Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 1319
i

(1)На опре­делённом этапе раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции на Земле обмен ин­фор­ма­ци­ей между лю­дь­ми стал глав­ным дви­га­те­лем про­грес­са. (2)Со вре­ме­нем при­шло по­ни­ма­ние того, что важно не толь­ко чтобы по­сла­ние дошло до ад­ре­са­та, но и чтобы это про­изо­шло воз­мож­но быст­рее, и бла­го­да­ря гению ин­же­не­ров в рас­по­ря­же­ние че­ло­ве­че­ства по­сту­па­ют те­ле­граф, те­ле­фон и радио. (3)И <...> со­вре­мен­ное по­ко­ле­ние стало сви­де­те­лем та­ко­го сред­ства связи, как элек­трон­ная почта, с по­мо­щью ко­то­рой можно по­слать со­об­ще­ние в любую точку зем­но­го шара, чтобы через счи­тан­ные се­кун­ды ад­ре­сат его по­лу­чил.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Толь­ко те­ле­граф, те­ле­фон и радио поз­во­ля­ют осу­ществ­лять обмен ин­фор­ма­ци­ей между лю­дь­ми.

2)  Наи­бо­лее эф­фек­тив­ным, по срав­не­нию с те­ле­гра­фом, те­ле­фо­ном и радио, со­вре­мен­ным спо­со­бом об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей между лю­дь­ми, обес­пе­чи­ва­ю­щим ско­рост­ную до­став­ку со­об­ще­ния в любую точку зем­но­го шара, стала элек­трон­ная почта.

3)  Обмен ин­фор­ма­ци­ей между лю­дь­ми  — глав­ный дви­га­тель про­грес­са.

4)  Люди за­ин­те­ре­со­ва­ны, чтобы ин­фор­ма­ция дошла до ад­ре­са­та как можно ско­рее, по­это­му ин­же­не­ра­ми были изоб­ре­те­ны почта, те­ле­граф, те­ле­фон и радио.

5)  Со­вре­мен­ный спо­соб об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей между лю­дь­ми, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ско­рост­ную до­став­ку со­об­ще­ния в любую точку зем­но­го шара, элек­трон­ная почта, яв­ля­ет­ся наи­бо­лее эф­фек­тив­ным, по срав­не­нию с те­ле­гра­фом, те­ле­фо­ном и радио, спо­со­бом.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 1) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: «Есть более со­вре­мен­ные сред­ства связи по срав­не­нию с те­ле­гра­фом, те­ле­фо­ном и радио»,  — утвер­жда­ет­ся в тек­сте.

Пред­ло­же­ние 3) не от­ра­жа­ет глав­ной мысли тек­ста: не ука­за­но, ка­ки­ми спо­со­ба­ми обес­пе­чи­ва­ет­ся обмен ин­фор­ма­ци­ей, не го­во­рит­ся, что глав­ным в этом об­ме­не ста­но­вит­ся ско­рость пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции.

Пред­ло­же­ние 4) не от­ра­жа­ет глав­ной мысли тек­ста: наи­бо­лее эф­фек­тив­ным спо­со­бом пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции, по срав­не­нию с те­ле­гра­фом, те­ле­фо­ном и радио, обес­пе­чи­ва­ю­щим ско­рост­ную до­став­ку со­об­ще­ния в любую точку зем­но­го шара, стала элек­трон­ная почта.

Верно пе­ре­да­ют глав­ную ин­фор­ма­цию тек­ста пред­ло­же­ния 2) и 5).

 

Ответ: 25|52.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 958
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?Вы­пи­ши­те это слово.

 

Кроме того,

Вслед­ствие того что

И толь­ко

По­это­му

Но


2
Тип Д3 № 7847
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СВЯЗЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СВЯЗЬ, -и, о связи, в связи и в связи, жен.

1.  (в связи). От­но­ше­ние вза­им­ной за­ви­си­мо­сти, обу­слов­лен­но­сти, общ­но­сти между чем-н. С. тео­рии и прак­ти­ки. При­чин­ная с.

2.  (в связи). Тес­ное об­ще­ние между кем-чем-н. Дру­же­ская с. Укреп­лять меж­ду­на­род­ные связи.

3.  (в связи и в связи). Лю­бов­ные от­но­ше­ния, со­жи­тель­ство. Лю­бов­ная с. Быть в связи с кем-н.

4.  мн. Близ­кое зна­ком­ство с кем-н., обес­пе­чи­ва­ю­щее под­держ­ку, по­кро­ви­тель­ство, вы­го­ду. Иметь связи во вли­я­тель­ных кру­гах. Боль­шие связи.

5.  (в связи). Со­об­ще­ние с кем-чем-н., а также сред­ства, к-рые дают воз­мож­ность сно­сить­ся, со­об­щать­ся. Кос­ми­че­ская с. Живая с. (через связ­ных). Воз­душ­ная с. Меж­ду­го­род­ная те­ле­фон­ная с.

6.  (в связи). От­расль на­род­но­го хо­зяй­ства, от­но­ся­ща­я­ся к сред­ствам та­ко­го со­об­ще­ния (почта, те­ле­граф, те­ле­фон, радио), а также со­во­куп­но­сти таких средств, со­сре­до­то­чен­ные в со­от­вет­ству­ю­щих учре­жде­ни­ях. Служ­ба связи. Ра­бот­ни­ки связи.

7.  (в связи), обыч­но мн. Часть стро­и­тель­ной кон­струк­ции, со­еди­ня­ю­щая её ос­нов­ные эле­мен­ты (спец.).


3
Тип Д2 № 14433
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ча­сти­цу, ко­то­рая долж­на быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.