Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 54093
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

В)  на­ру­ше­ние в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Де­тво­ра с утра рез­ви­лись во дворе, не об­ра­щая вни­ма­ния на про­хо­жих.

2)  Слу­шая пение птиц, мне было груст­но.

3)  Свер­нув­шись на ста­ром крес­ле и вздра­ги­вая во сне, кот про­спал весь день.

4)  Удары кон­ских копыт по сухой земле были пер­вы­ми зву­ка­ми, на­ру­шив­ши­ми утрен­нюю ти­ши­ну.

5)  Люди за­па­са­ли топ­ли­во на зиму, по­гружённых в свои по­все­днев­ные за­бо­ты.

6)  Музей  — это учре­жде­ние, за­ни­ма­ю­ще­е­ся не толь­ко кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем, но и хра­не­ни­ем па­мят­ни­ков ста­ри­ны.

7)  Рас­смот­ре­ние во­про­са о на­ру­ше­нии пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния дво­и­ми уче­ни­ца­ми было пе­ре­не­се­но на дру­гой день.

8)  Кос­мо­навт провёл на ор­би­те чет­ве­ро суток, вы­пол­нив за­пла­ни­ро­ван­ный объём работ.

9)  Не­ко­то­рые виды бам­бу­ка вы­ра­щи­ва­ют не столь­ко ради прак­ти­че­ских целей, но и для кра­со­ты.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия.

 

А)   на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии 1 за­клю­ча­ет­ся в том, что под­ле­жа­щее «де­тво­ра»  — един­ствен­но­го числа, по­это­му ска­зу­е­мое тоже долж­но быть в форме ед. числа:

Де­тво­ра с утра рез­вилась во дворе, не об­ра­щая вни­ма­ния на про­хо­жих.

Б)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том в пред­ло­же­нии 5 вы­ра­жа­ет­ся в том, что при­част­ный обо­рот не со­гла­со­ван с глав­ным сло­вом и на­хо­дит­ся в не­пра­виль­ном месте. Ис­пра­вим это:

Люди, по­гружённые в свои по­все­днев­ные за­бо­ты, за­па­са­ли топ­ли­во на зиму.

В)  на­ру­ше­ние в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го в пред­ло­же­нии 7 за­клю­ча­ет­ся в том, что тем, что со­би­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное «двое» не упо­треб­ля­ет­ся с име­на­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми лица жен­ско­го пола. Ис­пра­вим:

Рас­смот­ре­ние во­про­са о на­ру­ше­нии пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния двумя уче­ни­ца­ми было пе­ре­не­се­но на дру­гой день.

Г)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми в пред­ло­же­нии 9 за­клю­ча­ет­ся в том, вто­рая часть союза упо­треб­ле­на не­вер­но. Чтобы ис­пра­вить, можно пойти двумя пу­тя­ми: либо упо­тре­бить союз «не толь­ко..., но и»; либо «не столь­ко..., сколь­ко»:

Не­ко­то­рые виды бам­бу­ка вы­ра­щи­ва­ют не столь­ко ради прак­ти­че­ских целей, сколь­ко для кра­со­ты.

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том в пред­ло­же­нии 2 вы­зва­но тем, что в без­лич­ном пред­ло­же­нии ДО не упо­треб­ля­ет­ся. Ис­пра­вить можно, к при­ме­ру, так:

Когда слу­шаю пение птиц, мне ста­но­вит­ся груст­но.

 

Оши­бок нет в пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 3, 4, 6, 8.

 

AБВГД
15792

 

Ответ: 15792.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 26.03.2024. До­сроч­ная волна
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.