Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 1547
i

(1)В море во­круг вул­ка­ни­че­ско­го кра­те­ра, на­хо­дя­ще­го­ся на по­верх­но­сти вул­ка­на или не­глу­бо­ко под водой, об­ра­зу­ет­ся риф  — воз­вы­ше­ние в форме коль­ца. (2)Он со­сто­ит из ске­ле­тов ко­рал­лов  — мик­ро­ско­пи­че­ских мор­ских су­ществ, мил­ли­о­ны ко­то­рых живут в тёплой мор­ской воде на не­боль­шой глу­би­не. (3)<...> вул­ка­ни­че­ский ост­ров раз­ру­ша­ет­ся и опус­ка­ет­ся под воду, ко­рал­ло­вый риф под­ни­ма­ет­ся выше.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  В море во­круг вул­ка­ни­че­ско­го кра­те­ра, на­хо­дя­ще­го­ся на по­верх­но­сти вул­ка­на или не­глу­бо­ко под водой, об­ра­зу­ет­ся воз­вы­ше­ние в форме коль­ца.

2)  Ко­рал­ло­вый риф со­сто­ит из ске­ле­тов ко­рал­лов  — мик­ро­ско­пи­че­ских мор­ских су­ществ, мил­ли­о­ны ко­то­рых живут в тёплой мор­ской воде на не­боль­шой глу­би­не.

3)  Со­сто­я­щий из ске­ле­тов ко­рал­лов риф, име­ю­щий форму коль­ца, об­ра­зу­ет­ся во­круг кра­те­ра под­вод­но­го вул­ка­на и под­ни­ма­ет­ся по мере раз­ру­ше­ния вул­ка­ни­че­ско­го ост­ро­ва.

4)  По мере того как вул­ка­ни­че­ский ост­ров раз­ру­ша­ет­ся, ко­рал­ло­вый риф опус­ка­ет­ся под воду.

5)  Риф, об­ра­зу­ю­щий­ся во­круг кра­те­ра под­вод­но­го вул­ка­на и под­ни­ма­ю­щий­ся по мере раз­ру­ше­ния вул­ка­ни­че­ско­го ост­ро­ва, со­сто­ит из ске­ле­тов ко­рал­лов и имеет форму коль­ца.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Тезис 1  — не вся ин­фор­ма­ция.

Тезис 2  — не вся ин­фор­ма­ция.

Тезис 4  — про­ти­во­ре­чит тек­сту: риф под­ни­ма­ет­ся выше по мере раз­ру­ше­ния ост­ро­ва, а не опус­ка­ет­ся.

Верны остав­ши­е­ся, с ана­ло­гич­ной ин­фор­ма­ци­ей.

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 1072
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 

На­о­бо­рот,

Пре­жде всего,

По мере того как

По­это­му

Од­на­ко


2
Тип Д3 № 7850
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ГЛУ­БИ­НА. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ГЛУ­БИ­НА́, -ы, мн. -ины, -ин, жен.

1.  Про­тяжённость, рас­сто­я­ние от по­верх­но­сти до дна или до какой-н. точки по на­прав­ле­нию вниз. На глу­би­не 200 мет­ров. Г. ко­лод­ца.

2.  Место на дне водоёма, боль­шо­го углуб­ле­ния. Мор­ские глу­би­ны. Глу­би­ны ми­ро­зда­ния (перен.).

3.  чего. Про­стран­ство, рас­по­ло­жен­ное вглубь от гра­ни­цы, от края чего-н. В глу­би­не леса, сада. В глу­би­не зала.

4.  перен., чего. Сила, сте­пень про­яв­ле­ния чего-н.; ос­но­ва­тель­ность. Г. идеи, чув­ства, зна­ний.


3
Тип Д2 № 14436
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те про­стой под­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.