Краткая теория
Материалы, выдаваемые на экзамене, смотрите здесь

Пунк­то­грам­ма №20. ДВОЕ­ТО­ЧИЕ МЕЖДУ ЧА­СТЯ­МИ БЕС­СО­ЮЗ­НО­ГО СЛОЖ­НО­ГО ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

 

В бес­со­юз­ном слож­ном пред­ло­же­нии ста­вит­ся двое­то­чие по ряду пра­вил.

П.п.№20-1

Если вто­рое пред­ло­же­ния имеет зна­че­ние при­чи­ны, объ­яс­ня­ю­щее то, по­че­му про­изо­шло (или не про­изо­шло) дей­ствие в пер­вой части. Между пред­ло­же­ни­я­ми по смыс­лу легко встав­ля­ет­ся союз "по­то­му что". Со­от­вет­ствен­но, от пер­во­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся во­прос «по­че­му?»

Пред­ло­же­ния та­ко­го типа си­но­ни­мич­ны ССП со зна­че­ни­ем при­чи­ны.

При­ме­ры:

[Я долго не мог за­снуть] по­че­му?: по­то­му что [всё думал о раз­го­во­ре с ро­ди­те­ля­ми].

[Река вы­хо­ди­ла из бе­ре­гов каж­дую весну]по­че­му?:по­то­му что [та­ю­щий снег все­гда пе­ре­пол­нял её].

[С меч­той при­ш­лось рас­стать­ся]по­че­му?: по­то­му что[нужно было ду­мать о про­пи­та­нии и о том, как по­мочь сест­ре].

П.п.№20-2

Если вто­рая часть (одно или не­сколь­ко пред­ло­же­ний) разъ­яс­ня­ет, рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние пер­вой части (между этими ча­стя­ми можно вста­вить вы­ра­же­ние «а имен­но»):

При­ме­ры:

[Ни­ко­гда ещё он не видел такой осени] (а имен­но какой осени? ): [ни ве­тер­ка, ни об­ла­ка не было на про­зрач­ном небе].

[Уста­лость убила все мысли, кроме одной] (какой имен­но мысли?): [не­смот­ря ни на что, надо дви­гать­ся даль­ше].

[За день уста­вал](как уста­вал имен­но?): [ныла спина, руки, обо­дран­ные о ко­лю­чий осот, го­ре­ли].

П.п.№20-3

Если в пер­вой части есть гла­го­лы «ви­деть», «смот­реть», «по­ни­мать», «узнать», «чув­ство­вать» и т. п., с по­мо­щью ко­то­рых де­ла­ет­ся пре­ду­пре­жде­ние о том, что далее по­сле­ду­ет из­ло­же­ние ка­ко­го-либо факта или какое-ни­будь опи­са­ние (в таких слу­ча­ях между ча­стя­ми можно вста­вить союз «что»).

При­ме­ры:

[Я убеждён] что/в чём: [вдох­но­ве­ние при­хо­дит во время труда].

[Мы по­ни­ма­ли] что: [не­спро­ста отец был так суров и не поз­во­лил нам раз­гла­голь­ство­вать во время ужина].

[Я из окна хо­ро­шо видел] что: [Саша не то­ро­пясь вышла из подъ­ез­да и, за­кры­вая лицо ка­пю­шо­ном, пошла к бли­жай­ше­му под­зем­но­му пе­ре­хо­ду].

П.п.№20-4

Если в цер­вой части име­ют­ся гла­го­лы «вы­гля­нуть», «огля­нуть­ся», «при­слу­шать­ся» и дру­гие, пре­ду­пре­жда­ю­щие о даль­ней­шем из­ло­же­нии и до­пус­ка­ю­щие встав­ку после себя слов «и уви­дел, что», «и услы­шал, что», «и по­чув­ство­вал, что» и т. п.

При­ме­ры:

[Лук ца­ре­вич опу­стил, смот­рит] (и видит, что...): [кор­шун в море тонет и не пти­чьим кри­ком сто­нет].

[Он по­смот­рел в зер­ка­ло] (и уви­дел, что...): [бле­ден, жёлт и глаза туск­лые].

[Я резко обер­нул­ся] (и вижу, что...): [ви­де­ние не ис­чез­ло, а всё так же ма­я­чи­ло рас­плы­вав­шим­ся в ту­ма­не мут­ным пят­ном].

 

Пра­ви­ла 3 и 4 часто объ­еди­ня­ют, при этом ука­зы­ва­ют, что вто­рое пред­ло­же­ние до­пол­ня­ет пер­вое. О пра­ви­ле 1 пишут, что вто­рое пред­ло­же­ния по­яс­ня­ет пер­вое.