Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д27 C27 № 10943
i

(1)Рано утром Ло­па­тин с Ва­ни­ным ушли в первую роту. (2)Са­бу­ров остал­ся: он хотел вос­поль­зо­вать­ся за­ти­шьем. (3)Сна­ча­ла они два часа про­си­де­ли с Мас­лен­ни­ко­вым за со­став­ле­ни­ем раз­лич­ной во­ен­ной от­чет­но­сти, часть ко­то­рой была дей­стви­тель­но не­об­хо­ди­мой, а часть ка­за­лась Са­бу­ро­ву лиш­ней и за­ве­ден­ной толь­ко в силу дав­ней мир­ной при­выч­ки ко вся­ко­го рода кан­це­ляр­щи­не. (4)Потом, когда Мас­лен­ни­ков ушел, Са­бу­ров сел за от­ло­жен­ное и тя­го­тив­шее его дело – за от­ве­ты на пись­ма, при­шед­шие к мерт­вым. (5)Как-то так уже по­ве­лось у него почти с са­мо­го на­ча­ла войны, что он брал на себя труд­ную обя­зан­ность от­ве­чать на эти пись­ма. (6)Его сер­ди­ли люди, ко­то­рые, когда кто-ни­будь по­ги­бал в их части, ста­ра­лись как можно доль­ше не ста­вить об этом в из­вест­ность его близ­ких. (7)Эта ка­жу­ща­я­ся доб­ро­та пред­став­ля­лась ему про­сто же­ла­ни­ем прой­ти мимо чу­жо­го горя, чтобы не при­чи­нить боли са­мо­му себе.

(8)«Пе­тень­ка, милый, – пи­са­ла жена Пар­фе­но­ва (ока­зы­ва­ет­ся, его звали Петей), – мы все без тебя ску­ча­ем и ждем, когда кон­чит­ся война, чтобы ты вер­нул­ся… (9)Га­лоч­ка стала со­всем боль­шая и уже ходит сама, и почти не па­да­ет…»

(10)Са­бу­ров вни­ма­тель­но про­чел пись­мо до конца. (11)Оно было не­длин­ное – при­вет от род­ных, не­сколь­ко слов о ра­бо­те, по­же­ла­ние по­ско­рее раз­бить фа­ши­стов, в конце две строч­ки дет­ских ка­ра­куль, на­пи­сан­ных стар­шим сыном, и потом не­сколь­ко не­твер­дых па­ло­чек, сде­лан­ных дет­ской рукой, ко­то­рой во­ди­ла рука ма­те­ри, и при­пис­ка: «А это на­пи­са­ла сама Га­лоч­ка»…

(12)Что от­ве­тить? (13)Все­гда в таких слу­ча­ях Са­бу­ров знал, что от­ве­тить можно толь­ко одно: он убит, его нет, – и все-таки все­гда он не­из­мен­но думал над этим, слов­но писал ответ в по­след­ний раз. (14)Что от­ве­тить? (15)В самом деле, что от­ве­тить?

(16)Он вспом­нил ма­лень­кую фи­гур­ку Пар­фе­но­ва, ле­жав­ше­го на­вз­ничь на це­мент­ном полу, его блед­ное лицо и под­ло­жен­ные под го­ло­ву по­ле­вые сумки. (17)Этот че­ло­век, ко­то­рый погиб у него в пер­вый же день боев и ко­то­ро­го он до этого очень мало знал, был для него то­ва­ри­щем по ору­жию, одним из мно­гих, слиш­ком мно­гих, ко­то­рые дра­лись рядом с ним и по­гиб­ли рядом с ним, тогда как он сам остал­ся цел. (18)Он при­вык к этому, при­вык к войне, и ему было про­сто ска­зать себе: вот был Пар­фе­нов, он сра­жал­ся и убит. (19)Но там, в Пензе, на улице Марк­са, 24, эти слова – «он убит» – были ка­та­стро­фой, по­те­рей всех на­дежд. (20)После этих слов там, на улице Карла Марк­са, 24, жена пе­ре­ста­ва­ла на­зы­вать­ся женой и ста­но­ви­лась вдо­вой, дети пе­ре­ста­ва­ли на­зы­вать­ся про­сто детьми, – они уже на­зы­ва­лись си­ро­та­ми. (21)Это было не толь­ко горе, это была пол­ная пе­ре­ме­на жизни, всего бу­ду­ще­го. (22)И все­гда, когда он писал такие пись­ма, он боль­ше всего бо­ял­ся, чтобы тому, кто про­чтет, не по­ка­за­лось, что ему, пи­сав­ше­му, было легко. (23)Ему хо­те­лось, чтобы тем, кто про­чтет, ка­за­лось, что это на­пи­сал их то­ва­рищ по горю, че­ло­век, так же го­рю­ю­щий, как они, тогда легче про­честь. (24)Может быть, даже не то: не легче, но не так обид­но, не так скорб­но про­честь…

(25)Людям ино­гда нужна ложь, он знал это. (26)Они не­пре­мен­но хотят, чтобы тот, кого они лю­би­ли, умер ге­ро­и­че­ски или, как это пишут, пал смер­тью храб­рых… (27)Они хотят, чтобы он не про­сто погиб, чтобы он погиб, сде­лав что-то важ­ное, и они не­пре­мен­но хотят, чтобы он их вспом­нил перед смер­тью.

(28)И Са­бу­ров, когда от­ве­чал на пись­ма, все­гда ста­рал­ся уто­лить это же­ла­ние, и, когда нужно было, он лгал, лгал боль­ше или мень­ше – это была един­ствен­ная ложь, ко­то­рая его не сму­ща­ла. (29)Он взял ручку и, вы­рвав из блок­но­та ли­сток, начал пи­сать своим быст­рым, раз­ма­ши­стым по­чер­ком. (30)Он на­пи­сал о том, как они слу­жи­ли вме­сте с Пар­фе­но­вым, как Пар­фе­нов ге­ро­и­че­ски погиб здесь в ноч­ном бою, в Ста­лин­гра­де (что было прав­дой), и как он, пре­жде чем упасть, сам за­стре­лил трех нем­цев (что было не­прав­дой), и как он умер на руках у Са­бу­ро­ва, и как он перед смер­тью вспо­ми­нал сына Во­ло­дю и про­сил пе­ре­дать ему, чтобы тот пом­нил об отце.

(31)Этот че­ло­век, ко­то­рый погиб у него в пер­вый же день боев и ко­то­ро­го он до этого очень мало знал, был для него то­ва­ри­щем по ору­жию, одним из мно­гих, слиш­ком мно­гих, ко­то­рые дра­лись рядом с ним и по­гиб­ли рядом с ним, тогда как он сам остал­ся цел. (32)Он при­вык к этому, при­вык к войне, и ему было про­сто ска­зать себе: вот был Пар­фе­нов, он сра­жал­ся и убит.

 

(по К. М. Си­мо­но­ву*)

* Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич Си­мо­нов  — рус­ский со­вет­ский про­за­ик, поэт, ки­но­сце­на­рист, жур­на­лист и об­ще­ствен­ный де­я­тель.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Что такое со­стра­да­ние? Все ли люди спо­соб­ны его про­явить? По­ис­ку от­ве­та на эти во­про­сы по­свя­щен текст К. Си­мо­но­ва.

В тек­сте автор ста­вит про­бле­му про­яв­ле­ния со­стра­да­ния по от­но­ше­нию к дру­гим людям.

Са­бу­ров взял на себя огром­ную от­вет­ствен­ность с са­мо­го на­ча­ла войны. Опо­ве­щать род­ствен­ни­ков во­ен­но­слу­жа­щих о смер­ти было для него не­лег­ким ис­пы­та­ни­ем. В пред­ло­же­ни­ях 5—6 мы видим, что Са­бу­ров чув­ство­вал пре­не­бре­же­ние к тем людям, ко­то­рые не за­бо­ти­лись о близ­ких по­гиб­ше­го. Таким об­ра­зом, они про­яв­ля­ли рав­но­ду­шие и без­раз­ли­чие, ко­то­рое толь­ко уси­ли­ва­ло ду­шев­ную боль род­ных. Сам же Са­бу­ров был че­ло­ве­ком доб­ро­го серд­ца. От­ве­чая на пись­ма, он ста­рал­ся про­явить со­стра­да­ние, ко­то­рое так по­мо­га­ло род­ным по­гиб­ших. В 22—23 пред­ло­же­ни­ях автор пишет, что так Са­бу­ров мог смяг­чить горе се­рьез­ной утра­ты.

Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич Си­мо­нов убеж­ден, что со­стра­да­ние яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью че­ло­ве­че­ской души. На войне или в мир­ное время каж­дый из нас спо­со­бен сде­лать этот мир доб­рее. Рав­но­ду­шие, по мне­нию ав­то­ра, при­во­дит к гу­би­тель­ным по­след­стви­ям.

Труд­но не со­гла­сить­ся с по­зи­ци­ей ав­то­ра, по­то­му что че­ло­век, ко­то­рый спо­со­бен про­явить со­стра­да­ние, ду­ма­ет не толь­ко о себе, но и о жизни и судь­бе дру­гих людей. Имен­но го­тов­ность по­мочь окру­жа­ю­щим яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем че­ло­веч­но­сти.

Чтобы до­ка­зать спра­вед­ли­вость дан­ной по­зи­ции, при­ве­ду в при­мер роман «Война и мир» Л. Н. Тол­сто­го. На­та­ша Ро­сто­ва яв­ля­ет­ся по­и­сти­не доб­рым и от­зыв­чи­вым че­ло­ве­ком. Она спас­ла ра­не­ных, предо­ста­вив им жилье, пи­та­ние и долж­ный уход. У На­та­ши не было ни се­кун­ды на раз­мыш­ле­ния, ведь она с са­мо­го на­ча­ла знала, что это для нее не обя­зан­ность, а ду­шев­ный порыв.

Не толь­ко взрос­лые, но и дети нуж­да­ют­ся в под­держ­ке. В про­из­ве­де­нии «Судь­ба че­ло­ве­ка» М. А. Шо­ло­хо­ва мы видим тому под­твер­жде­ние. По­те­ряв свою семью и род­ных, Ан­дрей Со­ко­лов не упал духом. Од­на­ж­ды он встре­тил оси­ро­тев­ше­го маль­чи­ка Ваню, и не­дол­го думая, твер­до решил за­ме­нить ему отца. Про­яв­ляя со­стра­да­ние и ока­зы­вая по­мощь, Ан­дрей сде­лал маль­чи­ка счаст­ли­вым.

Таким об­ра­зом, про­бле­ма, по­став­лен­ная ав­то­ром тек­ста, взвол­но­ва­ла меня и за­ста­ви­ла о мно­гом за­ду­мать­ся.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние 27Баллы
IСо­дер­жа­ние со­чи­не­ния
К1Фор­му­ли­ров­ка про­блем ис­ход­но­го тек­ста

Одна из про­блем ис­ход­но­го тек­ста (в той или иной форме в любой из ча­стей со­чи­не­ния) сфор­му­ли­ро­ва­на верно

1

Про­бле­ма ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­на или сфор­му­ли­ро­ва­на не­вер­но.

Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Если эк­за­ме­ну­е­мый не сфор­му­ли­ро­вал или сфор­му­ли­ро­вал не­вер­но (в той или иной форме в любой из ча­стей со­чи­не­ния) одну из про­блем ис­ход­но­го тек­ста, то такая ра­бо­та по кри­те­ри­ям К1–К4 оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов

0
К2Ком­мен­та­рий к про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.

При­ве­де­но не менее 2 при­ме­ров-ил­лю­стра­ций из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ров-ил­лю­стра­ций.

Про­ана­ли­зи­ро­ва­на смыс­ло­вая связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми

3

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.

При­ве­де­но не менее 2 при­ме­ров-ил­лю­стра­ций из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ро­вил­лю­стра­ций.

Смыс­ло­вая связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми не про­ана­ли­зи­ро­ва­на, или про­ана­ли­зи­ро­ва­на не­вер­но, или про­ана­ли­зи­ро­ва­на без ука­за­ния смыс­ло­вой связи

2

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.

При­ведён 1 при­мер-ил­лю­стра­ция из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ный для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к этому при­ме­ру-ил­лю­стра­ции

1

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на без опоры на ис­ход­ный текст.

ИЛИ При­ме­ры-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста, не при­ве­де­ны или при­ве­де­ны с фак­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми, свя­зан­ны­ми с по­ни­ма­ни­ем про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ Вме­сто ком­мен­та­рия дан про­стой пе­ре­сказ ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ Вме­сто ком­мен­та­рия ци­ти­ру­ет­ся боль­шой фраг­мент ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ Про­бле­ма ис­ход­но­го тек­ста не про­ком­мен­ти­ро­ва­на.

Ука­за­ния к оце­ни­ва­нию.

1. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста привёл при­мер-ил­лю­стра­цию, но не по­яс­нил его, то такой при­мер-ил­лю­стра­ция не за­счи­ты­ва­ет­ся.

2. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста толь­ко ука­зал, но не про­ана­ли­зи­ро­вал смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми­ил­лю­стра­ци­я­ми, то ана­лиз смыс­ло­вой связи не за­счи­ты­ва­ет­ся.

3. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста до­пу­стил фак­ти­че­скую ошиб­ку, свя­зан­ную с по­ни­ма­ни­ем про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста, то по­яс­не­ние к при­ме­ру-ил­лю­стра­ции, в ко­то­ром до­пу­ще­на по­доб­ная ошиб­ка, не за­счи­ты­ва­ет­ся.

4. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста до­пу­стил фак­ти­че­скую ошиб­ку, не свя­зан­ную с по­ни­ма­ни­ем про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста, то дан­ная ошиб­ка учи­ты­ва­ет­ся при оце­ни­ва­нии ра­бо­ты по кри­те­рию «Со­блю­де­ние фак­то­ло­ги­че­ской точ­но­сти» (К12)

0
К3От­ра­же­ние по­зи­ции ав­то­ра по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­на верно

1

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­на не­вер­но.

ИЛИ По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­на.

Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Если эк­за­ме­ну­е­мый не сфор­му­ли­ро­вал или сфор­му­ли­ро­вал не­вер­но по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, то такая ра­бо­та по кри­те­ри­ям К3 и К4 оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов

0
К4От­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста

От­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­но и обос­но­ва­но

1

От­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­но и не обос­но­ва­но.

ИЛИ Фор­му­ли­ров­ка и обос­но­ва­ние от­но­ше­ния к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) ис­ход­но­го тек­ста не со­от­вет­ству­ют про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ От­но­ше­ние эк­за­ме­ну­е­мо­го за­яв­ле­но лишь фор­маль­но (на­при­мер, «Я со­гла­сен/не со­гла­сен с ав­то­ром»)

Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Обос­но­ва­ние долж­но вклю­чать при­мер-ар­гу­мент, ис­точ­ни­ком для ко­то­ро­го слу­жит жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт

0
IIРе­че­вое оформ­ле­ние со­чи­не­ния
К5Смыс­ло­вая цель­ность, ре­че­вая связ­ность и по­сле­до­ва­тель­ность из­ло­же­ния

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, ре­че­вой связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния. В ра­бо­те нет на­ру­ше­ний аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста. Ло­ги­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния.

В ра­бо­те нет на­ру­ше­ний аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста. До­пу­ще­на одна ло­ги­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния.

Ло­ги­че­ских оши­бок нет. Име­ет­ся одно на­ру­ше­ние аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста.

ИЛИ Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния.

Име­ет­ся одно на­ру­ше­ние аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста.

До­пу­ще­на одна ло­ги­че­ская ошиб­ка

1

В ра­бо­те эк­за­ме­ну­е­мо­го про­смат­ри­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный за­мы­сел. На­ру­ше­ний аб­зац­но­го чле­не­ния нет. До­пу­ще­но две и более ло­ги­че­ские ошиб­ки.

ИЛИ В ра­бо­те эк­за­ме­ну­е­мо­го про­смат­ри­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный за­мы­сел. Ло­ги­че­ских оши­бок нет. Име­ет­ся два и более слу­чая на­ру­ше­ния аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста.

ИЛИ В ра­бо­те эк­за­ме­ну­е­мо­го про­смат­ри­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный за­мы­сел. Име­ет­ся два и более слу­чая на­ру­ше­ния аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста. До­пу­ще­но две и более ло­ги­че­ские ошиб­ки

0
К6Бо­гат­ство речи

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­гат­ством сло­ва­ря, раз­но­об­ра­зи­ем ис­поль­зу­е­мых грам­ма­ти­че­ских кон­струк­ций

1

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бед­но­стью сло­ва­ря и/или од­но­об­ра­зи­ем ис­поль­зу­е­мых грам­ма­ти­че­ских кон­струк­ций

0
IIIГра­мот­ность
К7Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм

Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет

3

До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки

2

До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки

1

До­пу­ще­но пять или более оши­бок

0
К8Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм

Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет

3

До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки

2

До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки

1

До­пу­ще­но пять или более оши­бок

0
К9Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм

Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет

2

До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки

1

До­пу­ще­но три или более ошиб­ки

0
К10

Со­блю­де­ние ре­че­вых норм

До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки

2

До­пу­ще­ны две-три ошиб­ки

1

До­пу­ще­но че­ты­ре или более ошиб­ки

0
К11Со­блю­де­ние эти­че­ских норм

Эти­че­ские ошиб­ки в ра­бо­те от­сут­ству­ют

1

До­пу­ще­на одна эти­че­ская ошиб­ка или более

0
К12Со­блю­де­ние фак­то­ло­ги­че­ской точ­но­сти

Фак­ти­че­ские ошиб­ки в ра­бо­те от­сут­ству­ют

1

До­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка или более

0
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов21

 

При оцен­ке гра­мот­но­сти (К7–К10) сле­ду­ет учи­ты­вать объём со­чи­не­ния*. Ука­зан­ные в таб­ли­це нормы оце­ни­ва­ния раз­ра­бо­та­ны для со­чи­не­ния объёмом 150 и более слов**.

Если в со­чи­не­нии 69 и менее слов, то такая ра­бо­та не за­счи­ты­ва­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов, за­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным.

При оцен­ке со­чи­не­ния объёмом от 70 до 149 слов ко­ли­че­ство до­пу­сти­мых оши­бок четырёх видов (К7–К10) умень­ша­ет­ся.

Два балла по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет;

К8 — пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет.

Один балл по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К8 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К9 — грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет;

К10 — до­пу­ще­но не более одной ре­че­вой ошиб­ки.

Выс­ший балл по кри­те­ри­ям К7–К12 за ра­бо­ту объёмом от 70 до 149 слов не ста­вит­ся.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та по всем ас­пек­там про­вер­ки (К1−К12) оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Если в ра­бо­те, пред­став­ля­ю­щей собой пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст, со­дер­жат­ся фраг­мен­ты тек­ста

эк­за­ме­ну­е­мо­го, то при про­вер­ке учи­ты­ва­ет­ся толь­ко то ко­ли­че­ство слов, ко­то­рое при­над­ле­жит эк­за­ме­ну­е­мо­му. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся.

___________________

* При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов» — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).

** Если со­чи­не­ние со­дер­жит ча­стич­но или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный эк­за­ме­ну­е­мым текст ре­цен­зии за­да­ния 26 и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста, то объём такой ра­бо­ты опре­де­ля­ет­ся без учёта тек­ста ре­цен­зии и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 30.05.2016. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 74