Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 18179
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние видо-вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

В)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Всю жизнь здо­ро­вье Фриды Кало было сла­бым: она стра­да­ла по­лио­ми­е­ли­том с ше­сти­лет­не­го воз­рас­та, а после серьёзной ав­то­мо­биль­ной ава­рии, в ко­то­рую она по­па­ла в под­рост­ко­вом воз­расте, ей при­ш­лось вы­дер­жать мно­го­чис­лен­ные опе­ра­ции, по­вли­яв­шие на всю её жизнь.

2)  Когда детям на­до­е­ло иг­рать в пе­соч­ни­це, они по­бе­гут в дет­скую, где пол­ным-полно иг­ру­шек и даже есть виг­вам, осо­бен­но ра­ду­ю­щий ма­лы­шей.

3)  В не­ко­то­рых пле­ме­нах Южной Аме­ри­ки до сих пор со­хра­нил­ся культ пред­ков: мест­ные ин­дей­цы ува­жа­ют, бо­ят­ся и по­кло­ня­ют­ся духам умер­ших.

4)  Когда Эн­ри­ке Бер­нат, ос­но­ва­тель ком­па­нии по про­из­вод­ству ка­ра­ме­ли, об­ра­тил­ся к Саль­ва­до­ру Дали с прось­бой на­ри­со­вать что-то за­по­ми­на­ю­ще­е­ся для оформ­ле­ния обёртки, ху­дож­ник очень быст­ро на­бро­сал ему кар­тин­ку, где была изоб­ра­же­на ро­маш­ка «Чупа-Чупс».

5)  Кон­фликт ока­зал­ся не­раз­ре­ши­мым: каж­дая сто­ро­на, ссы­ла­ясь на со­бы­тия в про­шлом, об­ви­ня­ли друг друга всё боль­ше и боль­ше, и в ре­зуль­та­те не уда­лось не толь­ко прий­ти к ком­про­мис­су, но и спо­кой­но вы­слу­шать вза­им­ные пре­тен­зии.

6)  Гессе начал увлечённо за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью со времён Пер­вой ми­ро­вой войны, причём, бу­дучи са­мо­уч­кой, глав­ная его цель со­сто­я­ла в том, чтобы пре­одо­леть ду­шев­ный кри­зис.

7)  За­ду­мав новую кар­ти­ну, я беру новый холст, на­тя­ну­тый на под­рам­ник, став­лю его на моль­берт, на­бра­сы­ваю углём ри­су­нок, потом в левую руку беру па­лит­ру, вы­дав­ли­ваю на неё нуж­ные мне крас­ки, в пра­вую руку беру кисть, под­хо­жу к хол­сту и на­чи­наю ра­бо­тать.

8)  Учи­тель, за­кон­чив урок, об­ра­тил­ся ко мне и по­про­сил, что ты сходи, по­жа­луй­ста, в биб­лио­те­ку и при­не­си три эк­зем­пля­ра тол­ко­во­го сло­ва­ря.

9)  На не­дав­нем со­ве­ща­нии, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло боль­шин­ство со­труд­ни­ков, об­суж­да­лись важ­ные во­про­сы, свя­зан­ные с усло­ви­я­ми труда.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия.

А)  на­ру­ше­ние видо-вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм  — 2) Когда детям на­до­е­ло иг­рать в пе­соч­ни­це, они по­бе­гут в дет­скую, где пол­ным-полно иг­ру­шек и даже есть виг­вам, осо­бен­но ра­ду­ю­щий ма­лы­шей. КОР­РЕКТ­НО: 2) Когда детям на­до­е­ло иг­рать в пе­соч­ни­це, они по­бе­жа­ли в дет­скую, где пол­ным-полно иг­ру­шек и даже есть виг­вам, осо­бен­но ра­ду­ю­щий ма­лы­шей.

 

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью  — 8) Учи­тель, за­кон­чив урок, об­ра­тил­ся ко мне и по­про­сил, что ты сходи, по­жа­луй­ста, в биб­лио­те­ку и при­не­си три эк­зем­пля­ра тол­ко­во­го сло­ва­ря. КОР­РЕКТ­НО: 8) Учи­тель, за­кон­чив урок, об­ра­тил­ся ко мне и по­про­сил, чтобы я схо­дил в биб­лио­те­ку и при­нес три эк­зем­пля­ра тол­ко­во­го сло­ва­ря.

 

В)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым  — 5) Кон­фликт ока­зал­ся не­раз­ре­ши­мым: каж­дая сто­ро­на, ссы­ла­ясь на со­бы­тия в про­шлом, об­ви­ня­ли друг друга всё боль­ше и боль­ше, и в ре­зуль­та­те не уда­лось не толь­ко прий­ти к ком­про­мис­су, но и спо­кой­но вы­слу­шать вза­им­ные пре­тен­зии. КОР­РЕКТ­НО: 5) Кон­фликт ока­зал­ся не­раз­ре­ши­мым: каж­дая сто­ро­на, ссы­ла­ясь на со­бы­тия в про­шлом, об­ви­няла друг друга всё боль­ше и боль­ше, и в ре­зуль­та­те не уда­лось не толь­ко прий­ти к ком­про­мис­су, но и спо­кой­но вы­слу­шать вза­им­ные пре­тен­зии.

 

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми  — 3) В не­ко­то­рых пле­ме­нах Южной Аме­ри­ки до сих пор со­хра­нил­ся культ пред­ков: мест­ные ин­дей­цы ува­жа­ют, бо­ят­ся и по­кло­ня­ют­ся духам умер­ших. КОР­РЕКТ­НО: 3) В не­ко­то­рых пле­ме­нах Южной Аме­ри­ки до сих пор со­хра­нил­ся культ пред­ков: мест­ные ин­дей­цы ува­жа­ют умер­ших, бо­ят­ся их духов и по­кло­ня­ют­ся им.

 

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том  — 6) Гессе начал увлечённо за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью со времён Пер­вой ми­ро­вой войны, причём, бу­дучи са­мо­уч­кой, глав­ная его цель со­сто­я­ла в том, чтобы пре­одо­леть ду­шев­ный кри­зис. КОР­РЕКТ­НО: 6) Гессе начал увлечённо за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью со времён Пер­вой ми­ро­вой войны, причём, бу­дучи са­мо­уч­кой, глав­ную свою цель видел в том, чтобы пре­одо­леть ду­шев­ный кри­зис.

 

Нет оши­бок в пред­ло­же­ни­ях: 1, 4, 7, 9.

 

В пред­ло­же­нии 9 воз­мож­ны две формы ска­зу­е­мо­го: и в ед., и во мн. числе.

 

Ответ: 28536.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.