Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 10868
i

(1)Облик А. П. Че­хо­ва – ин­тел­ли­гент­но­го че­ло­ве­ка в очках, хруп­ко­го, бо­лез­нен­но-блед­но­го, со сла­бой гру­дью и, ве­ро­ят­но, не­гром­ким го­ло­сом – зна­ком нам по порт­ре­ту жи­во­пис­ца О. Э. Браза. (2)<…> на самом деле рост Че­хо­ва со­став­лял 187 см, у пи­са­те­ля был за­по­ми­на­ю­щий­ся низ­кий бас, а со­вре­мен­ни­ки го­во­ри­ли о нём как о «си­ла­че по скла­ду тела и души». (3)Сам Антон Пав­ло­вич счи­тал, что кар­ти­на да­ле­ко не во всём от­ра­жа­ет его внеш­ний и внут­рен­ний облик, од­на­ко имен­но по­лот­но Браза, а не дру­гие изоб­ра­же­ния Че­хо­ва, по­лу­чи­ло ши­ро­кое при­зна­ние чи­та­ю­щей пуб­ли­ки, и в об­ще­ствен­ном со­зна­нии сло­жил­ся образ пи­са­те­ля, во мно­гом далёкий от ори­ги­на­ла.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  По­лу­чив­ший ши­ро­кое при­зна­ние чи­та­ю­щей пуб­ли­ки порт­рет Че­хо­ва кисти О. Э. Браза до­ста­точ­но точно от­ра­зил внут­рен­ний и внеш­ний облик Ан­то­на Пав­ло­ви­ча.

2)  Облик А. П. Че­хо­ва, сло­жив­ший­ся в со­зна­нии чи­та­ю­щей пуб­ли­ки под вли­я­ни­ем порт­ре­та О. Э. Браза, во мно­гом далёк от ори­ги­на­ла.

3)  Антон Пав­ло­вич Чехов был че­ло­ве­ком вы­со­ко­го роста, го­во­рил низ­ким басом, а со­вре­мен­ни­ки вспо­ми­на­ли о нём как о «си­ла­че по скла­ду тела и души».

4)  Из­вест­ный порт­рет А. П. Че­хо­ва, вы­пол­нен­ный ки­стью ху­дож­ни­ка О. Э. Браза, за­кре­пил в со­зна­нии чи­та­те­лей весь­ма далёкий от ре­аль­но­сти образ пи­са­те­ля.

5)  Ав­то­ром са­мо­го из­вест­но­го че­хов­ско­го порт­ре­та, по­лу­чив­ше­го ши­ро­кое при­зна­ние чи­та­ю­щей пуб­ли­ки, яв­ля­ет­ся жи­во­пи­сец О. Э. Браз.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Не­об­хо­ди­мо сжать текст, со­хра­нив клю­че­вые слова и при­чин­но-след­ствен­ные от­но­ше­ния между пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер, так:

Облик А. П. Че­хо­ва зна­ком нам по порт­ре­ту ра­бо­ты жи­во­пис­ца О. Э. Браза.

Сам Антон Пав­ло­вич счи­тал, что кар­ти­на да­ле­ко не во всём от­ра­жа­ет его внеш­ний и внут­рен­ний облик, од­на­ко имен­но по­лот­но Браза, а не дру­гие изоб­ра­же­ния Че­хо­ва, по­лу­чи­ло ши­ро­кое при­зна­ние, и в об­ще­ствен­ном со­зна­нии сло­жил­ся образ пи­са­те­ля, во мно­гом далёкий от ори­ги­на­ла.

Сжав текст, мы оста­ви­ли глав­ную ин­фор­ма­цию, ко­то­рая пе­ре­кли­ка­ет­ся с от­ве­том 2 и 4.

 

Ответ: 24|42.

Актуальность: Ис­поль­зу­ет­ся с 2015 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
Катя Пикарь 02.02.2017 12:49

в ва­ри­ан­те 4, речь идет о ху­дож­ни­ке Браза, но в тек­сте ука­зан­но что он жи­во­пи­сец, не яв­ля­ет­ся ли это ис­ка­жен­ной ин­фор­ма­ци­ей? И по чему не под­хо­дит ва­ри­ант 5?

Татьяна Юдина

Жи­во­пи­сец и ху­дож­ник —это си­но­ни­мы.

В пятом НЕТ всей ин­фор­ма­ции, а толь­ко часть. Об­ра­ти­тесь к пра­ви­лу к за­да­нию.

Ирина Пинегина 20.02.2017 18:25

а по­че­му не под­хо­дит ва­ри­ант 1???

Татьяна Стаценко

Он про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста. В тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста чи­та­ем: «Сам Антон Пав­ло­вич счи­тал, что кар­ти­на да­ле­ко не во всём от­ра­жа­ет его внеш­ний и внут­рен­ний облик...» А в пер­вом ва­ри­ан­те от­ве­та дру­гая ин­фор­ма­ция: «...порт­рет Че­хо­ва кисти О.Э. Браза до­ста­точ­но точно от­ра­зил внут­рен­ний и внеш­ний облик Ан­то­на Пав­ло­ви­ча».

1
Тип Д2 № 10869
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 

По­это­му

Между тем

То есть

По всей ви­ди­мо­сти,

Кроме того,


2
Тип Д3 № 10870
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ШИ­РО­КИЙ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ШИ­РО­КИЙ, -ая, -ое.

1)  Боль­шой в по­пе­реч­ни­ке. Ши­ро­кая улица.

2)  Про­стор­ный, не жму­щий. Ш. пи­джак.

3)  Име­ю­щий боль­шое про­тя­же­ние, охва­ты­ва­ю­щий боль­шое про­стран­ство. На­ступ­ле­ние на ши­ро­ком фрон­те. Ши­ро­кие степи.

4)  Охва­ты­ва­ю­щий мно­гое, мно­гих, мас­со­вый. Ши­ро­кая об­ще­ствен­ность.


3
Тип Д2 № 14338
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный про­ти­ви­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии.