Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 1623
i

(1)В боль­шин­стве со­вре­мен­ных осве­ти­тель­ных устройств преду­смот­ре­на осо­бая си­сте­ма элек­трон­но­го кон­тро­ля, она поз­во­ля­ет сбе­ре­гать до 30% элек­тро­энер­гии и де­лать свет ров­ным, не­мер­ца­ю­щим. (2)<...> осо­бен­но важно с точки зре­ния со­хра­не­ния здо­ро­вья людей. (3)Не­дав­ние ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что мер­ца­ю­щий свет трав­ми­ру­ет ор­га­ны зре­ния.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Для со­вре­мен­ных осве­ти­тель­ных устройств преду­смот­ре­на осо­бая си­сте­ма элек­трон­но­го кон­тро­ля, ко­то­рая сбе­ре­га­ет до 30% элек­тро­энер­гии и де­ла­ет свет ров­ным, не­мер­ца­ю­щим.

2)  Чтобы не толь­ко эко­но­мить элек­тро­энер­гию, но и устра­нять мер­ца­ние света, на­но­ся­щее вред зре­нию, в со­вре­мен­ных осве­ти­тель­ных при­бо­рах ис­поль­зу­ет­ся си­сте­ма элек­трон­но­го кон­тро­ля.

3)  Мер­ца­ю­щий свет трав­ми­ру­ет ор­га­ны зре­ния, по­это­му се­год­ня ис­поль­зу­ют­ся со­вре­мен­ные осве­ти­тель­ные устрой­ства.

4)  Си­сте­ма элек­трон­но­го кон­тро­ля осве­ти­тель­ных устройств поз­во­ля­ет не толь­ко эко­но­мить элек­тро­энер­гию, но и устра­нять мер­ца­ние света, вред­ное для зре­ния.

5)  Си­сте­ма элек­трон­но­го кон­тро­ля осве­ти­тель­ных устройств, поз­во­ля­ю­щая сбе­ре­гать до 30% элек­тро­энер­гии, де­ла­ет свет ров­ным, не­мер­ца­ю­щим, что трав­ми­ру­ет ор­га­ны зре­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 1) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: в нём нет ин­фор­ма­ции о том, что это поз­во­ля­ет со­хра­нить здо­ро­вье людей.

Пред­ло­же­ние 3) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: в нём ни­че­го не ска­за­но о си­сте­ме кон­тро­ля со­вре­мен­ных осве­ти­тель­ных устройств и о том, что это по­мо­га­ет эко­но­мить элек­тро­энер­гию.

Пред­ло­же­ние 5) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: «Си­сте­ма элек­трон­но­го кон­тро­ля...де­ла­ет свет ров­ным, не­мер­ца­ю­щим, что трав­ми­ру­ет ор­га­ны зре­ния», а в тек­сте на­о­бо­рот: по­мо­га­ет со­хра­нить зре­ние.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4 и 2.

 

Ответ: 24|42.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
Гость 05.03.2015 10:11

По­че­му не 2 и 4 а 42 не будет ли это ошиб­кой при за­пол­не­нии блан­ка?

Татьяна Юдина

Оба ва­ри­ан­та вне­се­ны и в наше поле «ОТВЕТ», и тем более будут верны на эк­за­ме­не.

Гость 27.03.2015 16:59

Объ­яс­ни­те, по­че­му 1 не пра­виль­но?

Татьяна Юдина

В нём нет ин­фор­ма­ции о вли­я­нии на зре­ние.

1
Тип Д2 № 1680
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.


2
Тип Д3 № 8065
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова РОВ­НЫЙ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

РО́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно, -вны и -вны.

1.  Глад­кий, пря­мой, не име­ю­щий воз­вы­ше­ний, утол­ще­ний, из­ги­бов. Ров­ная мест­ность. До­ро­га идёт ровно (нареч.). Р. ряд зубов. Ров­ная пряжа.

2.  Рав­но­мер­ный, спо­кой­ный. Р. пульс. Ровно (нареч.) ды­шать. Р. тон, голос.

3.  По­сто­ян­но оди­на­ко­вый и спо­кой­ный, урав­но­ве­шен­ный. Ров­ная жизнь. Р. ха­рак­тер.

4.  Со­вер­шен­но оди­на­ко­вый по ве­ли­чи­не. Ров­ные доли. Раз­де­лить ровно (нареч.; по­ров­ну).