Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 10783
i

(1)Со­глас­но по­пу­ляр­ной ги­по­те­зе, дву­гла­вый орёл  — герб Ве­ли­ко­го кня­же­ства Мос­ков­ско­го, а в даль­ней­шем Рус­ско­го цар­ства, Рос­сий­ской им­пе­рии и Рос­сии  — яв­лял­ся ранее им­пе­ра­тор­ским гер­бом Ви­зан­тии. (2)<…> на дан­ный мо­мент у ис­то­ри­ков нет до­ка­за­тельств су­ще­ство­ва­ния еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го герба Ви­зан­тии: пе­ча­ти ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров су­ще­ствен­но от­ли­ча­ют­ся друг от друга, и да­ле­ко не все из них со­дер­жат изоб­ра­же­ние дву­гла­во­го орла. (3)Таким об­ра­зом, ги­по­те­за о за­им­ство­ва­нии дву­гла­во­го орла с ви­зан­тий­ско­го герба не обос­но­ва­на, и, как верно от­ме­тил ве­ли­кий ис­то­рик Н. П. Лихачёв, «мос­ков­ское пра­ви­тель­ство не могло за­им­ство­вать у Ви­зан­тии то, чего та не имела».

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ги­по­те­за о за­им­ство­ва­нии мос­ков­ски­ми пра­ви­те­ля­ми дву­гла­во­го орла с ви­зан­тий­ско­го го­су­дар­ствен­но­го герба не яв­ля­ет­ся обос­но­ван­ной, так как на дан­ный мо­мент ис­то­ри­ки не могут быть до конца уве­ре­ны в су­ще­ство­ва­нии еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го герба Ви­зан­тии.

2)  Пе­ча­ти ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров от­ли­ча­ют­ся друг от друга, а изоб­ра­же­ние дву­гла­во­го орла, во­пре­ки по­пу­ляр­ной ги­по­те­зе, при­сут­ству­ет да­ле­ко не на каж­дой пе­ча­ти, что сви­де­тель­ству­ет об от­сут­ствии еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го герба у Ви­зан­тии.

3)  На дан­ный мо­мент ис­то­ри­ки не имеют до­ка­за­тельств того, что в Ви­зан­тии су­ще­ство­вал еди­ный го­су­дар­ствен­ный герб, и, сле­до­ва­тель­но, ги­по­те­за о за­им­ство­ва­нии мос­ков­ским пра­ви­тель­ством дву­гла­во­го орла с ви­зан­тий­ско­го герба яв­ля­ет­ся не­обос­но­ван­ной.

4)  Ис­то­рик Н. П. Лихачёв от­ме­ча­ет, что мос­ков­ское пра­ви­тель­ство времён Ивана III вряд ли за­им­ство­ва­ло дву­гла­во­го орла имен­но с ви­зан­тий­ско­го герба.

5)  Со­глас­но по­пу­ляр­ной ги­по­те­зе, герб Рос­сий­ской им­пе­рии яв­лял­ся пре­жде им­пе­ра­тор­ским гер­бом Ви­зан­тии и был за­им­ство­ван мос­ков­ским кня­же­ством.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ния 2, 4 и 5 либо ис­ка­жа­ют ин­фор­ма­цию, либо пе­ре­да­ют её не пол­но­стью.

 

Ответ: 13|31.

Актуальность: Ис­поль­зу­ет­ся с 2015 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 10784
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 

Так что

По всей ви­ди­мо­сти,

Од­на­ко

Кроме того,

И хотя


2
Тип Д3 № 10785
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПЕ­ЧАТЬ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ПЕ­ЧАТЬ, -и, ж.

1)  Внеш­ний вид на­пе­ча­тан­но­го. Чёткая п.

2)  На­пе­ча­тан­ные про­из­ве­де­ния, из­да­ния (га­зе­ты, жур­на­лы). От­зы­вы пе­ча­ти.

3)  При­бор с на­рез­ны­ми зна­ка­ми для от­тис­ки­ва­ния их на чём-н., а также самый от­тиск этих зна­ков, при­ме­ня­е­мый обыч­но для за­сви­де­тель­ство­ва­ния, удо­сто­ве­ре­ния чего-н. Сур­гуч­ная п. П. на до­ку­мен­те.

4)  перен. Знак, от­пе­ча­ток чего-н. (высок.). П. горя на лице.


3
Тип Д2 № 14336
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный про­ти­ви­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии.