Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 2796
i

(1)В 334 г. до Рож­де­ства Хри­сто­ва Алек­сандр Ма­ке­дон­ский во время сво­е­го по­бе­до­нос­но­го по­хо­да про­тив пер­сов, про­ле­гав­ше­го через Малую Азию, по­до­шел к Эфесу, ос­но­ван­но­му гре­ка­ми в конце вто­ро­го ты­ся­че­ле­тия до нашей эры, и, по­се­тив храм Ар­те­ми­ды, ко­то­рый тогда вос­ста­нав­ли­вал­ся после по­жа­ра, устро­ен­но­го Ге­ро­стра­том, твер­до решил день­га­ми по­мочь его стро­и­тель­ству. (2)Своим пред­ло­же­ни­ем Алек­сандр оза­да­чил жи­те­лей го­ро­да: с одной сто­ро­ны, эфес­цы бо­я­лись оскор­бить мо­гу­ще­ствен­но­го царя Ма­ке­до­нии от­ка­зом, с дру­гой сто­ро­ны, Алек­сандр, как и вся­кий че­ло­век, для ко­то­ро­го гре­че­ский язык не был род­ным, яв­лял­ся для них вар­ва­ром и не дол­жен был участ­во­вать в вос­ста­нов­ле­нии храма гре­че­ской бо­ги­не. (3)<...> жи­те­лям Эфеса уда­лось найти выход из за­труд­ни­тель­но­го по­ло­же­ния: они за­яви­ли чу­же­зем­но­му царю, что мо­гу­ще­ствен­ный вла­ды­ка по­до­бен богу, богу же не по­до­ба­ет воз­дви­гать храм бо­ги­не, и, по­льщен­ный та­ки­ми сло­ва­ми, Алек­сандр по­ки­нул Эфес, не на­ста­и­вая более на своей по­мо­щи.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Когда в 334 году до Рож­де­ства Хри­сто­ва Алек­сандр Ма­ке­дон­ский пред­ло­жил свою по­мощь в вос­ста­нов­ле­нии храма Ар­те­ми­ды в Эфесе, жи­те­ли го­ро­да от­ка­за­ли ве­ли­ко­му вла­ды­ке, так как счи­та­ли, что богу, ка­ко­вым они счи­та­ли Алек­сандра, не по­до­ба­ет воз­дви­гать храм бо­ги­не Ар­те­ми­де.

2)  Алек­сандр Ма­ке­дон­ский, пред­ло­жив по­мощь в вос­ста­нов­ле­нии храма Ар­те­ми­ды, сожжённого Ге­ро­стра­том, по­ста­вил жи­те­лей Эфеса в за­труд­ни­тель­ное по­ло­же­ние, ведь для эфес­цев ве­ли­кий царь был вар­ва­ром, а вар­ва­ру нель­зя было участ­во­вать в вос­ста­нов­ле­нии храма бо­ги­ни.

3)  Эфес­цам, не же­лав­шим при­ни­мать от Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го по­мощь в вос­ста­нов­ле­нии храма Ар­те­ми­ды, но в то же время бо­яв­шим­ся от­ка­зать ему, уда­лось с по­мо­щью лести и хит­ро­сти убе­дить пол­ко­вод­ца не ока­зы­вать по­мощь.

4)  В 334 году до Рож­де­ства Хри­сто­ва Алек­сандр Ма­ке­дон­ский, воз­глав­ляя поход про­тив пер­сов, про­ле­гав­ший через Малую Азию, пред­ло­жил жи­те­лям Эфеса свою по­мощь в вос­ста­нов­ле­нии храма Ар­те­ми­ды.

5)  Эфес­цам при­ш­лось пойти на хит­рость и лесть, чтобы убе­дить Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го не ока­зы­вать по­мощь в вос­ста­нов­ле­нии храма Ар­те­ми­ды, так как от­ка­зать­ся от по­мо­щи они бо­я­лись.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 1) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: в тек­сте нет утвер­жде­ния, что жи­те­ли Эфеса счи­та­ли Ма­ке­дон­ско­го богом, а ука­зы­ва­ет­ся, что, они при­ду­ма­ли такое срав­не­ние, дабы из­бе­жать уча­стия Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го в вос­ста­нов­ле­нии храма гре­че­ской бо­ги­не.

Пред­ло­же­ние 2) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ска­за­но, как гре­кам уда­лось выйти из за­труд­ни­тель­но­го по­ло­же­ния.

Пред­ло­же­ние 4) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ска­за­но, как эфес­цам при­ш­лось пойти на хит­рость и лесть, чтобы убе­дить Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го не ока­зы­вать по­мощь в вос­ста­нов­ле­нии храма Ар­те­ми­ды.

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста в пред­ло­же­ни­ях 3) и 5).

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: вы­со­кая
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 2777
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии?

 

Кроме того,

Сле­до­ва­тель­но,

И всё-таки

Дру­ги­ми сло­ва­ми

К со­жа­ле­нию


2
Тип Д3 № 8076
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова РОД­НОЙ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

РОДНО́Й, -ая, -ое.

1.  Со­сто­я­щий в пря­мом (кров­ном) род­стве, а также во­об­ще в род­стве. Род­ная сест­ра. Р. дядя. Го­стить у род­ных (сущ.).

2.  Свой по рож­де­нию, по духу, по при­выч­кам. Р. край. Род­ная стра­на. Р. язык (язык своей ро­ди­ны, на к-ром го­во­рят с дет­ства).

3.  До­ро­гой, милый (в об­ра­ще­нии).


3
Тип Д2 № 17103
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.