СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 1 № 3126

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей России и всех россиян.

2) Поступления в бюджет от экспорта углеводородов позволяют повышать пенсии и зарплату работникам бюджетной сферы.

3) Состояние экономики России зависит от экспорта углеводородов, что несёт в себе постоянную угрозу нового экономического спада.

4) Состояние экономики России зависит от экспорта углеводородов, а высокие цены на нефть и газ способствуют быстрому экономическому росту.

5) Постоянная угроза нового экономического спада возникает из-за того, что состояние экономики России зависит от экспорта углеводородов.


(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян — ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. (3)<...> такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно.
1
Задания Д2 № 3107

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

 

Хотя

Так,

К несчастью,

Поскольку

В то же время

Актуальность: 2016—2017
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Средства связи предложений в тексте

2
Задание 3 № 8080

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

СФЕ́РА, -ы, жен.

1. Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

2. Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).

3. Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2016—2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Лексическое значение слова

3
Задание 2 № 17105

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Предложение 1) содержит неполную информацию: не сказано о том, что зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики.

Предложение 2) не содержит главной информации: не сказано о том, что от работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян и что эта зависимость несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики.

Предложение 4) содержит неполную информацию: не сказано о том, что зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики.

Верно передана главная информация текста в предложениях 3) и 5).

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: 2016—2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Информационная обработка текстов различных стилей
Правило: Задание 1. Определение главной информации текста

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

— Сжать эту информацию в одно предложение самому;

— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;

в) слишком краткой.

 

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.

 

Таким образом, мы получим два верных высказывания.