но и », а не «также». Вер­ный ва­ри­ант этого пред­ло­же­ния будет таким: Купцы Стро­га­но­вы не толь­ко ва­ри­ли соль, но и до­бы­ва­ли же­ле­зо и медь в своих зем­лях

Вот так можно: (в скоб­ках при­ве­де­ны ва­ри­ан­ты вто­рой части).

1) не толь­ко ... но и (а и; но даже; а еще; а к тому же); не толь­ко не ... но (но ско­рее, ско­рее; на­про­тив, на­о­бо­рот); а не толь­ко; 2) не то что ... но (а; про­сто; даже, даже не); даже ... не то что; даже не ... не то что; даже не ... тем более не;

3) мало того ... еще и; мало того что ... еще и; мало того; более того, боль­ше того; хуже того; а то и.

 

8.6.3 В пред­ло­же­ния при од­но­род­ных чле­нах бы­ва­ет обоб­ща­ю­щее слово.

Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что все од­но­род­ные члены долж­ны сто­ять в том же па­де­же, в ко­то­ром стоит обоб­ща­ю­щее слово.

Грам­ма­ти­че­ски вер­ным будет пред­ло­же­ние: Я забыл обо всём: о тре­во­гах и пе­ча­лях, о бес­сон­ных ночах, о гру­сти и тоске. . Слово [обо] «всём» яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим, стоит в пред­лож­ном па­де­же. В таком же па­де­же стоят и все ОЧ.

Не­со­блю­де­ние этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем син­так­си­че­ской нормы: Вско­ре вель­мо­жа за­нял­ся осмот­ром при­несённых даров: луки-са­мо­стре­лы, со­бо­ля и укра­ше­ния.

В дан­ном пред­ло­же­нии обоб­ща­ю­щее слово «даров» стоит в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа, а все од­но­род­ные члены («луки са­мо­стре­лы, со­бо­ля и укра­ше­ния »)— в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа. Сле­до­ва­тель­но, дан­ное пред­ло­же­ние по­стро­е­но не­вер­но. Пра­виль­ный ва­ри­ант: Вско­ре вель­мо­жа за­нял­ся осмот­ром при­несённых даров: луков-са­мо­стре­лов, со­бо­лей и укра­ше­ний.

8.6.5 Ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­стве од­но­род­ных чле­нов раз­лич­ных син­так­си­че­ских эле­мен­тов пред­ло­же­ния

.

Су­ще­ству­ет стро­гая грам­ма­ти­че­ская норма, пред­пи­сы­ва­ю­щая, какие эле­мен­ты можно, а какие нель­зя объ­еди­нять в од­но­род­ные члены.

Пе­ре­чис­лим слу­чаи, при ко­то­рых эта норма на­ру­ша­ет­ся.

Если в пред­ло­же­нии объ­еди­ня­ют­ся в од­но­род­ные

 — форма имени су­ще­стви­тель­но­го и не­опре­делённой формы гла­го­ла: люблю шах­ма­ты и пла­вать, нра­вит­ся вы­ши­вать и ру­ко­де­лие, боюсь тем­но­ты и оста­вать­ся одной и ана­ло­гич­ные;

 — раз­ные форм имен­ной части ска­зу­е­мо­го: сест­ра была огор­че­на и встре­во­жен­ной, она была мо­ло­же и доб­рая и ана­ло­гич­ные;

 — при­част­ный обо­рот и при­да­точ­ное пред­ло­же­ние: Глав­ные герои по­ве­сти — это люди, не бо­я­щи­е­ся труд­но­стей и ко­то­рые все­гда верны сво­е­му слову; Мне не нра­вят­ся люди, ме­ня­ю­щие своё от­но­ше­ние и ко­то­рые это не скры­ва­ют.и ана­ло­гич­ные;

 — при­част­ный и де­е­при­част­ный обо­рот: Лю­бя­щие свою ра­бо­ту и стре­мясь хо­ро­шо её вы­пол­нить, стро­и­те­ли до­би­лись от­лич­ных ре­зуль­та­тов и ана­ло­гич­ные;

то это  — грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка. За­ме­тим, что такие на­ру­ше­ния встре­ча­ют­ся в пись­мен­ных ра­бо­тах очень часто, по­это­му, как и всё за­да­ние 7, эта часть имеет огром­ное прак­ти­че­ское зна­че­ние.

 

При­во­ди­мые ниже типы оши­бок встре­ча­лись в за­да­ни­ях до 2015 года.

8.6.4 При од­но­род­ных чле­нах могут быть ис­поль­зо­ва­ны раз­ные пред­ло­ги.

В одном ряду ОЧ при пе­ре­чис­ле­нии воз­мож­но ис­поль­зо­ва­ние пред­ло­гов, на­при­мер: За три пре­бы­ва­ния в Москве я по­бы­вал и в те­ат­ре, и на вы­став­ке ВДНХ, и на Крас­ной пло­ща­ди.Как видим, в дан­ном пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги в и на, и это верно. Ошиб­кой будет ис­поль­зо­вать один и тот же пред­лог ко всем сло­вам этого ряда: За три пре­бы­ва­ния в Москве я по­бы­вал и в те­ат­ре, и вы­став­ке ВДНХ, и Крас­ной пло­ща­ди. Нель­зя быть «в ВДНХ» и «в Крас­ной пло­ща­ди.» По­это­му пра­ви­ло зву­чит так: нель­зя ис­поль­зо­вать общий пред­лог ко всем чле­нам ряда, если по смыс­лу этот пред­лог не под­хо­дит хотя бы к од­но­му из ОЧ.

 

При­мер с ошиб­кой: Толпы людей были по­всю­ду: на ули­цах, пло­ща­дях, скве­рах. Перед сло­вом «скве­рах» не­об­хо­ди­мо до­ба­вить пред­лог «в,» так как это слово не упо­треб­ля­ет­ся с пред­ло­гом «на». Пра­виль­ный ва­ри­ант: Толпы людей были по­всю­ду: на ули­цах, пло­ща­дях, в скве­рах.

8.6.6 Со­еди­не­ние в одном ряду ви­до­вых и ро­до­вых по­ня­тий

На­при­мер, в пред­ло­же­нии : В па­ке­те ле­жа­ли апель­си­ны, сок, ба­на­ны, фрук­ты до­пу­ще­на ло­ги­че­ская ошиб­ка. «Апель­си­ны» и «ба­на­ны» яв­ля­ют­ся ви­до­вы­ми по­ня­ти­я­ми по от­но­ше­нию к слову «фрук­ты» (то есть общим), сле­до­ва­тель­но, не могут сто­ять с ним в одном ряду од­но­род­ных чле­нов. Пра­виль­ный ва­ри­ант: В па­ке­те ле­жа­ли сок и фрук­ты: ба­на­ны, апель­си­ны.

Ещё при­мер с ошиб­кой: На встре­чу с из­вест­ным ар­ти­стом при­шли и взрос­лые, и дети, и школь­ни­ки. Слова «дети» и «школь­ни­ки» нель­зя де­лать од­но­род­ны­ми.

8.6.7 Упо­треб­ле­ние в одном ряду од­но­род­ных чле­нов ло­ги­че­ски не­сов­ме­сти­мых по­ня­тий

На­при­мер, в пред­ло­же­нии Про­во­жа­ю­щие шли с сум­ка­ми и пе­чаль­ны­ми ли­ца­ми чув­ству­ет­ся ошиб­ка: не могут быть од­но­род­ны­ми «лица» и «сумки».

По­доб­ное на­ме­рен­ное на­ру­ше­ние может вы­сту­пать в ка­че­стве сти­ли­сти­че­ско­го приёма: Не спали толь­ко Маша, отоп­ле­ние и зима (К. Г. Па­у­стов­ский ). Когда мороз и ма­туш­ка поз­во­ля­ли вы­со­вы­вать нос из дома, Ни­ки­та ухо­дил бро­дить по двору один (А.Н. Тол­стой). Толь­ко если для ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния уров­ня Тол­сто­го или Че­хо­ва это до­пу­сти­мо (они же не на эк­за­ме­не, они могут шу­тить, иг­рать сло­ва­ми!), то ни в пись­мен­ных ра­бо­тах, ни в за­да­нии 7 такой юмор не будет оце­нен.