Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 46261
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Б)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  За­гля­нув в пе­кар­ню «Бу­лоч­ку» и не об­на­ру­жив там ни­ко­го из своих при­я­те­лей, Сер­гей по­зво­нил Мише, чтобы спро­сить, не пе­ре­пу­тал ли он место и время встре­чи.

2)  Ко­рот­ко по­кло­нив­шись, я сошёл со сцены и, обой­дя груп­пу всё ещё хло­пав­ших тка­чей, сто­яв­ших сбоку от эст­ра­ды, на­пра­вил­ся в усадь­бу.

3)  Про­фес­сор отвёл руку назад и, ак­ку­рат­но взяв у ас­си­стент­ки бле­стя­щий ни­ке­ли­ро­ван­ный ин­стру­мент, огля­дел из-под на­хму­рен­ных бро­вей окру­жа­ю­щих его людей в белых ха­ла­тах, на­сто­ро­жен­но сле­див­ших за каж­дым дви­же­ни­ем опе­ри­ру­ю­ще­го.

4)  Сойдя вниз, во­ца­ри­лось мол­ча­ние, и жен­щи­ны, кре­стясь и кла­ня­ясь, стали про­хо­дить в отворённые двери бле­стев­шей зо­ло­том церк­ви.

5)  Груп­па ту­ри­стов  — около два­дца­ти че­ло­век раз­но­го воз­рас­та  — хо­ди­ли по двор­цу и за­во­рожённо раз­гля­ды­ва­ли леп­ни­ну, зер­ка­ла, фрес­ки.

6)  В жур­на­ле «Вя­за­ние для на­чи­на­ю­щих» мама нашла очень ин­те­рес­ную мо­дель сви­те­ра, ко­то­рый, она была в этом уве­ре­на, по­нра­вит­ся её сыну.

7)  Ни Мар­ти­на Кро­нен­ге­ра, ни сек­ре­та­ря его При­ка­щи­ко­ва Вла­ди­сла­ва Его­ро­ви­ча я более не видел и го­ло­сов их, от­ча­сти жиз­не­ра­дост­ных, от­ча­сти оза­бо­чен­ных слож­но­стя­ми той самой жизни, что не толь­ко при­но­сит за­бо­ты, но и кое-какие ра­до­сти, более не слы­хал.

8)  Выйдя на пер­рон, Алёша не­сколь­ко минут стоял, пы­та­ясь по­нять, в какую сто­ро­ну ему идти, затем взял че­мо­дан­чик, прошёл не­мно­го вперёд и уви­дел вы­вес­ку «Выход в город».

9)  Люся ото­рва­лась от книж­ки, чтобы по­смот­реть, что нет ли в ва­го­не сво­бод­но­го места около окна, но, уви­дев, что все места за­ня­ты, снова по­гру­зи­лась в чте­ние.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия.

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том  — 4) Сойдя вниз, во­ца­ри­лось мол­ча­ние, и жен­щи­ны, кре­стясь и кла­ня­ясь, стали про­хо­дить в отворённые двери бле­стев­шей зо­ло­том церк­ви. КОР­РЕКТ­НО: 4) Когда мы сошли вниз, во­ца­ри­лось мол­ча­ние, и жен­щи­ны, кре­стясь и кла­ня­ясь, стали про­хо­дить в отворённые двери бле­стев­шей зо­ло­том церк­ви.

Б)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым  — 5) Груп­па ту­ри­стов — около два­дца­ти че­ло­век раз­но­го воз­рас­та — хо­ди­ли по двор­цу и за­во­рожённо раз­гля­ды­ва­ли леп­ни­ну, зер­ка­ла, фрес­ки. КОР­РЕКТ­НО: 5) Груп­па ту­ри­стов — около два­дца­ти че­ло­век раз­но­го воз­рас­та — ходила по двор­цу и за­во­рожённо раз­гля­ды­вала леп­ни­ну, зер­ка­ла, фрес­ки.

 

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем  — 1) За­гля­нув в пе­кар­ню «Бу­лоч­ку» и не об­на­ру­жив там ни­ко­го из своих при­я­те­лей, Сер­гей по­зво­нил Мише, чтобы спро­сить, не пе­ре­пу­тал ли он место и время встре­чи. КОР­РЕКТ­НО: 1) За­гля­нув в пе­кар­ню «Бу­лочка» и не об­на­ру­жив там ни­ко­го из своих при­я­те­лей, Сер­гей по­зво­нил Мише, чтобы спро­сить, не пе­ре­пу­тал ли он место и время встре­чи.

 

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния  — 9) Люся ото­рва­лась от книж­ки, чтобы по­смот­реть, что нет ли в ва­го­не сво­бод­но­го места около окна, но, уви­дев, что все места за­ня­ты, снова по­гру­зи­лась в чте­ние. КОР­РЕКТ­НО: 9) Люся ото­рва­лась от книж­ки, чтобы по­смот­реть, нет ли в ва­го­не сво­бод­но­го места около окна, но, уви­дев, что все места за­ня­ты, снова по­гру­зи­лась в чте­ние.

 

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми  — 7) Ни Мар­ти­на Кро­нен­ге­ра, ни сек­ре­та­ря его При­ка­щи­ко­ва Вла­ди­сла­ва Его­ро­ви­ча я более не видел и го­ло­сов их, от­ча­сти жиз­не­ра­дост­ных, от­ча­сти оза­бо­чен­ных слож­но­стя­ми той самой жизни, что не толь­ко при­но­сит за­бо­ты, но и кое-какие ра­до­сти, более не слы­хал. КОР­РЕКТ­НО: 7) Ни Мар­ти­на Кро­нен­ге­ра, ни сек­ре­та­ря его При­ка­щи­ко­ва Вла­ди­сла­ва Его­ро­ви­ча я более не видел и го­ло­сов их, от­ча­сти жиз­не­ра­дост­ных, от­ча­сти оза­бо­чен­ных слож­но­стя­ми той самой жизни, что при­но­сит не толь­ко за­бо­ты, но и кое-какие ра­до­сти, более не слы­хал.

 

Оши­бок нет в пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 2, 3, 6, 8.

 

Ответ: 45197.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Син­так­си­че­ские нормы со­гла­со­ва­ния и управ­ле­ния