Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 3051
i

(1)<...> фре­га­та обыч­но при­чис­ля­ют к пе­ли­ка­нам, он почти ничем не похож на эту не­ук­лю­жую, на­по­ми­на­ю­щую до­маш­не­го гуся птицу и су­ще­ствен­ным об­ра­зом от­ли­ча­ет­ся от про­чих оке­ан­ских птиц. (2)По сво­е­му стро­е­нию фре­гат похож на круп­но­го со­ко­ла или даже на орла: его ниж­ние ко­неч­но­сти окан­чи­ва­ют­ся не пе­ре­пон­ча­той ути­ной лапой, а ост­ры­ми ког­тя­ми, что не поз­во­ля­ет фре­га­ту дер­жать­ся на воде, зато по­мо­га­ет ему смер­тель­ной хват­кой вцеп­лять­ся в до­бы­чу. (3)Он и в по­вад­ках своих очень по­хо­дит на со­ко­ла и орла, по­это­му мо­ря­ки зовут фре­га­та мор­ским со­ко­лом или фре­гат орлом.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Фре­гат по сво­е­му стро­е­нию и по­вад­кам боль­ше похож на со­ко­ла или орла, чем на мор­скую птицу, по­это­му мо­ря­ки на­зы­ва­ют его мор­ским со­ко­лом или фре­гат-орлом.

2)  Хотя фре­га­та при­чис­ля­ют к пе­ли­ка­нам, он по сво­е­му стро­е­нию и по­вад­кам мало на­по­ми­на­ет эту не­ук­лю­жую, по­хо­жую на до­маш­не­го гуся птицу.

3)  Ниж­ние ко­неч­но­сти фре­га­та окан­чи­ва­ют­ся ост­ры­ми ког­тя­ми, что поз­во­ля­ет ему креп­ко вцеп­лять­ся в до­бы­чу.

4)  Фре­гат не спо­со­бен дер­жать­ся на воде, по­сколь­ку его лапы не по­хо­жи на пе­ре­пон­ча­тые ко­неч­но­сти во­до­пла­ва­ю­щих птиц.

5)  Мо­ря­ки на­зы­ва­ют фре­га­та мор­ским со­ко­лом или фре­гат-орлом из-за боль­ше­го схо­же­сти по сво­е­му стро­е­нию и по­вад­кам с со­ко­лом или орлом, не­же­ли с мор­ской пти­цей.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1 и 5.

Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.