Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

(1)Вы не раз, ве­ро­ят­но, чи­та­ли и слы­ша­ли о мас­со­вом ге­ро­из­ме в Крас­ной Армии. (2)Это ис­ти­на, это свя­тые слова. (3)Но знай­те: мас­со­во­го ге­ро­из­ма не бы­ва­ет, если нет во­жа­ка, если нет того, кто идёт пер­вым. (4)Не­лег­ко под­нять людей в атаку, и никто не под­ни­мет­ся, если нет пер­во­го, если не вста­нет один, не пойдёт впе­ре­ди, увле­кая всех.

(5)Бур­на­шев под­нял­ся, ото­рвав себя от земли, ис­пол­няя при­каз – не толь­ко мой, но вме­сте с тем при­каз Ро­ди­ны сыну, – Бур­на­шев про­кри­чал во всё поле:

– За Ро­ди­ну! (6)Вперёд!

(7)И вдруг голос пре­рвал­ся; будто спо­ткнув­шись о на­тя­ну­тую под но­га­ми про­во­ло­ку, Бур­на­шев с раз­бе­гу, с раз­ма­ху упал. (8)По­ка­за­лось: он сей­час вско­чит, по­бе­жит даль­ше, и все, вы­но­ся перед собой штыки, по­бе­гут на врага вме­сте с ними. (9)Но он лежал, рас­ки­нув руки, лежал, не под­ни­ма­ясь. (10)Все смот­ре­ли на него, на рас­пла­стан­но­го в снегу лей­те­нан­та, под­ко­шен­но­го с пер­вых шагов, все чего-то ждали.

(11)Опять про­шла на­пряжённая се­кун­да. (12)Цепь не под­ня­лась.

(13)Снова кто-то вско­чил, и в пулемётной трес­кот­не взмы­ли над полем те же слова, тот же при­зыв. (14)Голос был не­есте­ствен­но вы­со­кий, по узень­кой ма­ло­рос­лой фи­гу­ре все узна­ли крас­но­ар­мей­ца Бу­ке­е­ва. (15)Од­на­ко и он, едва ри­нув­шись вперёд, рух­нул.

(16)У меня на­пру­жи­ни­лось тело, паль­цы сгреб­ли снег. (17)Опять ис­тек­ла се­кун­да. (18)Цепь не под­ня­лась.

(19)Наши то­ва­ри­щи, сорок–пять­де­сят крас­но­ар­мей­цев, су­мев­шие вы­брать мо­мент для удара в спину врага, при­бли­жа­лись к нем­цам с дру­гой сто­ро­ны, ко­то­рые и там уже от­кры­ли паль­бу, а мы ле­жа­ли, по-преж­не­му при­ши­тые к земле, ле­жа­ли, об­ре­кая на по­ги­бель горст­ку бра­тьев-смель­ча­ков.

(20)Каж­дый из нас, как и я, на­пру­жи­нил­ся, каж­дый стре­мил­ся рва­нуть­ся, вско­чить, и никто не вска­ки­вал.

(21)Да что же это? (22)Не­уже­ли мы так и про­ле­жим, так и ока­жем­ся тру­са­ми, пре­да­те­ля­ми бра­тьев? (23)Не­уже­ли не найдётся ни­ко­го, кто в тре­тий раз стре­ми­тель­но дви­нул­ся бы вперёд, увле­кая роту?

(24)И я вдруг ощу­тил, что взгля­ды всех устрем­ле­ны на меня, ощу­тил, что ко мне, к стар­ше­му ко­ман­ди­ру, к ком­ба­ту, слов­но к цен­траль­ной точке боя, при­тя­ну­то обострённое вни­ма­ние: все, чу­ди­лось, ждали, что ска­жет, как по­сту­пит ком­бат. (25)И, отчётливо со­зна­вая, что со­вер­шаю безу­мие, я рва­нул­ся вперёд, чтобы по­дать за­ра­зи­тель­ный при­мер.

(26)Но меня тот­час с силой схва­тил за плечи, вда­вил в снег стар­ший по­лит­рук Тол­сту­нов:

– Не дури, не смей, ком­бат!

(27)Его при­ят­но-гру­бо­ва­тое лицо в один миг пе­ре­ме­ни­лось: ли­це­вые мышцы на­пряг­лись, ока­ме­не­ли. (28)Он от­толк­нул­ся, чтобы рез­ким дви­же­ни­ем встать, но те­перь я схва­тил его за руку.

(29)Ко­ман­ди­ру на­доб­но знать, что в бою каж­дое его слово, дви­же­ние, вы­ра­же­ние лица улав­ли­ва­ет­ся всеми, дей­ству­ет на всех; на­доб­но знать, что управ­ле­ние боем есть не толь­ко управ­ле­ние огнём или пе­ре­дви­же­ни­я­ми сол­дат, но и управ­ле­ние пси­хи­кой. (30)Ко­неч­но, не дело ком­ба­та во­дить роту вру­ко­паш­ную. (31)Я вспом­нил всё, чему мы обу­ча­лись, вспом­нил завет Пан­фи­ло­ва: «Нель­зя во­е­вать гру­дью пе­хо­ты... (32)Бе­ре­ги сол­да­та. (33)Бе­ре­ги дей­стви­ем, огнём...»

(34)Я крик­нул:

– Ча­стый огонь по пулемётчи­кам! (35)При­жми­те их к земле!

(36)Бойцы по­ня­ли. (37)Те­перь наши пули за­сви­ста­ли над го­ло­ва­ми стре­ля­ю­щих нем­цев.

(38)Ага, не­мец­кие пулемётчики ис­чез­ли, про­па­ли за щит­ка­ми. (39)Ага, кого-то мы там под­стре­ли­ли. (40)Один пулемёт за­пнул­ся, пе­ре­ста­ло вы­ска­ки­вать длин­ное острое пламя. (41)Я ловил мо­мент, чтобы ско­ман­до­вать. (42)Но не успел.

(43)Над цепью разнёсся ярост­ный крик Тол­сту­но­ва:

– За Ро­ди­ну! (44)Ура-а-а!

(45)Мы уви­де­ли: Тол­сту­нов под­нял­ся вме­сте с пулемётом и по­бе­жал, упе­рев при­клад в грудь, стре­ляя и крича на бегу. (46)Голос Тол­сту­но­ва про­пал в рёве дру­гих го­ло­сов. (47)Бойцы вска­ки­ва­ли.

(48)С кри­ком они рва­ну­лись на врага, они об­го­ня­ли Тол­сту­но­ва. (49)Вы­пу­стив па­тро­ны, Тол­сту­нов взял­ся за го­ря­чий ствол пулемёта и под­нял над собой тяжёлый при­клад, как ду­би­ну.

(50)Немцы не при­ня­ли на­ше­го вы­зо­ва на ру­ко­паш­ный бой, не при­ня­ли шты­ко­во­го удара, их бо­е­вой по­ря­док сме­шал­ся, они бе­жа­ли от нас. (51)Пре­сле­дуя врага, мы – наша вто­рая рота и взвод бой­цов, на­чав­ший на­па­де­ни­ем с тыла эту слав­ную контр­ата­ку, – мы с раз­ных сто­рон во­рва­лись в село Нов­лян­ское.

 

 

(По А.А. Беку*)


* Алек­сандр Аль­фре­до­вич Бек (1902−1972)  —рус­ский со­вет­ский пи­са­тель.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 4 по­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 3.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 5  — 7 пред­став­ле­но опи­са­ние.

3)  Пред­ло­же­ние 25 на­зы­ва­ет при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 24.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 25 и 26 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 29  — 33 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.