Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 1281
i

(1)В воз­ду­хе мно­гих населённых пунк­тов с раз­ви­той про­мыш­лен­но­стью по­яви­лось зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство при­ме­сей. (2)<...> га­зо­об­раз­ных за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ, в ат­мо­сфе­ру от пред­при­я­тий раз­лич­ных от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти по­сту­па­ет зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство твёрдых ча­стиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти за­гряз­ни­те­ли воз­ду­ха на­но­сят тяжёлый урон не толь­ко здо­ро­вью че­ло­ве­ка, но и окру­жа­ю­щей при­ро­де.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  В воз­ду­хе населённых пунк­тов с раз­ви­той про­мыш­лен­но­стью со­дер­жат­ся га­зо­об­раз­ные и твёрдые при­ме­си, вре­дя­щие при­ро­де и че­ло­ве­ку.

2)  Глав­ным ис­точ­ни­ком за­гряз­не­ния воз­ду­ха яв­ля­ют­ся про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия.

3)  Га­зо­об­раз­ные и твёрдые при­ме­си, со­дер­жа­щи­е­ся в воз­ду­хе населённых пунк­тов с раз­ви­той про­мыш­лен­но­стью, на­но­сят вред при­ро­де и че­ло­ве­ку.

4)  Хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет зна­чи­тель­ное вли­я­ние на ат­мо­сфе­ру.

5)  При­ме­си, за­гряз­ня­ю­щие ат­мо­сфе­ру, могут быть га­зо­об­раз­ны­ми и твёрдыми.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 2) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: в тек­сте глав­ным яв­ля­ет­ся не сам факт за­гряз­не­ния воз­ду­ха про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми, а то, что это вре­дит при­ро­де и че­ло­ве­ку.

Пред­ло­же­ние 4) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: в тек­сте глав­ным яв­ля­ет­ся не сам факт вли­я­ния хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка на ат­мо­сфе­ру, а то, что это вре­дит при­ро­де и че­ло­ве­ку.

Пред­ло­же­ние 5) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: текст не огра­ни­чи­ва­ет­ся кон­ста­та­ци­ей факта, что при­ме­си могут быть га­зо­об­раз­ны­ми и твёрдыми, со­дер­жа­ние тек­ста го­раз­до шире.

Верно пе­ре­да­ют глав­ную ин­фор­ма­цию тек­ста пред­ло­же­ния 1) и 3).

 

Ответ: 13|31.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 996
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 

По­это­му

По­ми­мо

Од­на­ко

Все эти

Бла­го­да­ря этому


2
Тип Д3 № 7846
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПУНКТ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ПУНКТ, -а, муж.

1.  Место, пред­на­зна­чен­ное для чего-н., от­ли­ча­ю­ще­е­ся чем-н. Сбор­ный п. Самый вы­со­кий п. мест­но­сти. На­блю­да­тель­ный п. (место для на­блю­де­ния за во­ен­ны­ми дей­стви­я­ми и за мест­но­стью). Ко­манд­ный п. (место, от­ку­да осу­ществ­ля­ет­ся управ­ле­ние вой­ска­ми в ходе во­ен­ных дей­ствий). Населённый п. (место, где по­сто­ян­но живут люди; офиц.).

2.  Учре­жде­ние или отдел учре­жде­ния с узко опре­делённым кру­гом функ­ций. Ме­ди­цин­ский п. Пе­ре­го­вор­ный п. Приёмный п. За­го­то­ви­тель­ный п. Кор­ре­спон­дент­ский п. (от­де­ле­ние ор­га­на мас­со­вой ин­фор­ма­ции в каком-н. го­ро­де, стра­не, кор­пункт).

3.  От­дель­ное по­ло­же­ние, раз­дел в со­ста­ве из­ло­же­ния, до­ку­мен­та. До­го­вор из пяти пунк­тов. Из­ло­жить по пунк­там (также перен.: по­сле­до­ва­тель­но).

4.  От­дель­ный мо­мент в раз­ви­тии чего-н. Куль­ми­на­ци­он­ный п. со­бы­тий.

5.  То, на чём кто-н. ис­клю­чи­тель­но со­сре­до­то­чил все свои мысли, по­мыс­лы. Кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние его п.


3
Тип Д2 № 14434
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те про­из­вод­ный пред­лог, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.