



Пунктограмма №20. ДВОЕТОЧИЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие по ряду правил.
| П.п.№20-1 Если второе предложения имеет значение причины, объясняющее то, почему произошло (или не произошло) действие в первой части. Между предложениями по смыслу легко вставляется союз "потому что". Соответственно, от первого предложения ставится вопрос «почему?» Предложения такого типа синонимичны ССП со значением причины. |
Примеры:
[Я долго не мог заснуть] почему?: потому что [всё думал о разговоре с родителями].
[Река выходила из берегов каждую весну]почему?:потому что [тающий снег всегда переполнял её].
[С мечтой пришлось расстаться]почему?: потому что[нужно было думать о пропитании и о том, как помочь сестре].
| П.п.№20-2 Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между этими частями можно вставить выражение «а именно»): |
Примеры:
[Никогда ещё он не видел такой осени] (а именно какой осени? ): [ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе].
[Усталость убила все мысли, кроме одной] (какой именно мысли?): [несмотря ни на что, надо двигаться дальше].
[За день уставал](как уставал именно?): [ныла спина, руки, ободранные о колючий осот, горели].
| П.п.№20-3 Если в первой части есть глаголы «видеть», «смотреть», «понимать», «узнать», «чувствовать» и т. п., с помощью которых делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в таких случаях между частями можно вставить союз «что») . |
Примеры:
[Я убеждён] что/в чём: [вдохновение приходит во время труда].
[Мы понимали] что: [неспроста отец был так суров и не позволил нам разглагольствовать во время ужина].
[Я из окна хорошо видел] что: [Саша не торопясь вышла из подъезда и, закрывая лицо капюшоном, пошла к ближайшему подземному переходу].
| П.п.№20-4 Если в цервой части имеются глаголы «выглянуть», «оглянуться», «прислушаться» и другие, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т. п. |
Примеры:
[Лук царевич опустил, смотрит] (и видит, что...): [коршун в море тонет и не птичьим криком стонет].
[Он посмотрел в зеркало] (и увидел, что...): [бледен, жёлт и глаза тусклые].
[Я резко обернулся] (и вижу, что...): [видение не исчезло, а всё так же маячило расплывавшимся в тумане мутным пятном].
Правила 3 и 4 часто объединяют, при этом указывают, что второе предложение дополняет первое. О правиле 1 пишут, что второе предложения поясняет первое.