Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 1661
i

(1)Ра­ди­а­тор ав­то­мо­би­ля пред­став­ля­ет собой за­мкну­тую си­сте­му, в связи с чем зимой воз­ни­ка­ют труд­но­сти. (2)При тем­пе­ра­ту­ре ниже нуля обыч­ная вода за­мер­за­ет и пе­ре­кры­ва­ет па­труб­ки ра­ди­а­то­ра, из-за чего мотор пе­ре­гре­ва­ет­ся, и, что ещё хуже, замёрзшая вода рас­ши­ря­ет­ся и может взо­рвать па­труб­ки. (3)<...> воду для ра­ди­а­то­ра сме­ши­ва­ют с ан­ти­фри­зом  — со­дер­жа­щей сахар жид­ко­стью, не поз­во­ля­ю­щей воде пре­вра­тить­ся в лёд даже при ми­ну­со­вой тем­пе­ра­ту­ре.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ан­ти­фриз  — это со­дер­жа­щая сахар жид­кость, не поз­во­ля­ю­щая воде пре­вра­тить­ся в лёд.

2)  Ра­ди­а­тор ав­то­мо­би­ля  — это за­мкну­тая си­сте­ма, тре­бу­ю­щая ис­поль­зо­ва­ния воды, ко­то­рая пре­пят­ству­ет пе­ре­гре­ву мо­то­ра и по­мо­га­ет со­хра­нить це­лост­ность па­труб­ков ра­ди­а­то­ра.

3)При ми­ну­со­вой тем­пе­ра­ту­ре воду в ра­ди­а­то­ре ав­то­мо­би­ля сме­ши­ва­ют с ан­ти­фри­зом, жид­ко­стью, со­дер­жа­щей сахар, что поз­во­ля­ет предот­вра­тить за­мер­за­ние воды, при­во­дя­щее к пе­ре­гре­ву мо­то­ра и раз­ры­ву па­труб­ков.

4)  При тем­пе­ра­ту­ре ниже нуля обыч­ная вода за­мер­за­ет и пе­ре­кры­ва­ет па­труб­ки ра­ди­а­то­ра, что может при­ве­сти к не­ис­прав­но­стям, по­это­му зимой в ра­ди­а­то­ре ав­то­мо­би­ля вме­сто воды не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ан­ти­фриз.

5)  Чтобы предот­вра­тить при­во­дя­щее к пе­ре­гре­ву мо­то­ра и раз­ры­ву па­труб­ков за­мер­за­ние воды в ра­ди­а­то­ре ав­то­мо­би­ля, при ми­ну­со­вой тем­пе­ра­ту­ре её сме­ши­ва­ют с ан­ти­фри­зом  — со­дер­жа­щей сахар жид­ко­стью.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 1) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ука­за­но, для чего ис­поль­зу­ет­ся ан­ти­фриз.

Пред­ло­же­ние 2) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ска­за­но, что для не­до­пу­ще­ния пе­ре­гре­ва мо­то­ра в ра­ди­а­то­ре ис­поль­зу­ет­ся ан­ти­фриз.

Пред­ло­же­ние 4) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: нет упо­ми­на­ния о том, что от не­ис­прав­но­сти ра­ди­а­то­ра воз­ни­ка­ет пе­ре­грев мо­то­ра и что ан­ти­фриз − это жид­кость, со­дер­жа­щая сахар.

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция в пред­ло­же­ни­ях 3) и 5).

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
Гость 24.01.2015 14:16

НЕ МОЖЕТ ТА­КО­ГО БЫТЬ!!!! В от­ве­тах 3 и 5 по­вто­ря­ет­ся ин­фор­ма­ция про со­дер­жа­щую сахар жид­кость. По-моему 1 и 2, се­год­ня на проб­ном ЕГЭ было за­да­ние в 3-ем ва­ри­ан­те.

Татьяна Юдина

В пред­ло­же­нии 1 не со­дер­жит­ся ВСЕЙ ин­фор­ма­ции из тек­ста.

В пред­ло­же­нии 2 не со­дер­жит­ся всей ин­фор­ма­ции.

Долж­ны быть НЕ КУ­СОЧ­КИ ин­фор­ма­ции типа в 1-м одна часть, во 2 -дру­гая, а пол­но­цен­ное пред­ло­же­ние со ВСЕЙ ин­фор­ма­ци­ей.

1
Тип Д2 № 1148
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии?Вы­пи­ши­те это слово.

 

Впо­след­ствии

Сле­до­ва­тель­но,

Не­смот­ря на это,

Од­на­ко

По­это­му


2
Тип Д3 № 7852
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СИ­СТЕ­МА. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СИСТЕ́МА, -ы, жен.

1.  Опре­делённый по­ря­док в рас­по­ло­же­нии и связи дей­ствий. При­ве­сти в си­сте­му свои на­блю­де­ния. Ра­бо­тать по стро­гой си­сте­ме.

2.  Форма ор­га­ни­за­ции чего-н. Из­би­ра­тель­ная с. С. зем­ле­де­лия.

3.  Нечто целое, пред­став­ля­ю­щее собой един­ство за­ко­но­мер­но рас­по­ло­жен­ных и на­хо­дя­щих­ся во вза­им­ной связи ча­стей. Грам­ма­ти­че­ская с. языка. Пе­ри­о­ди­че­ская с. эле­мен­тов (Д. И. Мен­де­ле­е­ва). С. взгля­дов. Фи­ло­соф­ская с. (уче­ние). Пе­да­го­ги­че­ская с. Ушин­ско­го. С. ка­на­лов.

4.  Об­ще­ствен­ный строй, форма об­ще­ствен­но­го устрой­ства. Со­ци­аль­ная с. Ка­пи­та­ли­сти­че­ская с.

5.  Со­во­куп­ность ор­га­ни­за­ций, од­но­род­ных по своим за­да­чам, или учре­жде­ний, ор­га­ни­за­ци­он­но объ­единённых в одно целое. Ра­бо­тать в си­сте­ме Ака­де­мии наук.

6.  Тех­ни­че­ское устрой­ство, кон­струк­ция. Самолёт новой си­сте­мы.

7.  То, что стало нор­маль­ным, обыч­ным, ре­гу­ляр­ным (разг.). За­ряд­ка по утрам пре­вра­ти­лась в си­сте­му (вошла в си­сте­му, стала си­сте­мой).


3
Тип Д2 № 14438
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те на­ре­чие, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.