СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 1 № 1281

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) В воздухе населённых пунктов с развитой промышленностью содержатся газообразные и твёрдые примеси, вредящие природе и человеку»

2) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.

3) Газообразные и твёрдые примеси, содержащиеся в воздухе населённых пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.

4) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.

5) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твёрдыми.


(1)В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. (2)<...> газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от предприятий различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.
1
Задания Д2 № 996

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении текста? Выпишите это слово.

 

Поэтому

Помимо

Однако

Все эти

Благодаря этому

Актуальность: 2016—2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Средства связи предложений в тексте

2
Задание 3 № 7846

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПУНКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ПУНКТ, -а, муж.

1. Место, предназначенное для чего-н., отличающееся чем-н. Сборный п. Самый высокий п. местности. Наблюдательный п. (место для наблюдения за военными действиями и за местностью). Командный п. (место, откуда осуществляется управление войсками в ходе военных действий). Населённый п. (место, где постоянно живут люди; офиц.).

2. Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицинский п. Переговорный п. Приёмный п. Заготовительный п. Корреспондентский п. (отделение органа массовой информации в каком-н. городе, стране, корпункт).

3. Отдельное положение, раздел в составе изложения, документа. Договор из пяти пунктов. Изложить по пунктам (также перен.: последовательно).

4. Отдельный момент в развитии чего-н. Кульминационный п. событий.

5. То, на чём кто-н. исключительно сосредоточил все свои мысли, помыслы. Коллекционирование его п.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2016—2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Лексическое значение слова

3
Задание 2 № 14434

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен быть на месте пропуска во втором предложении текста.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Предложение 2) содержит неполную информацию: в тексте главным является не сам факт загрязнения воздуха промышленными предприятиями, а то, что это вредит природе и человеку.

Предложение 4) содержит неполную информацию: в тексте главным является не сам факт влияния хозяйственной деятельности человека на атмосферу, а то, что это вредит природе и человеку.

Предложение 5) содержит неполную информацию: текст не ограничивается констатацией факта, что примеси могут быть газообразными и твёрдыми, содержание текста гораздо шире.

Верно передают главную информацию текста предложения 1) и 3).

 

Ответ: 13|31.

Актуальность: 2016—2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Информационная обработка текстов различных стилей
Правило: Задание 1. Определение главной информации текста

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

— Сжать эту информацию в одно предложение самому;

— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;

в) слишком краткой.

 

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.

 

Таким образом, мы получим два верных высказывания.