Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

(1)Ка­пи­тан Сум­сков бегло огля­дел по­стро­ив­ших­ся крас­но­ар­мей­цев и, слег­ка вол­ну­ясь, ска­зал:

– То­ва­ри­щи! (2)По­лу­чен при­каз: за­нять обо­ро­ну на вы­со­те, на­хо­дя­щей­ся за ху­то­ром, на скре­ще­нии дорог. (3)Обо­ро­нять вы­со­ту до под­хо­да под­креп­ле­ний. (4)За­да­ча ясна? (5)За по­след­ние дни мы много по­те­ря­ли, но со­хра­ни­ли знамя полка, надо со­хра­нить и честь полка.

(6)Дер­жать­ся будем до по­след­не­го!

(7)Пе­хот­ный полк вы­сту­пил из ху­то­ра. (8)Звя­гин­цев толк­нул Ни­ко­лая лок­тем и, оживлённо бле­стя гла­за­ми, ска­зал:

– В бой идти со зна­ме­нем – это под­хо­дя­ще, а уж от­сту­пать с ним – про­сто не дай бог! (9)Как пред­по­ла­га­ешь, усто­им? (10)Ни­ко­лай ре­ши­тель­но кив­нул.

– (11)Надо усто­ять! (12)Около вет­ря­ной мель­ни­цы босой бе­ло­го­ло­вый маль­чик лет семи, ко­то­рый пас гусей, под­бе­жал по­бли­же к до­ро­ге, оста­но­вил­ся, чуть ше­ве­ля ру­мя­ны­ми гу­ба­ми, вос­хищённо рас­смат­ри­вая про­хо­див­ших мимо крас­но­ар­мей­цев. (13)А Ни­ко­лай при­сталь­но по­смот­рел на него и в изум­ле­нии ши­ро­ко рас­крыл глаза: до чего же похож! (14)Такие же, как у стар­ше­го сы­ниш­ки, ши­ро­ко по­став­лен­ные го­лу­бые глаза, такие же льня­ные во­ло­сы… (15)Не­уло­ви­мое сход­ство было и в чер­тах лица, и во всей не­боль­шой плот­но сби­той фи­гур­ке. (16)Где-то он те­перь, его ма­лень­кий, бес­ко­неч­но род­ной Ни­ко­лень­ка Стрель­цов? (17)За­хо­те­лось ещё раз взгля­нуть на маль­чи­ка, так ра­зи­тель­но по­хо­же­го на сына, но Ни­ко­лай сдер­жал­ся: перед боем не нужны ему вос­по­ми­на­ния, от ко­то­рых раз­мя­ка­ет серд­це. (18)И он вспом­нит и по­ду­ма­ет о своих оси­ро­те­лых де­тиш­ках не в по­след­нюю ми­ну­ту, а после того, как от­бро­сят нем­цев от безы­мян­ной вы­со­ты. (19)А сей­час ав­то­мат­чи­ку Ни­ко­лаю Стрель­цо­ву надо плот­нее сжать губы и по­ста­рать­ся ду­мать о чём-либо по­сто­рон­нем, так будет лучше… (20)Ни­ко­лай всё же не вы­дер­жал ис­ку­ше­ния, огля­нул­ся: маль­чик, про­пу­стив ко­лон­ну, всё ещё стоял у до­ро­ги, смот­рел крас­но­ар­мей­цам вслед и робко, про­щаль­но по­ма­хи­вал под­ня­той над го­ло­вой за­го­ре­лой ру­чон­кой. (21)И снова, так же как и утром, не­ожи­дан­но и боль­но сжа­лось у Ни­ко­лая серд­це, а к горлу под­ка­тил тре­пе­щу­щий го­ря­чий клу­бок. (22)Жара ещё не спала. (23)Солн­це по-преж­не­му не­щад­но ка­ли­ло землю. (24)И вот на­сту­пи­ли те пред­ше­ству­ю­щие бою ко­рот­кие и ис­пол­нен­ные огром­но­го внут­рен­не­го на­пря­же­ния ми­ну­ты, когда учащённо и глухо бьют­ся серд­ца и каж­дый боец, как бы много ни было во­круг него то­ва­ри­щей, на миг чув­ству­ет ле­дя­ной хо­ло­док оди­но­че­ства и острую, со­су­щую серд­це тоску. (25)Танки по­ве­ли с ходу пу­шеч­ный огонь. (26)Сна­ря­ды ло­жи­лись, не до­ле­тая вы­со­ты. (27)Пер­вый танк оста­но­вил­ся, не дойдя до груп­пы тер­но­вых ку­стов, вто­рой вспых­нул, по­вер­нул было об­рат­но и стал, про­тя­нув к небу дег­тяр­но-чёрный, чуть ко­леб­лю­щий­ся дым­ный факел. (28)На флан­гах за­го­ре­лись ещё два танка. (29)Бойцы уси­ли­ли огонь, стре­ляя по пы­тав­шей­ся под­нять­ся пе­хо­те про­тив­ни­ка, по щелям, по вы­ска­ки­вав­шим из люков

го­рев­ших машин тан­ки­стам. (30)При­дав­лен­ная пулемётным огнём, пе­хо­та про­тив­ни­ка не­сколь­ко раз пы­та­лась под­нять­ся и снова за­ле­га­ла. (31)На­ко­нец она под­ня­лась, ко­рот­ки­ми пе­ре­беж­ка­ми пошла на сбли­же­ние, но в это время танки круто раз­вер­ну­лись, дви­ну­лись назад, оста­вив на скло­не шесть до­го­ра­ю­щих и под­би­тых машин.

(32)От­ку­да-то, слов­но из-под земли, Ни­ко­лай услы­шал глу­хой ли­ку­ю­щий голос Звя­гин­це­ва:

– Здо­ро­во мы их! (33)Пус­кай опять идут, мы их опять! (34)Ни­ко­лай за­ря­дил по­рож­ние диски, попил не­мно­го про­тив­но тёплой воды из фляги, по­смот­рел на часы. (35)Ему ка­за­лось, что бой длил­ся не­сколь­ко минут, а на самом деле с на­ча­ла атаки про­шло боль­ше по­лу­ча­са, за­мет­но скло­ни­лось на запад солн­це, и лучи его уже стали утра­чи­вать не­дав­нюю злую жгу­честь.

(36)Ещё раз глот­нув воды, Ни­ко­лай с со­жа­ле­ни­ем отнял от пе­ре­сох­ших губ фляж­ку, осто­рож­но вы­гля­нул из окопа. (37)В нозд­ри его уда­рил тяжёлый запах го­ре­ло­го же­ле­за и бен­зи­на, сме­шан­ный с горь­ким, зо­ли­стым духом жжёной травы. (38)Около бли­жай­ше­го танка вы­го­ра­ла трава, по вер­хуш­кам ко­вы­ля ме­та­лись мел­кие, почти не­ви­ди­мые в днев­ном свете языч­ки пла­ме­ни, на скло­не ды­ми­лись обуг­лен­ные, тёмные осто­вы не­по­движ­ных тан­ков. (39)Ни­ко­лай не услы­шал по­тряс­ше­го землю, об­валь­но­го гро­хо­та взры­ва, не уви­дел тяжко взды­бив­шей­ся рядом с ним боль­шой массы земли. (40)Сжа­тая, тугая волна го­ря­че­го воз­ду­ха смах­ну­ла в окоп на­сыпь пе­ред­не­го бруст­ве­ра, с силой от­ки­ну­ла го­ло­ву Ни­ко­лая. (41)Оч­нул­ся Ни­ко­лай, когда самолёты, с двух за­хо­дов ссы­пав свой груз, давно уже уда­ли­лись и не­мец­кая пе­хо­та, начав тре­тью по счёту атаку, при­бли­зи­лась к линии обо­ро­ны почти вплот­ную, го­то­вясь к ре­ша­ю­ще­му брос­ку. (42)Во­круг Ни­ко­лая гре­мел оже­сточённый бой. (43)Из по­след­них сил дер­жа­лись счи­та­ные бойцы полка; сла­бел их огонь: мало оста­ва­лось спо­соб­ных к за­щи­те людей; уже на левом флан­ге пошли в ход руч­ные гра­на­ты; остав­ши­е­ся в живых уже го­то­ви­лись встре­чать нем­цев по­след­ним шты­ко­вым уда­ром. (44)На­стиг­нув у са­мо­го овра­га бе­жав­ших нем­цев, на­ча­ли ра­бо­тать шты­ка­ми Звя­гин­цев и осталь­ные, да­ле­ко от­став от устре­мив­ших­ся вперёд крас­но­ар­мей­цев, тя­же­ло при­па­дая на ра­не­ную ногу, шёл сер­жант Люб­чен­ко, держа в одной руке знамя, дру­гой при­жи­мая к боку вы­став­лен­ный вперёд ав­то­мат; вы­полз из раз­би­то­го сна­ря­дом окопа ра­не­ный ка­пи­тан Сум­сков… (45)Опи­ра­ясь на левую руку, ка­пи­тан полз вниз с вы­со­ты, сле­дом за сво­и­ми бой­ца­ми. (46)Ни кро­вин­ки не было в его из­вест­ко­во-белом лице, но он всё же дви­гал­ся вперёд и, за­про­ки­ды­вая го­ло­ву, кри­чал ре­бя­че­ски тон­ким, сры­ва­ю­щим­ся го­лос­ком:

– Орёлики! (47)Род­ные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни!

 

 

 

 

(По М.А. Шо­ло­хо­ву*)


* Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич Шо­ло­хов (1906–1984) – рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, ки­но­сце­на­рист, жур­на­лист, во­ен­ный кор­ре­спон­дент, ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии по ли­те­ра­ту­ре.

Среди пред­ло­же­ний 12–17 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).