Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 12598
i

(1)Мно­же­ство ев­ро­пей­ских наций пы­та­ют­ся до­ка­зать, что танки изоб­ре­ли их во­ен­ные ин­же­не­ры, и при­во­дят массу при­ме­ров не­ре­а­ли­зо­ван­ных про­ек­тов бо­е­вых гу­се­нич­ных машин, со­здан­ных опе­ре­див­ши­ми время «безум­ны­ми меч­та­те­ля­ми». (2)<…> ис­то­ри­че­ская ре­аль­ность та­ко­ва, что Ве­ли­ко­бри­та­ния в этом во­про­се об­ла­да­ет паль­мой пер­вен­ства, по­то­му что в июне 1900 года мо­ло­дой ка­пи­тан бри­тан­ских экс­пе­ди­ци­он­ных сил в Южной Аф­ри­ке Э. Су­ин­тон сде­лал пер­вый на­бро­сок гу­се­нич­ной ма­ши­ны, спо­соб­ной пе­ре­дви­гать­ся через окопы, рвы, пе­ре­сечённую мест­ность и про­во­лоч­ные за­граж­де­ния. (3)Во время Пер­вой ми­ро­вой войны он вспом­нил об «ин­же­нер­ных опы­тах» своей юно­сти и во­пло­тил эту идею, со­здав пер­вый танк.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Мно­гим пред­ста­ви­те­лям раз­ных ев­ро­пей­ских стран при­хо­ди­ла идея со­здать танк, од­на­ко пер­вым это сде­лал не­мец­кий мо­ло­дой ка­пи­тан Э. Су­ин­тон, когда на­хо­дил­ся в Южной Аф­ри­ке.

2)  Не­смот­ря на мно­же­ствен­ные по­пыт­ки ев­ро­пей­ских наций за­явить, что изоб­ре­те­ние танка при­над­ле­жит имен­но им, ис­то­ри­че­ски до­ка­за­но, что идея бо­е­вой гу­се­нич­ной ма­ши­ны по­яви­лась в 1900 году и при­над­ле­жит она бри­тан­цу Э. Су­ин­то­ну, ко­то­рый в годы Пер­вой ми­ро­вой войны успеш­но ре­а­ли­зо­вал за­дум­ку.

3)  Изоб­ре­те­ние танка про­изо­шло од­но­вре­мен­но сразу в не­сколь­ких ев­ро­пей­ских го­су­дар­ствах, о чём сви­де­тель­ству­ют мно­го­чис­лен­ные про­ек­ты гу­се­нич­ных машин, най­ден­ные в раз­ных точ­ках Ев­ро­пы.

4)  Изоб­ре­те­ние танка, как го­во­рят ис­то­ри­че­ские факты, при­над­ле­жит бри­тан­цу Э. Су­ин­то­ну, ко­то­рый в 1900 году сде­лал пер­вый на­бро­сок этой бо­е­вой ма­ши­ны, а в годы Пер­вой ми­ро­вой войны успеш­но ре­а­ли­зо­вал свою идею.

5)  Изоб­ре­те­ние танка про­изо­шло со­вер­шен­но слу­чай­но, когда бри­тан­ский ка­пи­тан Э. Су­ин­тон на­хо­дил­ся в Южной Аф­ри­ке и думал о том, какой долж­на быть ма­ши­на, спо­соб­ная пе­ре­дви­гать­ся через рвы, окопы и про­во­лоч­ные за­граж­де­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Иден­тич­ная ин­фор­ма­ция без ис­ка­же­ний пе­ре­даётся в пред­ло­же­ни­ях 2 и 4.

 

Ответ: 24|42.

Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 12599
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

 

Кроме того,

Од­на­ко

Иными сло­ва­ми,

Даже если

В том числе


2
Тип Д3 № 12600
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МАССА. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

МАССА, -ы, ж. р.

1)  Одна из ос­нов­ных ве­ли­чин ме­ха­ни­ки – ве­ли­чи­на, из­ме­ря­ю­щая коли- че­ство ве­ще­ства в теле, мера инер­ции тела по от­но­ше­нию к дей­ству­ю­щей на него силе. Еди­ни­ца массы. (спец.)

2)  Те­сто­об­раз­ное бес­фор­мен­ное ве­ще­ство, гу­стая смесь. Дре­вес­ная м.

3)  Какое-либо целое, об­ла­да­ю­щее зна­чи­тель­ным фи­зи­че­ским объёмом, раз­ме­ром, гро­ма­да, глыба. Ве­ли­ча­вая м. цер­ков­но­го со­бо­ра.

4)  ед. Мно­же­ство, боль­шое ко­ли­че­ство кого-чего-н. (разг.). М. на­ро­ду.

5)  мн. Ши­ро­кие, тру­дя­щи­е­ся круги на­се­ле­ния, народ. Книгу – в массы.


3
Тип Д2 № 14351
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии.