Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4339
i

(1)Уже в на­сто­я­щее время че­ло­ве­че­ство остро ощу­ща­ет не­до­ста­ток прес­ной воды, и с каж­дым годом про­бле­ма обес­пе­че­ния водой при­об­ре­та­ет всё боль­шую остро­ту; ведь общее по­треб­ле­ние воды в мире в ты­ся­чу раз пре­вы­ша­ет ис­поль­зо­ва­ние всех осталь­ных видов ре­сур­сов вме­сте взя­тых. (2)Для уто­ле­ния «вод­но­го го­ло­да» жи­те­лей нашей пла­не­ты су­ще­ству­ют раз­лич­ные пути. (3)Один из наи­бо­лее эф­фек­тив­ных — опрес­не­ние солёных вод Ми­ро­во­го оке­а­на, тем более что боль­шие пло­ща­ди за­суш­ли­вых и ма­ло­об­воднённых тер­ри­то­рий при­мы­ка­ют к его бе­ре­гам.

В каком из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

 

1)  Боль­шие пло­ща­ди за­суш­ли­вых и ма­ло­об­воднённых тер­ри­то­рий при­мы­ка­ют к бе­ре­гам Ми­ро­во­го оке­а­на, по­это­му жи­те­ли, на­се­ля­ю­щие эти тер­ри­то­рии, ощу­ща­ют острую не­хват­ку прес­ной воды.

2)  Опрес­не­ние мор­ских вод  — это один из самых эф­фек­тив­ных путей ре­ше­ния про­бле­мы острой не­хват­ки прес­ной воды, по­это­му в на­сто­я­щее время че­ло­ве­че­ству из­вест­но не менее трид­ца­ти спо­со­бов ре­ше­ния этой слож­ной за­да­чи.

3)  Для ре­ше­ния одной из ост­рых про­блем че­ло­ве­че­ства  — не­хват­ки прес­ной воды  — су­ще­ству­ют раз­лич­ные пути, самым эф­фек­тив­ным и це­ле­со­об­раз­ным из ко­то­рых яв­ля­ет­ся опрес­не­ние солёных вод Ми­ро­во­го оке­а­на.

4)  Уже се­год­ня че­ло­ве­че­ство остро ощу­ща­ет не­до­ста­ток прес­ной воды, и с каж­дым годом про­бле­ма обес­пе­че­ния водой при­об­ре­та­ет всё боль­шую остро­ту, так как общее по­треб­ле­ние воды в мире всё время воз­рас­та­ет.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

 

----------

Дуб­ли­ру­ет 4261

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 8
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.