СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 9 № 14539

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) спл..шной, ст..дион, переб..рал

2) эп..демия, п..литра, об..няние

3) прец..дент, п..ртфель, ур..ган

4) бл..стать, подст..лить, к..снулся

5) переск..чить, б..говая, пл..вцы

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. сплошной (сплОшь) — ПГ, стадион — НГ, перебирал − ЧГ

2. эпидемия, палитра, обоняние — НГ

3. прецедент, портфель, ураган — НГ

4. блистать, подстелить, коснулся — ЧГ

5. перескочить — ЧГ, беговая (бЕг) — ПГ, пловцы − ЧГ

 

Ответ: 23.

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗА­ДА­НИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗ­УДАР­НАЯ ГЛАС­НАЯ В КОРНЕ. ОБОБ­ЩЕ­НИЕ.

Общее по­ня­тие о корне как части слова

Ко­рень — это глав­ная зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ос­нов­ное зна­че­ние дан­но­го слова и общее лек­си­че­ское зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Имен­но общее зна­че­ние, а не внеш­ний вид корня (или его части) поз­во­ля­ет от­не­сти то или иное слово к род­ствен­ным (или од­но­ко­рен­ным) сло­вам. В рус­ском языке не­ма­ло кор­ней, ко­то­рые пи­шут­ся оди­на­ко­во, но имеют со­вер­шен­но раз­ные зна­че­ния. На­при­мер, бук­во­со­че­та­ние ГОР встре­ча­ет­ся в ты­ся­чах слов, яв­ля­ет­ся кор­нем в сло­вах ГО­РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од­но­ко­рен­ных к ним. Но это не один и тот же ко­рень, а раз­ные, ведь по смыс­лу слова ГО­РЕТЬ, ГО­РЕ­ВАТЬ, ГОРА не имеют ни­че­го об­ще­го. Этот факт иг­ра­ет огром­ную роль в на­пи­са­нии кор­ней с без­удар­ной глас­ной. Так, в при­ведённом ряду слов для каж­до­го слова свой от­дель­ный спо­соб про­вер­ки: гореть (ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем), горевать (про­ве­роч­ное слово гО́ре), гора (гО́рный).

В за­да­нии 8 встре­ча­ют­ся:

про­ве­ря­е­мые глас­ные в корне (пункт 8.1)

не­про­ве­ря­е­мые глас­ные в корне (пункт 8.2)

без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем (пункт 8.3)

 

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо:

 — уметь опре­де­лять тип корня;

 — при­ме­нять пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие на­пи­са­ния того или иного типа корня.

 

В за­ви­си­мо­сти от типа корня су­ще­ству­ют раз­лич­ные пра­ви­ла на­пи­са­ния без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов.

 

8.1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это пра­ви­ло от­ра­ба­ты­ва­ет­ся на про­тя­же­нии всего школь­но­го курса рус­ско­го языка, а на­чи­на­лось изу­че­ние в на­чаль­ной школе. Все пом­нят пра­ви­ло:

 

БП

Чтобы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне слова, нужно из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное так, чтобы на эту глас­ную па­да­ло уда­ре­ние.

На­при­мер: в корне слова пот...плело будет пи­сать­ся буква е, так как в од­но­ко­рен­ном слове тЁплый под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся ё (для про­вер­ки кор­ней е и ё рав­но­знач­ны); в корне слова прит...рм..зить будут пи­сать­ся две буквы о, так как в од­но­ко­рен­ных сло­вах тОр­моз и за­тор­мО­жен­ный под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся о

 

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок. Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

    ПРИ­МЕ­ЧА­НИЯ

  1. Без­удар­ные глас­ные корня в сло­вах, близ­ких по зву­ча­нию, но раз­ных по зна­че­нию пи­шут­ся по-раз­но­му: залезать (в кар­ман) – зализать (раны), отварить (кар­то­фель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всхо­ды) – разрядить (ружье), умалять (зна­че­ние) – умолять (о по­ща­де), примерятье́ра) ко­стюм – примирятьир) со­се­дей; развева­ет­сяе́ять) флаг – развива­ет­ся (разви́тие) про­мыш­лен­ность. Слово, сто­я­щее в скоб­ках, по­мо­га­ет по­нять смысл слова с про­пу­щен­ной бук­вой.
  2. Глас­ную о в не­уда­ря­е­мых кор­нях гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида нель­зя про­ве­рять фор­ма­ми не­со­вер­шен­но­го вида на –ывать (–ивать), на­при­мер: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
  3. Если в корне пи­шет­ся ё, то в без­удар­ном по­ло­же­нии в од­но­кор­не­вых сло­вах сле­ду­ет пи­сать е: ис­пещрённый (пёстрый), звез­до­пад (звёзды), ве­сен­ний ( вёсны), гнез­дить­ся ( гнёзда)
  4. Без­удар­ные а - о в кор­нях с не­пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми ра, ла (бра­до­брей, пре­кра­тить, вла­чить, об­ла­ко ) нель­зя про­ве­рять со­от­вет­ству­ю­щи­ми пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми в корне оро, оло (бо­ро­да, уко­ро­тить, во­ло­ку, обо­лоч­ка). Не­пол­но­глас­ные со­че­та­ния ха­рак­тер­ны для ста­ро­сла­вян­ских кор­ней, и в них все­гда пи­шет­ся а.
  5. Не стоит слепо про­ве­рять ино­стран­ные слова друг дру­гом. В не­ко­то­рых сло­вах ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния с вы­де­ля­е­мым толь­ко эти­мо­ло­ги­че­ски суф­фик­сом на­пи­са­ние без­удар­ной глас­ной нель­зя про­ве­рять од­но­ко­рен­ным сло­вом, если про­ве­ря­е­мая и про­ве­роч­ная глас­ные вхо­дят в со­став суф­фик­сов раз­лич­но­го про­ис­хож­де­ния, на­при­мер: або­не­мент (-емент вос­хо­дит к фран­цуз­ско­му суф­фик­су), хотя або­ни­ро­вать (-иро­вать вос­хо­дит к не­мец­ко­му суф­фик­су); ак­ком­па­не­мент, хотя ак­ком­па­ни­ро­вать. Срав­ни­те также также ана­ло­гич­ное яв­ле­ние в со­ста­ве ино­языч­но­го корня дез­инфициро­вать, хотя дез­инфекция. Со­хра­ня­ет­ся глас­ная корня в сло­вах инъ­ек­ция — инъ­е­ци­ро­вать, про­ек­ция —про­еци­ро­вать и не­ко­то­рых дру­гих. Же­ла­ние про­ве­рить слово пре­зи­дент сло­вом пре­зи­ди­ум также со­мни­тель­но, так как эти слова род­ствен­ны лишь в языке−ис­точ­ни­ке, а в рус­ском языке НЕТ (или пока нет) ни од­но­го сло­ва­ря, где бы эти слова трак­то­ва­лись как род­ствен­ные.
  6. Не­до­пу­сти­мо про­ве­рять ино­языч­ные слова со­кращёнными сло­ва­ми, воз­ник­ши­ми в раз­го­вор­ной речи. Так, слово ком­пью­тер нель­зя про­ве­рить сло­вом комп (нет та­ко­го слова в гнез­де род­ствен­ных слов, да и в сло­ва­рях его нет; нель­зя про­ве­рить слово ин­тел­ли­гент сло­вом интел (слова «интел» не су­ще­ству­ет).

 

НА­ВЕРХ

 

8.2. Без­удар­ные глас­ные, не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии НГ

 

На­ря­ду со сло­ва­ми, ко­то­рые можно про­ве­рить од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или путём из­ме­не­ния его формы, су­ще­ству­ет целый ряд слов, на­пи­са­ние ко­то­рых не под­чи­нят­ся ни­ка­ким пра­ви­лам с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы су­ще­ство­вал еди­ный спи­сок слов, обя­за­тель­ных для за­по­ми­на­ния, и он пуб­ли­ко­вал­ся в учеб­ни­ках и по­со­би­ях для под­го­тов­ки к ЕГЭ. Но та­ко­го спис­ка нет, во вся­ком слу­чае, пока. В этом ряду есть и ис­кон­но рус­ские слова, и за­им­ство­ван­ные, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет расти за счёт слов ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния. Здесь совет толь­ко один: не пы­тай­тесь про­ве­рять не­про­ве­ря­е­мое. Как пра­ви­ло, в за­да­ни­ях ЕГЭ про­ве­ря­е­мые слова на­хо­дят­ся быст­ро, их про­ве­рить ЛЕГКО. На­пи­са­ние слов с не­про­ве­ря­е­мой глас­ной в корне про­ве­ря­ет­ся толь­ко по ор­фо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

 

 

НА­ВЕРХ

 

8.3. Без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ЧГ

 

По­ми­мо кор­ней с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, про­ве­ря­е­мы­ми уда­ре­ни­ем, и тех, ко­то­рые про­ве­рить нель­зя, су­ще­ству­ют корни с раз­лич­ны­ми че­ре­до­ва­ни­я­ми глас­ных. На­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных под­чи­ня­ет­ся тра­ди­ции. Про­ве­рять слова с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной уда­ре­ни­ем (путём под­бо­ра род­ствен­ных слов) − гру­бая ошиб­ка.

 

 

Все че­ре­ду­ю­щи­е­ся корни сле­ду­ет вы­учить на­и­зусть.. По­де­лим их на типы.

8.3.1.Че­ре­до­ва­ние глас­ных и/е в корне

Перед суф­фик­сом АНет суф­фик­са АИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни

1 со­би­рать – бир(а) –

2 за­пи­рать – пир(а) –

3 об­ди­рать – дир(а) –

4 об­ти­рать – тир(а) –

5 за­ми­рать – мир(а) –

6 вы­жи­гать – жиг(а) –

7 вы­чи­тать – чит(а)–

8 рас­сти­лать – стил(а) –

9 бли­стать – блист(а )

1 бер – соберет

2 пер – запереть

3 дер – обдерет

4 тер – обтереть

5 мер – замереть

6 жег – выжег

7 чет – вычет

8 стел – расстелить

9 блест – блестеть

1

2

3

4

5

6

7 со­че­та­ние, со­че­тать

8

9

1

2

3

4 по­те­рять, по­тер­петь

5 мир, мера

6

7

8

9

Об­ра­ти­те вни­ма­ние:

про­ти­во­по­став­ле­ние е/и в кор­нях гла­го­лов, как пра­ви­ло, со­от­вет­ству­ет про­ти­во­по­став­ле­нию со­вер­шен­но­го и не­со­вер­шен­но­го вида: уме­реть (сов. вид) – уми­рать (несов. вид), за­те­реть(сов. вид) – за­ти­рать (несов. вид), вы­жечь (сов. вид) – вы­жи­гать (несов. вид), рас­сте­лить (сов. вид) – рас­сти­лать (несов. вид), об­де­ру(сов. вид) – об­ди­раю (несов. вид).

 

Как видно из таб­ли­цы, кор­ней, в ко­то­рых и че­ре­ду­ет­ся с е, всего де­вять. В этих кор­нях пи­шет­ся буква И перед суф­фик­сом А, но пи­шет­ся буква Е, если нет суф­фик­са А

Корни с че­ре­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми надо вы­учить, чтобы не воз­ни­ка­ло со­блаз­на в про­ти­во­ре­ча­щих друг другу про­вер­ках. На­при­мер, слово за­ти­раю, ка­за­лось бы, можно про­ве­рить сло­ва­ми про­тер и про­тир­ка, а слово сте­литьсте­лет и под­стил­ка. Какой же об­ра­зец вы­брать для про­вер­ки? Ни­ка­кой!

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем МЕР/МИР, в этом ряду слов всего не­сколь­ко: уме­реть, за­ме­реть/ уми­рать, за­ми­рать. Омо­ни­мич­ные корни (то есть по­хо­жие, но со­вер­шен­но с дру­гим зна­че­ни­ем) МИР и МЕР не яв­ля­ют­ся кор­ня­ми с че­ре­до­ва­ни­ем. По­это­му слова мир­ный, при­ми­рить­ся, пе­ре­ми­рие; ми­ро­вой, ми­ро­воз­зре­ние, ми­ро­ощу­ще­ние; при­ме­рять (пла­тье), при­ме­роч­ная, из­ме­ре­ние не от­но­сят­ся к сло­вам с че­ре­до­ва­ни­ем в корне.

 

8.3.2.Пра­во­пи­са­ние кор­ней с че­ре­до­ва­ни­ем ИМ/ИН с А/Я

Удар­ное А или Я в без­удар­ном по­ло­же­нии че­ре­ду­ет­ся с ИМ или ИН :

начать  —   начинать; принять  —   принимать, понять  —   понимать, снять  —  снимать, сжать  —  сжимать. При этом пра­во­пи­са­ние им, ин, как видно из при­ме­ров, свя­за­но с по­сле­ду­ю­щим суф­фик­сом а. Это пары гла­го­лов со­вер­шен­но­го и не­со­вер­шен­но­го вида, как и гла­го­лы из преды­ду­щей таб­ли­цы.

 

НА­ВЕРХ

 

8.3.3.Че­ре­до­ва­ние глас­ных а/о в корне

В за­ви­си­мо­сти от усло­вий су­ще­ству­ет не­сколь­ко типов.

 

1. Пра­во­пи­са­ние корня за­ви­сит от уда­ре­ния. В тех глас­ных, ко­то­рые стоят под уда­ре­ни­ем, оши­бить­ся не­воз­мож­но. По­это­му сле­ду­ет за­по­ми­нать толь­ко без­удар­ные корни.

 

Под уда­ре­ни­ем Без уда­ре­нияИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни
гар/гор

Толь­ко а: загАр, огА­рок

Толь­ко о: за­гО­ре­лый, угО­рел

выгарки, изгарь, пригарьгоре, гора, го­ря­чий, горь­кий
клан/клон
Пи­шет­ся и а, и о: клА­нять­ся и по­клОн Толь­ко о: склО­не­ние, на­клО­нить нет ис­клю­че­нийкло­ни­ро­вать
твар/твор
Пи­шет­ся и а, и о: твАрь, твОр­че­ство

Пи­шет­ся толь­ко о: вы­твО­рять, со­твО­ритьутварьтво­рог
зар/зор
Пи­шет­ся и а, и о: зА­ре­во, зОри

Пи­шет­ся толь­ко а: зАря, зА­рян­казо­ре­ватьпро­зор­ли­вый
плав/плов/плыв
Пи­шет­ся а и ы: плА­вать, плА­ва­ние, за­плЫв

Пи­шет­ся а: по­плА­вок

Пи­шет­ся ы: плы­ву­чий, плы­вун

пло­вец, плов­чи­ха

 

рас­плав­лен­ный
 

НА­ВЕРХ

 

2. Пра­во­пи­са­ние корня за­ви­сит от по­сле­ду­ю­щей буквы.

 

 

Усло­виеПри­ме­рыИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни
раст/ращ/рос
Перед СТтоль­ко а: рАсти, под­рАс­тать, рАс­те­ниеросто́к, ро­сто­во́й, ро­стов­щи́к, вы́рост,

под­рост­ко́вый, Ро­стов, Ро­сти­слав

 
Перед Щтоль­ко а: вы­рА­щи­вать, от­рА­щи­ватьнетвра­ще­ние, пре­вра­ще­ние
Перед Столь­ко о: вы­рОс­ли, от­расль 
Об­ра­ти­те вни­ма­ние: под уда­ре­ни­ем перед с (с по­сле­ду­ю­щим т и без него) — толь­ко о, на­при­мер: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, пе­ре­ро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, ди­ко­ро́сы.
лаг/лож
Перед Гвсе­гда а: при­лА­гать, пред­лА­гать, слА­га­е­моенет 
Перед Ж все­гда о: при­лО­же­ние, пред­лО­же­ние, слО­житьпологслож­но­ва­тый, на­сла­жде­ние
кас/кос
Перед Авсе­гда а: ка­сать­ся, ка­са­ниенетко­сич­ка, косой, ко­сить
Нет Авсе­гда о: при­кОс­нуть­сянет 
скак/скоч
Перед Кобыч­но а: при­скА­кать рас­ка­чать­ся
Перед Чобыч­но о: за­ско­читьска­чок, скачу ( и в фор­мах этого слова: ска­че­те, ска­чут, в ко­то­рых глас­ная в корне стоит под уда­ре­ни­ем)  

 

 

НА­ВЕРХ

 

3. На­пи­са­ние глас­ной буквы в корне за­ви­сит от того, какое слово имеет зна­че­ние.

 

Пи­шет­ся АПи­шет­ся ОИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни
равн/ровн
ко­рень со зна­че­ни­ем «оди­на­ко­вый, рав­ный, сход­ный»: под­рАв­нять­ся, урАв­не­ниеко­рень со зна­че­ни­ем «глад­кий, ров­ный, пря­мой»: под­рОв­нять, урО­вень.по­ров­ну, ро­вес­ник, рав­нять­ся, рав­ни­на 
Рас­по­зна­вать корни -равн-/-ровн- бы­ва­ет труд­но, по­сколь­ку их зна­че­ния часто близ­ки. Ис­то­ри­че­ски они озна­ча­ли одно и то же, но ко­рень -ровн- ис­кон­но рус­ский, а -равн- по про­ис­хож­де­нию ста­ро­сла­вян­ский. Наи­бо­лее часто упо­треб­ля­е­мые слова с этими кор­ня­ми сле­ду­ет про­сто вы­учить.
мак/моч
ко­рень со зна­че­ни­ем «по­гру­жать, опус­кать в жид­кость»: ма­кАть в чай, об­мАк­нуть в крас­куко­рень со зна­че­ни­ем «впи­ты­вать, про­пус­кать жид­кость»: вы­мОк­нуть под до­ждем, про­мОк­нуть сал­фет­кой  

НА­ВЕРХ