Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 1167
i

(1)Ми­ро­вой опыт по­ка­зы­ва­ет, что на со­вре­мен­ном этапе раз­ви­тия на­но­тех­но­ло­гий одно из клю­че­вых мест за­ни­ма­ет на­не­се­ние тон­ких плёнок в ва­ку­у­ме. (2)Ва­рьи­руя тол­щи­ну и ко­ли­че­ство слоев в таких плёнках, можно не­за­ви­си­мо от хи­ми­че­ско­го со­ста­ва по­лу­чать ди­элек­три­че­ские или по­лу­про­вод­ни­ко­вые свой­ства у ме­тал­лов и до­сти­гать более вы­со­кой проч­но­сти и твёрдо­сти. (3)<...>, ис­поль­зуя мно­го­ком­по­нент­ные и мно­го­слой­ные плёнки можно фор­ми­ро­вать на­но­ком­по­зит­ные ма­те­ри­а­лы с очень ши­ро­ким диа­па­зо­ном на­зна­че­ний.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ми­ро­вой опыт по­ка­зы­ва­ет, что на со­вре­мен­ном этапе раз­ви­тия на­но­тех­но­ло­гий одно из клю­че­вых мест за­ни­ма­ет из­ме­не­ние свойств ме­тал­лов с по­мо­щью тон­ких плёнок.

2)  Се­год­ня на­не­се­ние тон­ких плёнок в ва­ку­у­ме за­ни­ма­ет одно из клю­че­вых мест в раз­ви­тии на­но­тех­но­ло­гий, поз­во­ляя управ­лять свой­ства­ми ме­тал­лов и со­зда­вать на­но­ком­по­зит­ные ма­те­ри­а­лы ши­ро­ко­го на­зна­че­ния.

3)  Одно из клю­че­вых мест в раз­ви­тии на­но­тех­но­ло­гий  — это на­не­се­ние тон­ких плёнок в ва­ку­у­ме, поз­во­ля­ю­щее управ­лять свой­ства­ми ме­тал­лов и со­зда­вать на­но­ком­по­зит­ные ма­те­ри­а­лы ши­ро­ко­го на­зна­че­ния.

4)  Ва­рьи­руя тол­щи­ну плёнок, можно не­за­ви­си­мо от хи­ми­че­ско­го со­ста­ва из­ме­нять при­выч­ные свой­ства ме­тал­лов, до­сти­гая более вы­со­кой проч­но­сти и твёрдо­сти.

5)  Ис­поль­зуя мно­го­ком­по­нент­ные и мно­го­слой­ные плёнки, можно фор­ми­ро­вать на­но­ком­по­зит­ные ма­те­ри­а­лы с очень ши­ро­ким диа­па­зо­ном на­зна­че­ний.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 1) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ска­за­но, что кроме из­ме­не­ния свойств ме­тал­лов, с по­мо­щью тон­ких плёнок можно можно со­зда­вать на­но­ком­по­зит­ные ма­те­ри­а­лы ши­ро­ко­го на­зна­че­ния.

Пред­ло­же­ние 4) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ска­за­но, что кроме из­ме­не­ния свойств ме­тал­лов, с по­мо­щью тон­ких плёнок можно можно со­зда­вать на­но­ком­по­зит­ные ма­те­ри­а­лы ши­ро­ко­го на­зна­че­ния.

Пред­ло­же­ние 5) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ска­за­но, что на­не­се­ние тон­ких плёнок в ва­ку­у­ме за­ни­ма­ет одно из клю­че­вых мест в раз­ви­тии на­но­тех­но­ло­гий.

Верно пе­ре­да­ют глав­ную ин­фор­ма­цию тек­ста пред­ло­же­ния 2) и 3).

 

Ответ: 23|32.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 882
i

Какое слово или со­че­та­ние слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те его.

 

Впро­чем,

По­то­му что

По­это­му

Од­на­ко

Таким об­ра­зом


2
Тип Д3 № 7844
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ОПЫТ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

О́ПЫТ, -а, муж.

1.  От­ра­же­ние в со­зна­нии людей за­ко­нов объ­ек­тив­но­го мира и об­ще­ствен­ной прак­ти­ки, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те их ак­тив­но­го прак­ти­че­ско­го по­зна­ния (спец.). Чув­ствен­ный о.

2.  Со­во­куп­ность зна­ний и прак­ти­че­ски усво­ен­ных на­вы­ков, уме­ний. Жиз­нен­ный о. О. ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты. О. стро­и­тель­ства. По­де­лить­ся своим опы­том с кем-н.

3.  Вос­про­из­ве­де­ние ка­ко­го-н. яв­ле­ния экс­пе­ри­мен­таль­ным путём, со­зда­ние чего-н. но­во­го в опре­делённых усло­ви­ях с целью ис­сле­до­ва­ния, ис­пы­та­ния. Удач­ный о. Хи­ми­че­ские опыты. Опыты се­лек­ци­о­не­ров.

4.  По­пыт­ка осу­ще­ствить что-н., проб­ное осу­ществ­ле­ние чего-н. Пер­вый о. мо­ло­до­го пи­са­те­ля.


3
Тип Д2 № 14431
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное сло­во­со­че­та­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.